Организационные формы деятельности учреждений социального обслуживания в новых правовых условиях

В свете совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений особую актуальность приобретает вопрос о функционировании бюджетных учреждений социального обслуживания в новом статусе, а следовательно, об эффективности оказания социальных услуг населению. Поскольку бюджетное финансирование осуществляется субъектом РФ лишь в объеме государственного задания, продуктивное функционирование учреждения социального обслуживания поставлено в зависимость от получаемых доходов в результате деятельности самого учреждения. Однако, учитывая, что данная сфера является экономически нерентабельной, вполне логично отсутствие заинтересованности учреждения в предоставлении социальных услуг, их ограниченный характер, выполнение только в объеме государственного задания, тогда как социально значимый характер данной деятельности очевиден.

В связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" все государственные и муниципальные учреждения разделяются на три типа: казенные, автономные и бюджетные учреждения (см. раздел 3.2). Перечень казенных учреждений ограничен, остальные государственные учреждения получили статус автономных и новых бюджетных.

Автономное учреждение избавилось от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получило право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство освободило себя от ответственности за такое учреждение. Автономные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ.

Бюджетные учреждения финансируются на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки могут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не имеет права открывать счета вне казначейской системы. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях устанавливается Минфином России. Закон также лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества. К бюджетным учреждениям относятся медучреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения.

Установлено, что бюджетное учреждение не может быть подвергнуто банкротству, но при накоплении долгов его руководитель может быть уволен. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него в оперативном управлении имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества учреждения, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Бюджетные учреждения не вправе совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Законом уточнены положения в части возможности оказания бюджетными учреждениями платных услуг сверх установленного госзадания. Установлено, что бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива.

Имеются некоторые особенности в организационных формах деятельности учреждений социального обслуживания в новых правовых условиях: автономное учреждение обязательно должно наделяться имуществом (особо ценным движимым, недвижимым) (ст. 5 Федерального закона № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" вред. Федерального закона № 83-ФЗ): решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества). Нормативный правовой акт о создании автономного учреждения должен содержать такой перечень, подтвержденный выпиской из реестра собственности федерального имущества, имущества субъекта РФ либо муниципального имущества.

У автономного учреждения обязательно должно быть государственное задание (ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" в ред. Федерального закона № 83-ФЗ): автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания). В документе о создании автономного учреждения необходимо указать срок формирования государственного задания, порядок и объемы финансового обеспечения государственного задания.

Тем не менее следует отметить в рассматриваемом контексте такой положительный аспект, как учет в качестве показателя для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ доли расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на финансирование отраслей социальной сферы.

Вопросы развития социального обслуживания, формирования рынка социальных услуг с участием негосударственных организаций находятся в сфере компетенции Департамента демографической политики и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РФ. Строго говоря, реализуя указанное положение, можно ограничиваться созданием муниципальных учреждений социального обслуживания, и данная тенденция имеет место. Привлечение же общественных организаций к участию в формировании рынка социальных услуг, содействие частным лицам и организациям пока не находит отражения ни в нормативно закрепленных полномочиях органов власти в сфере социального обслуживания, ни в издаваемых ими нормативных правовых актах. При этом особенно полезно участие общественных организаций в осуществлении контроля за предоставлением социальных услуг. Развитие социального партнерства управления и бизнеса согласуется с соответствующей стратегией на международно-правовой арене, что подтверждается решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 г. № 367 "О развитии социальной сферы в государствах - членах ЕврАзЭС и мерах по углублению интеграции в данной области".