Организационные формы территориального управления
Территориальное управление также имеет свои организационные формы.
Ассоциация добровольное объединение юридических и физических лиц. В зависимости от целевого назначения выделяются экономические ассоциации (ассоциации экономического взаимодействия: Ассоциация "Большая Волга", Дальневосточная ассоциация экономического взаимодействия, Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа "Северный Кавказ", Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации, Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение", Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона "Большой Урал", Ассоциация областей и городов Центрального района России "Центральная Россия", Ассоциация экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона России "Черноземье" и др.), технологические (Международная ассоциация воздушного транспорта, сфера деятельности которой включает обеспечение безопасности полетов, производство полетов, тарифную политику, техобслуживание, авиационную безопасность, разработку международных стандартов и т.д.), функциональные (Ассоциация бухгалтеров и аудиторов), административные (Ассоциация малых и средних городов России, созданная с целью содействия развитию местного самоуправления).
Свободные экономические и другие зоны (СЭЗ) -зоны особого экономического режима, в которых действуют льготные условия для национальных и зарубежных предпринимателей при проведении внешнеэкономических операций.
1. Зоны свободной торговли, в которых предусмотрены снижение или отмена таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами. Ориентированы на перевалку и хранение грузов (Зоны свободной торговли СНГ).
2. Экспортно-производственные (промышленно-производственные) зоны: применяется льготный амортизационный, таможенный и финансово-налоговый режим. Ориентированы на привлечение иностранного капитала и производство экспортной и импортозамещающей продукции (Особые экономические зоны в Липецкой области и Республике Татарстан).
3. Технико-внедренческие зоны: технопарки, технополисы, наукограды, на территории которых действуют различные льготы на разработку и внедрение современных технологий для национальных и зарубежных фирм и предприятий. Ориентированы на активизацию инновационного процесса (Особые экономические зоны в Московской области — г. Дубна, в Москве — г. Зеленоград, в Санкт-Петербурге — поселок Стрельна, в Томске).
4. Туристско-рекреационные зоны — территории, на которых ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма (в Краснодарском, Ставропольском краях, Иркутской, Калининградской областях и др.).
5. Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками) (Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др.).
6. Комплексные зоны, в которых сочетаются льготы, применяемые в различных зонах (специальные экономические зоны Китая, "открытые районы" КНР, а также бразильская зона "Манаус", территория "Огненная Земля" в Аргентине и некоторые другие).
По мере развития рыночных организационных отношений появляются новые организационные структуры управления развитием территорий, действенность которых определяется объективными факторами развития общества.
Организационные структуры и формы в органах власти
Каждый государственный орган имеет спою внутреннюю структуру, которая зависит от положения органа в иерархической системе управления. Совокупность национальных и региональных государственных органов управления образует организационную структуру государственных органов. Скоординированную и слаженную работу всей системы государственной власти обеспечивают организационные структуры государственного аппарата разного уровня.
Государственный аппарат — это совокупность административных органов, выполняющих исполнительно-распорядительные функции. Его структура отражает базовые задачи и функции государства и в первую очередь обеспечивает все исполнительно-распорядительные функции государства, взаимосвязи общества и государства. Госаппарат обладает властными полномочиями, имеет определенную компетенцию и сферу ответственности, образуется в установленном законом порядке.
Отличительными особенностями системы органов государственного управления являются:
— организационная упорядоченность — все государственные органы выстроены по строгой иерархии;
— узаконенность государственных институтов системы, их деятельность регламентирована соответствующими нормативными актами;
— статус каждого органа, обусловленный его предназначением, ролью и местом в системе;
— компетентность каждого органа, подкрепленная его полномочиями и функциями.
Государственный орган — это специальное образование, официально созданное государством для реализации главного предназначения государства — воплощения общей воли и интересов всех граждан в определенной сфере деятельности. Статус, компетенция, функции и полномочия каждого государственного института устанавливаются конституцией страны и соответствующими законами.
Выводы
1. Организационная структура в теории управления социально-экономическими системами означает внутреннее строение организаций, совокупность взаимосвязей между подразделениями и членами организаций, социальных общностей.
2. В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: линейная, функциональная, товарная, дивизиональная, штабная, матричная, сетевая, оболочечная. Каждый тип организационной структуры обладает своими преимуществами и недостатками, которые необходимо учитывать при создании и развитии организации.
3. Помимо организационных структур существуют организационные формы, устанавливаемые законодательством применительно к конкретным объектам и определяющие условия функционирования организации. Выбор организационно-правовой формы предприятия во многом определяется факторами эффективности управления им.
4. Территориальное управление также имеет свои организационные формы, такие как ассоциации, свободные экономические зоны.