Организационные формы: тенденции развития
Организационно-правовые формы, в которых существуют хозяйствующие субъекты, различны. В менеджменте рассматриваются организационно-экономические формы объединений предприятий. Они достаточно подробно рассмотрены в классических учебниках по теории управления. Среди огромного разнообразия организационных форм управления в качестве основных можно выделить: 1) организационные формы управления, которые действуют в отраслевых (межотраслевых) структурах; 2) организационные формы управления, которые действуют в региональных (межрегиональных) структурах; 3) смешанные (территориально-отраслевые) структуры управления. Первая группа организационных форм управления включает тресты, картели, синдикаты, концерны, другие отраслевые объединения. Вторая группа организационных форм управления включает территориальные формы: особые экономические зоны, региональные промышленные центры, региональные программы социально-экономического развития и др. Наконец, третья группа организационных форм управления ориентируется на комплексность в использовании преимуществ первых двух. К этой группе следует отнести холдинги, ассоциации, а также кластеры (производственного и территориального характера), федеральные округа, государственные корпорации и др.
Большая часть организационных форм управления связана с формой собственности, которая и предопределяет ее структуру. Здесь деление связано с организационной формой юридического лица и хозяйствующих субъектов без прав юридического лица. Юридические лица в свою очередь подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим организациям относятся товарищества (полные товарищества и товарищества на вере), общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы и крестьянские хозяйства. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные объединения, фонды, учреждения, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества. Все эти организационноправовые формы определяются российским законодательством и подробно описаны в специальной литературе.
Интенсификация общественных отношений во взаимодействии субъектов собственности и хозяйствования привели к созданию принципиально новых организационных форм управления. Рассмотрим некоторые из них: сетевые и оболочечные организации и стратегические альянсы.
Сетевые организации. При создании компании-сети предприятие разбивается для более гибкого выполнения производственных программ на самостоятельные в хозяйственном, а иногда и в юридическом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли).
В основе построения и функционирования сетевых компаний и их взаимодействия друг с другом лежит не узкая функциональная специализация, доказавшая на практике свои недостатки (увеличение числа уровней управления, большой объем усилий по координации и т.п.), а интеграционные процессы в управленческой деятельности. Традиционные иерархические структуры управления дополняются многочисленными горизонтальными связями.
Крупномасштабная сеть дает возможность сочетать преимущества малых и больших предприятий, используя "рычаг" знаний и опыта, замещая процедуры централизованного планирования процессом сетевого взаимодействия. Сетевые структуры в своей деятельности используют особые принципы, среди которых - принцип взаимного доверия. Каждый участник сети вносит лишь небольшой вклад в функционирование всей сетевой организации. Создание организационных сетей ведет к усилению их взаимозависимости и требует отношений доверия между подразделениями.
Эффективность сетевых компаний гарантируется рационализацией многих бизнес-процессов и как следствие - низким уровнем и рациональной структурой издержек. Кроме того, сети получают значительный эффект от масштаба. Сети исключают дублирование использования рабочей силы и мощностей на разных участках. Тем самым удается избегать высоких совокупных затрат на производство конечной продукции.
Способность сформировать сеть отношений с внешними контрагентами и бизнес-партнерами - это ключевой фактор успеха многих видов бизнеса.
В отечественной практике примерами сетевых организаций могут служить крупнейшие банки с разветвленной сетью филиалов, такие как Сбербанк, сбытовые организации и др.