Лекция 5. Организационные формы управления предприятием в рыночной экономике
Звезды твои, если твоя голова, руки и сердце созданы для звезд.
Рэй Брэдбери
Работайте и ищите, не надеясь на моменты, и вы непременно найдете.
Якоб Штейнер
Система менеджмента на предприятии как социально-управляемая система
Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными в отделы, отделения, службы. Иными словами, менеджмент – это прежде всего управление социальными коллективами людей, а потому его необходимо рассматривать как социально-управляемую систему (рис. 5.1).
Система– некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.
Менеджмент функционирует в рамках отдельного предприятия, которое является сложной социально-экономической системой, складывающейся из управляющей подсистемы (аппарат управления – субъект менеджмента) и управляемой подсистемы (коллектив предприятия – объект менеджмента).
Системы бывают закрытыми и открытыми (табл. 5.1).
Закрытая система характерна для предприятий-монополистов при стабильной внешней среде и ясной ситуации на рынке. Менеджер должен предвидеть и корректировать повседневные задачи, принятые обязательства. Менеджмент организации в закрытой системе должен быть ориентирован на оперативное
Рис. 5.1. Системный подход в менеджменте
управление, с помощью которого оптимизируется структура факторов производства и всего производственного процесса. Модель позволяет установить технико-экономические связи и зависимости между различными факторами производства, что составляет ее сильную сторону. В модели недостаточно учитывается роль человеческого фактора в эффективной работе организации.
Таблица 5.1
Сравнительный анализ открытой и закрытой систем
Фактор сравнения |
Система |
|
закрытая |
открытая |
|
Основная цель |
Экономическая |
Выживание в условиях неопределенности, нестабильности внешней среды |
Внешняя среда |
Прогнозируемая |
Совершенно неопределенная |
Функция |
Точно описанные права, методы |
Точные инструкции отсутствуют |
Контроль и ответственность |
В соответствии с иерархией на предприятии |
Каждый несет ответственность за отдельную проблему |
Факторы престижа |
Положение в иерархии, должность |
Личностные качества, компетентность |
Управление |
Авторитарное: инструкции, правила, решения |
Демократическое: информация, предложения, советы |
Открытая система характерна для постоянно меняющейся внешней среды, динамично развитом рынке. Менеджер свою работу должен строить в зависимости от быстро меняющихся задач и событий, которые невозможно предвидеть. От менеджера требуются творчество, новаторство. Главная идея открытой системы заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. Главным направлением деятельности менеджеров становится стратегическое управление. Эффективность организации при этом оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способности к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий.
Системе менеджмента на предприятии присуши следующие признаки открытой системы: взаимодействие с окружающей средой, синергизм, динамическое равновесие, равенство конечных результатов.
Информация о внутренней среде организации необходима менеджеру, чтобы определить возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации (табл. 5.2).
Таблица 5.2
Анализ внутренней среды по направлениям
Направление |
Составляющие направления |
Производство |
объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т.д. |
Персонал |
структура и потенциал; квалификация; количественный состав и текучесть кадров; производительность труда; стоимость рабочей силы; интересы и потребности сотрудников |
Организация управления |
организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; культура фирмы; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций |
Маркетинг |
товары, произведенные предприятием, доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование |
Финансы и учет |
финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета |
Предприятие зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, подбирать методы и способы регулирования на внешние воздействия. Предприятие вынуждено приспосабливаться к внешней среде, чтобы выжить и сохранить эффективность (табл. 5.3).
Таблица 5.3
Основные характеристики внешней среды
Направление |
Характеристика направления |
Взаимосвязанность факторов внешней среды |
Уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обусловливать изменение других |
Сложность внешней среды |
Число факторов, на которые предприятие обязано реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора |
Подвижность среды |
Скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. В высокоподвижной среде предприятие или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения |
Неопределенность внешней среды |
Соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения |
При анализе внешней среды предприятия необходимо учитывать:
ü факторы внешней среды прямого воздействия – факторы, которые непосредственно влияют на деятельность предприятия: поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителя, конкуренты и т.д.;
ü факторы внешней среды косвенного воздействия – факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на предприятие, но сказываются на его функционировании: состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и т.д.
ü управленческим технологиям оценки среды относятся:
ü PEST-анализ. Название этой технологии анализа представляет собой аббревиатуру четырех англоязычных слов:
Р – Policy – политика;
E – Economy – экономика;
S – Society – социум;
T – Technology – технология;
ü SWOT-анализ. Название этой технологии анализа также представляет собой аббревиатуру:
S – Strengths – сильные стороны;
W – Weaknesses – слабости;
О – Opportunities – возможности;
Т – Threats – угрозы.
Любое предприятие должно определить свою миссию, выражающую философию и смысл существования хозяйствующего субъекта, главную цель его деятельности. "Предоставление людям дешевого транспорта", – такова миссия компании "Форд".
Для менеджера миссия – ориентир, в соответствии с которым принимаются решения. Миссия дает представление о статусе организации и обеспечивает ориентиры для целей и стратегии на всех уровнях управления. В формулировке миссии должны быть представлены:
ü задача организации с точки зрения того, какой предпринимательской деятельностью она занимается, какие производит товары или оказывает услуги, какие использует технологии и на каких рынках реализует свою продукцию;
ü внешняя среда организации;
ü культура организации.
Цель – конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любое предприятие. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез (табл. 5.4).
Цели обладают рядом характеристик:
ü конкретность и измеримость;
ü ориентация во времени;
ü непревышение возможностей организации;
ü действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.
Задачи – цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике. Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которые должны быть выполнены в оговоренные сроки.
Таблица 5.4
Примеры формирования целей
Область действия |
Цель |
Инновации |
Завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции |
Маркетинг |
Выход на первое место по продаже определенного товара, создание собственного имиджа у товара |
Производство |
Достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности |
Финансы |
Сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование |
Управление персоналом |
Обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников, повышения уровня заинтересованности и удовлетворенности работающих |
Менеджмент |
Определение критических областей управленческого воздействия |
Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией (табл. 5.5).
Таблица 5.5
Характеристика процесса менеджмента по целям
Этапы процесса менеджмента |
Достоинства концепции |
Ограничения эффективного использования концепции |
1. Определение круга полномочий и обязанностей менеджеров всех уровней |
1. Повышение эффективности работы (работник знает и свои цели, и цели организации) |
1. Система не приносит успеха на плохо организованном и плохо управляемом предприятии |
2. Осуществление разработки и согласование целей и задачи управления в рамках установленных обязанностей |
2. Усиление мотивации к работе (участие в установлении и согласовании целей) |
2. Систему трудно использовать, если отсутствует личная мотивация, информация, неудовлетворителен контроль |
3. Составление реальных планов достижения поставленных целей |
3. Возможность продвижения к конечному результату малыми шагами |
3. Внимание руководителей сосредоточивается не на долгосрочных целях, а на достижении текущих и краткосрочных результатов |
4. Осуществление контроля, корректировка заданий |
4. Совершенствование систем контроля и оценки работы каждого |
|
5. Улучшение взаимоотношений между руководителями и подчиненными |