Лекция 15. Организационное поведение в международном бизнесе

В результате изучения материала главы студент должен:

знать

• параметры кросс-культурных различий;

• основные типологии деловых культур;

• особенности организационного поведения в разных странах;

• специфику управления персоналом мультинациональных компаний, организаций, международными проектами;

уметь

• выявлять специфику ведения бизнеса в разных странах;

• использовать методы анализа культурных особенностей делового поведения представителей разных стран и кросс-культурного менеджмента;

• проводить диагностику российской деловой культуры и моделей управления;

владеть

• способностью осуществлять эффективное деловое взаимодействие с представителями зарубежных деловых культур на основании развития кросс-культурной компетенции;

• навыками менеджмента в современном поликультурном бизнесе, умением работать с учетом кросс-культурных различий.

Национальная деловая культура и параметры кросс-культурных различий

Понимание деловой культуры своего партнера – важнейшее условие эффективного взаимодействия в международном бизнесе. Чтобы понять свою роль на глобальном рынке и строить бизнес, опираясь на реалии своего рынка, необходимо понимать то место, которое занимает национальная деловая культура среди деловых культур мира. Необходимо изучать особенности национальных культур, их влияние на культуру конкретной организации и организационное поведение, разрабатывать методы улучшения межкультурного взаимодействия, мотивации, лидерства с учетом специфики культуры страны.

Национальная культура во многом определяет поведение работников компании и оказывает серьезное влияние на организационную культуру и модель управления. Этим объясняется внимание менеджеров к изучению национальных особенностей, межкультурных различий в тех странах, где они работают. Культурологический анализ помогает понять процессы, происходящие внутри организаций, объединяющих представителей различных культурных, субкультурных и профессиональных групп. Концепция организационной культуры не только способствует пониманию субкультурных феноменов внутри организации, она используется для анализа проблем межнационального и межэтнического взаимодействия, так как все чаще приходится работать с представителями всевозможных сообществ в рамках совместных предприятий, стратегических альянсов и объединений. Национальную культуру можно определить как совокупность ценностей, установок, убеждений и норм, принятых в стране и разделяемых большинством ее жителей. Ее неотъемлемой частью является национальная деловая культура. Национальная деловая культура включает в себя нормы и правила ведения бизнеса, деловую этику, деловой этикет. Национальная культура оказывает влияние на глубинный уровень организационной культуры (по модели Э. Шейна), уровень общечеловеческих ценностей, верований, базовых представлений, что в конечном счете и определяет специфику культуры конкретной организации (формирует уровни ценностей и артефактов).

Исследователи, изучающие поведение людей в различных национальных культурах, выделяют ряд параметров, которые позволяют выявить культурные различия и сходства. Наиболее важными из этих параметров являются религия, язык, отношение к формальностям, социальное и личное пространство, отношение к природе, отношение к использованию времени, отношения между людьми.

Религия оказывает серьезное влияние на характер деловых связей, этические установки работников, их внешний вид, потребительское поведение, график работы. В исламе, например, некоторые виды деловой активности находятся под запретом. Среди них ростовщичество (что определяет специфику банковской сферы), сделки с повышенным риском (опционы, фьючерсы), виды деятельности, несовместимые с моралью ислама (игорный бизнес, лотереи, спекуляции с ценными бумагами), традиционное коммерческое страхование, производство и торговля запрещенными товарами (алкоголем, табачной продукцией, свининой, предметами языческого поклонения и др.). Очень сильное влияние на ведение бизнеса в азиатских странах (Китай, Сингапур, Гонконг) оказало конфуцианство, что проявляется в неравенстве отношений "отец – сын", "старший – младший", "руководитель – подчиненный", в необходимости всегда сохранять свое лицо, в коллективизме и высокой ценности человеческих отношений в бизнесе. Христианство в силу своей неоднородности демонстрирует сложное отношение к предпринимательству. Если протестантизм, прежде всего кальвинизм и лютеранство, способствует развитию предпринимательства (как это показал еще М. Вебер), то православие всегда относилось с большим подозрением к "чистому духу стяжательства" (хотя многие исследователи деловой культуры говорят о некотором сходстве протестантизма со старообрядчеством в отношении к бизнесу).

