Организационные этапы внутреннего контроля инновационной деятельности

Процесс управления инновационной деятельностью в организации невозможен без обратной связи. Поэтому обратная связь играет важную роль в процессе комплексного анализа инновационной деятельности. Прежде всего она заключается в процессе корректировки управленческих решений с целью учета изменения параметров внешней и внутренней среды. Образная связь в системе управления осуществляется за счет функций учета и контроля. Внешний контроль периодически осуществляется аудитом (проверка достоверности и корректности отчетной документации); налоговый контроль (правильность, своевременность исчисления и уплаты налогов и сборов) и бюджетный контроль (правильность расходования бюджетных средств). Внутрихозяйственный контроль решает задачи непосредственного управления текущей деятельностью, осуществляется непрерывно и ориентирован на повышение эффективности всех видов деятельности. Система бухгалтерского учета играет важную роль в таком контроле, так как предоставляет основную информационную базу для принятия решений.

Структура задач внутрихозяйственного контроля инноваций основывается на классификации видов контроля (табл. 9.5).

Объектами внутрихозяйственного контроля инноваций являются объекты бухгалтерского учета и отчетности об инновационной деятельности. К таким объектам можно отнести:

– затраты на исследования и разработки, учитываемые в составе расходов текущего периода;

– затраты на разработки и прочие затраты, капитализируемые в составе внеоборотных активов;

– затраты на приобретение нематериальных активов, приобретение и создание объектов основных средств для инновационной деятельности;

– расходы и доходы на эксплуатацию инноваций, возникающие в связи с этим активы и обязательства;

– расходы и доходы от ликвидации (продажа и прочие выбытия) нематериальных активов и основных средств, обеспечивающих инновационную деятельность;

– затраты по обслуживанию капитала, привлекаемого для финансирования инноваций;

– денежные потоки от инновационной деятельности (складывающие из притоков и оттоков денежных средств и их эквиваленты по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности инновационных сегментов)[1].

В рамках комплексного анализа контролю подвергаются не только объекты бухгалтерского учета, но и вся плановая, организационная и управленческая информация. В рамках предварительного, текущего и последующего анализа инноваций контроль плановой (прогнозной) и фактической информации должен предварять контроль соответствия нормативным и законодательным документам, а затем осуществляется контроль эффективности проводимых мероприятий.

Существует два основных подхода к организации контроля инноваций. Первый проводится по временны́м признакам: предварительный, текущий, последующий. Во втором случае контроль организуется по целевым установкам: достоверности, соответствия и эффективности. Однако

Таблица 9.5

Структура задач контроля для анализа инноваций в организации

Виды контроля по временны́м периодам

Целевые виды контроля инноваций

контроль достоверности

контроль соответствия и сметный контроль

контроль эффективности

Предварительный

Проверка достоверности показателей планов инноваций, финансовой информации и показателей информационной базы для принятия решений

Проверка соответствия планов и смет инноваций показателям бюджета, принятой стратегии и политики, законодательству и внутренним инструкциям

Проверка эффективности инноваций в соответствии с принятой стратегией развития, степени влияния на организацию, выбора вариантов ИП

Текущий

Проверяется достоверность информации бухгалтерского и оперативного учета об информационной деятельности на данный момент. Проверяются плановые и прогнозные показатели

Проверяется соответствие операций существующим инструкциям, стратегическим планам, в рамках законодательства

Оценивается эффективность инновационной деятельности на данном этане

Последующий

Проверка достоверности данных учета и отчетности по инновационной деятельности, их обоснованности прогнозам и планам

Проверка соответствия планов инноваций и их фактической реализации в рамках стратегии, внутренним документам и законодательству

Оценка эффективности инноваций и инновационной деятельности в целом, методам принятия решений в рамках инновационного менеджмента

на практике эти подходы объединяются, и управление инновационными проектами передается в функциональные подразделения. Разработчики проводят планирование по предварительной оценке инноваций. Линейные подразделения, отвечающие за их реализацию, проводят капитальное строительство, подготовку производства и эксплуатацию, но остаются дифференцированными между учетными, аналитическими и другими подразделениями организации. Выбор подхода анализа и контроля зависит от структурных особенностей организации.

Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ΦЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" требует обязательного проведения предварительной экспертизы. Следовательно, предварительный внутрихозяйственной контроль играет важную роль при анализе инновационной деятельности и может включать:

– проверку того, насколько достоверными являются экономические показатели и данные, составляющие информационную базу инновационного управления;

– проверку финансовой информации, заложенной в прогнозе, которая обеспечивает плановые мероприятия инновационной деятельности и формирование стратегических планов;

– проверку достоверности бюджетных плановых показателей инноваций;

– проверку соответствия планов и бюджетов (смет) инноваций нормативным актам и внутренним документам (технике безопасности и т.п.);

– оценку эффективности инновационной деятельности и влияния на конечные результаты организации, а также контроль эффективности инновационной деятельности;

– проверку выбранных вариантов инвестиционных средств на оптимальность.

Текущий анализ на основе контроля фактических показателей позволяет сформировать информационную базу для оперативных управленческих решений но корректировке деятельности в рамках плановых показателей. Текущий контроль принято разделять на следующие этапы:

– проверка достоверности данных бухгалтерского учета и внутренней отчетности но инновационной деятельности;

– проверка соответствия текущих операций нормативным актам и внутренней документации организации;

– оценка отклонений фактических параметров внешней и внутренней среды от прогнозированных, и проверка эффективности прогнозирования и планирования;

– оценка эффективности инноваций с учетом фактических данных, оценка влияния инноваций на эффективность деятельности организации в целом;

– оценка соответствия инноваций корпоративной стратегии и корпоративной стратегии – фактической ситуации[2].

Последующий анализ и контроль решает почти те же задачи, что и текущий, но информационная база для него наиболее объективна и систематизирована. Результатами последующего контроля являются анализ условий, при которых осуществлялся инновационный проект, выявление недостатков и разработка рекомендаций по его улучшению. Последующий контроль не может повлиять на инновационный процесс, так как инновации уже завершили свой ПЖЦ, но можно сделать выводы на будущее обеспечение и организацию деятельности по новому инновационному проекту на основе полученного опыта. В дальнейшем контроль инновационной деятельности включает следующие этапы:

– проверка достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности по инновационной деятельности;

– проверка соответствия фактов хозяйственной деятельности нормативным актам и внутренней документации (планам, бюджетам, приказам, инструкциям и т.п.);

– оценка фактической эффективности инноваций и их влияния на результаты организации в целом;

– контроль за выполнением стратегических задач и достижением целей инновационной политики;

– контроль обоснованности прогнозирования и планирования;

– контроль эффективности корпоративной стратегии, инновационной, маркетинговой, инвестиционной, финансовой политики и методов управления инновациями.

Следует отметить, что все виды контроля должны проводиться на основе единой системы контролируемых экономических показателей (критические точки, критерии оценки эффективности). Такой подход позволяет создать взаимосвязанную последовательную систему контроля над инновационной деятельностью в период ПЖЦ, что в сою очередь соответствует реализации системного подхода при проведении анализа.

Объектами контроля достоверности должны быть наиболее значимые экономические показатели, т.е. те показатели, которые непосредственно влияют на оценку эффективности инноваций. Практика показывает, что к таким показателям можно отнести:

– сумму изначальных инвестиций, в том числе на приобретение и создание внеоборотных активов;

– расходы на текущую деятельность (эксплуатация инноваций);

– прибыль от эксплуатации инновационных продуктов;

– активы и обязательства инновационного сегмента рынка;

– затраты на обслуживание кредитов, займов и других источников финансирования инновационной деятельности (в том числе и собственные средства).

Следует отметить, что денежные потоки нс являются контрольными показателями, так как представляют собой результативную величину, получаемую на основе выделенных экономических показателей, и используются только для итоговой оценки влияния отклонений от плана инвестиций.

Финансовый эффект от инноваций (прибыль или убытки) формируется как разность между доходами и соответствующими расходами Активы инновационной деятельности (обязательства и собственные средства финансирования) образуются за счет инвестиционных затрат, вложенных во внеоборотные активы и в оборотный капитал. Для проведения встречной проверки целесообразно выделить контрольные точки – активы и обязательства по инновационной деятельности.

Все расходы, связанные с обслуживанием финансирования инноваций, определяют ставку дисконтирования (она не учитывает риски). Затраты на исследование и разработку инноваций, признаваемые расходами текущего периода и не включаемые в оценку инновационного проекта, используются для оценки эффективности инновационной деятельности организации в целом.

Выделение контролируемых параметров и систематизация этапов контроля инноваций позволяют проследить взаимосвязи между системами учета, контроля и анализа (бухгалтерского и управленческого учета, финансового, оперативного, стратегического и экономического анализа) внутрихозяйственной деятельности.