Значение этического кодекса и его цели
Главная идея кодекса — неформальный договор, в котором стороны добровольно принимают на себя определенные обязательства. Корпоративный кодекс должен быть составлен так, чтобы отражать реальные ценности и нравственные стандарты, распространяемые по вертикали — от руководителей к подчиненным. У сотрудников, ориентирующихся на эти стандарты, могут появиться внутренние осознанные мотивы не только замечать отклонения от декларируемых норм поведения, но и добиваться их искоренения.
Таким образом, основная стратегия воплощения моральных требований в практику корпоративных отношений — это создание благоприятной атмосферы с целью выработки и внедрения целей, ценностей и норм. Корпоративный кодекс — нормативная система для упорядочивания совместной деятельности, которая имеет характер конвенции, коллективного самообязательства. Кодекс свидетельствует о приверженности организации нравственным принципам, что важно не только для ее репутации, но и для работников организации, которые могут апеллировать к кодексу, если им дают распоряжение, противоречащее требованиям кодекса. Четкие общезначимые правила, обозначенные в кодексе, минимизируют зависимость работника от произвола руководства, на их основе можно создать равноценные, справедливые условия для деятельности всех агентов.
Этические кодексы выступают не только способом осознания профессиональной идентичности и важным элементом саморегуляции и самоорганизации трудового коллектива, но свидетельствуют также о степени развития гражданского общества (как коммуникативного). В этических кодексах выражаются практические потребности в самоорганизации, характерные для любого сообщества и имеющие цели: осознание собственной идентичности, мотивирование сотрудников, регулирование разных форм взаимодействия, интеграция, повышение экономической эффективности.
Комплаенс-контроль
В деятельности финансовых компаний все большее значение приобретает комплаенс-контроль (от англ. сотрliапсе — согласие, соответствие). Корпоративный этический кодекс является главным документом, на который опирается комплаенс-контроль.
Комплаенс-контроль — новое направление профессиональной деятельности, задачей которого является проверка соблюдения правовых и моральных норм, а также минимизация репутационных рисков, возникающих в связи с нарушением этих норм. В документах Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН) функция комплаенс определяется как "независимая функция, которая выявляет, оценивает, дает соответствующие советы, отслеживает и готовит отчеты в отношении риска комплаенс, определяемого как риск юридических или регулятивных санкций, финансовых убытков, урона репутации, которые могут быть обращены на банк в результате несоблюдения им законодательства, регулирования, кодекса поведения и стандартов хорошей практики".
Могут быть разработаны дополнительные регламентирующие документы, если кодекс не включает следующих положений: "Политика принятия и дарения подарков"; "Политика сообщения о нарушениях"; "Политика о взяточничестве и коррупции"; "Политика по противодействию легализации ("отмыванию") доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; "Политика о конфиденциальности данных"; "Политика о конфликте интересов" (политика "китайских стен").
Главное, чтобы комплаенс-контроль этого подразделения не подчинялся непосредственно совету директоров. Он должен быть независимым.
Сегодня некоторые крупные российские финансовые корпорации создают собственные подразделения комплаенс-контроля, которые занимаются не только противодействием "отмыванию" средств, но являются инструментом менеджмента и в сферу своих обязанностей включают этическое регулирование. Уже создано и функционирует российское подразделение International Compliance Sentices (ICS), а в некоторых компаниях этические комитеты вытесняются комплаенс-менеджерами, что неправильно. Эти процессы свидетельствуют о свертывании механизмов обратной связи, демократических инструментов контроля и влияния работников на власть, о вытеснении механизмов морального регулирования, замещении их бюрократическими, административными механизмами контроля, о чем ярко свидетельствует то, что контролеров, комплаенс-менеджеров, нередко называют комплаенс-офицерами.
Итак, можно сказать, что этический кодекс и поддерживающие его инструменты являются опорой нравственно ответственной организации.
Принципы международного бизнеса
В настоящее время разрабатываются этические кодексы международного бизнеса. Примером может служить Декларация Ко — мировой этический стандарт, в соответствии с которым можно строить и оценивать поведение в сфере международного бизнеса.
Нормы деловой этики согласно международным стандартам
1. Честность, порядочность и надежность.
2. Уважение прав собственности.
3. Коллегиальность.
4. Конструктивная критика, исправление этических ошибок и бесконфликтность.
5. Экологический принцип.
6. Соответствие осуществляемой деятельности требованиям закона и иных правовых норм.
7. Направление информации о чьем-либо незаконном или неэтичном поведении в руководящие органы компании или в государственные органы.
8. Благотворительность.
9. Корпоративная социальная ответственность.
10. Профессионализм, компетентность и информированность.
11. Информированное согласие.
12. Конфиденциальность и профессиональная тайна.
13. Сотрудничество при конфликте интересов.
14. Защита и надлежащее использование активов корпорации.
15. Борьба с коррупцией.