Лекция 5. Организационные формы управления предприятием в рыночной экономике

Звезды твои, если твоя голова, руки и сердце созданы для звезд.

Рэй Брэдбери

Работайте и ищите, не надеясь на моменты, и вы непременно найдете.

Якоб Штейнер

Система менеджмента на предприятии как социально-управляемая система

Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными в отделы, отделения, службы. Иными словами, менеджмент – это прежде всего управление социальными коллективами людей, а потому его необходимо рассматривать как социально-управляемую систему (рис. 5.1).

Система– некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Менеджмент функционирует в рамках отдельного предприятия, которое является сложной социально-экономической системой, складывающейся из управляющей подсистемы (аппарат управления – субъект менеджмента) и управляемой подсистемы (коллектив предприятия – объект менеджмента).

Системы бывают закрытыми и открытыми (табл. 5.1).

Закрытая система характерна для предприятий-монополистов при стабильной внешней среде и ясной ситуации на рынке. Менеджер должен предвидеть и корректировать повседневные задачи, принятые обязательства. Менеджмент организации в закрытой системе должен быть ориентирован на оперативное

Рис. 5.1. Системный подход в менеджменте

управление, с помощью которого оптимизируется структура факторов производства и всего производственного процесса. Модель позволяет установить технико-экономические связи и зависимости между различными факторами производства, что составляет ее сильную сторону. В модели недостаточно учитывается роль человеческого фактора в эффективной работе организации.

Таблица 5.1

Сравнительный анализ открытой и закрытой систем

Фактор сравнения

Система

закрытая

открытая

Основная цель

Экономическая

Выживание в условиях неопределенности, нестабильности внешней среды

Внешняя среда

Прогнозируемая

Совершенно неопределенная

Функция

Точно описанные права, методы

Точные инструкции отсутствуют

Контроль и ответственность

В соответствии с иерархией на предприятии

Каждый несет ответственность за отдельную проблему

Факторы престижа

Положение в иерархии, должность

Личностные качества, компетентность

Управление

Авторитарное: инструкции, правила, решения

Демократическое: информация, предложения, советы

Открытая система характерна для постоянно меняющейся внешней среды, динамично развитом рынке. Менеджер свою работу должен строить в зависимости от быстро меняющихся задач и событий, которые невозможно предвидеть. От менеджера требуются творчество, новаторство. Главная идея открытой системы заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. Главным направлением деятельности менеджеров становится стратегическое управление. Эффективность организации при этом оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способности к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий.

Системе менеджмента на предприятии присуши следующие признаки открытой системы: взаимодействие с окружающей средой, синергизм, динамическое равновесие, равенство конечных результатов.

Информация о внутренней среде организации необходима менеджеру, чтобы определить возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Анализ внутренней среды по направлениям

Направление

Составляющие направления

Производство

объем, структура, темпы производства;

номенклатура продукции предприятия;

обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость использования, система контроля запасов;

наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей;

местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства;

контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т.д.

Персонал

структура и потенциал;

квалификация;

количественный состав и текучесть кадров;

производительность труда;

стоимость рабочей силы;

интересы и потребности сотрудников

Организация управления

организационная структура, система управления;

уровень менеджмента, квалификация, способности и

интересы высшего руководства;

культура фирмы;

престиж и имидж фирмы;

организация системы коммуникаций

Маркетинг

товары, произведенные предприятием, доля на рынке;

возможность собирать необходимую информацию о рынках;

каналы распределения и сбыта;

маркетинговый бюджет и его исполнение;

маркетинговые планы и программы;

нововведения;

имидж, репутация и качество товаров;

стимулирование сбыта, реклама, ценообразование

Финансы и учет

финансовая устойчивость и платежеспособность;

прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам,

каналам сбыта, посредникам);

собственные и заемные средства и их соотношение;

эффективная система учета

Предприятие зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, подбирать методы и способы регулирования на внешние воздействия. Предприятие вынуждено приспосабливаться к внешней среде, чтобы выжить и сохранить эффективность (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Основные характеристики внешней среды

Направление

Характеристика направления

Взаимосвязанность факторов внешней среды

Уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обусловливать изменение других

Сложность внешней среды

Число факторов, на которые предприятие обязано реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора

Подвижность среды

Скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. В высокоподвижной среде предприятие или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения

Неопределенность внешней среды

Соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения

При анализе внешней среды предприятия необходимо учитывать:

ü факторы внешней среды прямого воздействия – факторы, которые непосредственно влияют на деятельность предприятия: поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителя, конкуренты и т.д.;

ü факторы внешней среды косвенного воздействия – факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на предприятие, но сказываются на его функционировании: состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и т.д.

ü управленческим технологиям оценки среды относятся:

ü PEST-анализ. Название этой технологии анализа представляет собой аббревиатуру четырех англоязычных слов:

Р – Policy – политика;

E – Economy – экономика;

S – Society – социум;

T – Technology – технология;

ü SWOT-анализ. Название этой технологии анализа также представляет собой аббревиатуру:

S – Strengths – сильные стороны;

W – Weaknesses – слабости;

О – Opportunities – возможности;

Т – Threats – угрозы.

Любое предприятие должно определить свою миссию, выражающую философию и смысл существования хозяйствующего субъекта, главную цель его деятельности. "Предоставление людям дешевого транспорта", – такова миссия компании "Форд".

Для менеджера миссия – ориентир, в соответствии с которым принимаются решения. Миссия дает представление о статусе организации и обеспечивает ориентиры для целей и стратегии на всех уровнях управления. В формулировке миссии должны быть представлены:

ü задача организации с точки зрения того, какой предпринимательской деятельностью она занимается, какие производит товары или оказывает услуги, какие использует технологии и на каких рынках реализует свою продукцию;

ü внешняя среда организации;

ü культура организации.

Цель – конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любое предприятие. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез (табл. 5.4).

Цели обладают рядом характеристик:

ü конкретность и измеримость;

ü ориентация во времени;

ü непревышение возможностей организации;

ü действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Задачицели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике. Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которые должны быть выполнены в оговоренные сроки.

Таблица 5.4

Примеры формирования целей

Область действия

Цель

Инновации

Завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции

Маркетинг

Выход на первое место по продаже определенного товара, создание собственного имиджа у товара

Производство

Достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности

Финансы

Сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование

Управление персоналом

Обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников, повышения уровня заинтересованности и удовлетворенности работающих

Менеджмент

Определение критических областей управленческого воздействия

Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией (табл. 5.5).

Таблица 5.5

Характеристика процесса менеджмента по целям

Этапы процесса менеджмента

Достоинства концепции

Ограничения эффективного использования концепции

1. Определение круга полномочий и обязанностей менеджеров всех уровней

1. Повышение эффективности работы (работник знает и свои цели, и цели организации)

1. Система не приносит успеха на плохо организованном и плохо управляемом предприятии

2. Осуществление разработки и согласование целей и задачи управления в рамках установленных обязанностей

2. Усиление мотивации к работе (участие в установлении и согласовании целей)

2. Систему трудно использовать, если отсутствует личная мотивация, информация, неудовлетворителен контроль

3. Составление реальных планов достижения поставленных целей

3. Возможность продвижения к конечному результату малыми шагами

3. Внимание руководителей сосредоточивается не на долгосрочных целях, а на достижении текущих и краткосрочных результатов

4. Осуществление контроля, корректировка заданий

4. Совершенствование систем контроля и оценки работы каждого

5. Улучшение взаимоотношений между руководителями и подчиненными