Язык в модели организационной культуры Э. Шайна является одним из артефактов культуры организации, вершиной айсберга, в основании которого лежат культурные ценности, нормы, верования, базовые предположения. В межкультурной коммуникации принято различать коллективистский и индивидуалистский типы культуры. Коллективистская культура распространена преимущественно среди восточных народов, у которых ведущей ценностью является отождествление человека с коллективом. Часто представители такой культуры употребляют местоимение "мы", высказывая свое личное мнение. В целях улучшения межличностного взаимодействия личные интересы уходят на второй план. Коллектив, группа оцениваются как устойчивые феномены социального мира, в то время как отдельный индивид – как его преходящая часть. В индивидуалистских культурах главной ценностью, напротив, является личность. Тип культуры порождает особый тип общения. Так, представители коллективистских культур стараются избегать прямых речевых взаимодействий, используя невербальные средства коммуникации, в то время как представители индивидуалистских культур предпочитают прямые, вербальные, формы общения.

Не менее важным аспектом межкультурного взаимодействия являются невербальные коммуникации. Мимика, жесты, взгляды, паузы, знаки приветствия в разных культурах и субкультурах могут иметь различный смысл. Например, классический американский жест "о'кей" (все в порядке) в Японии означает деньги, во Франции – ноль, в Тунисе – я тебя убью, а в ряде стран Латинской Америки имеет оскорбительное значение. Крепкое и энергичное рукопожатие, традиционное для делового протокола США, Европы, России, абсолютно не принято в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Большое значение в кросс-культурных коммуникациях имеет взгляд. В арабских странах, Латинской Америке, Юго-Восточной Европе партнеры при общении стараются все время смотреть друг другу в глаза, в то время как в большинстве стран Азии прямой взгляд в глаза считается неприличным и может рассматриваться как демонстрация угрозы или враждебности.

Важным параметром для понимания культуры является использование социального и личного пространства. В некоторых культурах поощряется использование социального пространства, в других предпочтение отдается личному пространству. В Северной Америке предпочитают личное пространство – чем больше ограничен доступ к руководителю, тем выше его статус. Восточная культура ориентирована на социальное пространство – руководитель часто находится в одной комнате с подчиненными. Индивидуальная дистанция между людьми также определяется культурными традициями страны. Арабы и латиноамериканцы в процессе переговоров стремятся максимально сократить дистанцию, вторгаясь в чужое интимное пространство. Представители скандинавских стран, Северной Америки, большинства европейских стран предпочитают большую дистанцию (0,5– 1,5 м), что воспринимается носителями других культур как холодность, неприязнь ("чопорные англичане"). Попытка сократить индивидуальную дистанцию может вызвать негативную реакцию и создать неудобство для партнера.

В разных культурах можно наблюдать различное отношение к соблюдению формальностей, связанных с ведением бизнеса, традициями, обычаями, ритуалами. Прежде чем начать переговоры, представители восточной и латиноамериканской культур совершают определенный ритуал знакомства, проводят предварительную беседу на отвлеченные темы. В то же время североамериканцы, немцы и некоторые другие народы сразу переходят к делу, не тратя время на пустые разговоры. По-разному носители тех или иных культур относятся к соблюдению рабочего графика, сроков, к опозданиям. Таким же образом отличается в разных культурах отношение к выполнению контракта. Так, для американцев, немцев, британцев соблюдение всех требований контракта является обязательным, никакие обстоятельства (даже очень важные) не могут оправдать его невыполнение. Для представителей стран Азии контракт также важен, но в случае серьезных изменений обстановки, появления новых обстоятельств возможным и правильным является пересмотр контракта на взаимовыгодной основе. А, например, латиноамериканцы воспринимают контракт как некий "идеальный" документ, к соблюдению которого по возможности надо стремиться.

В разных национальных культурах существует различное отношение людей к природе. Это может быть подчинение природе, поиск гармонии с природой либо господство над природой. В некоторых странах доминирует подчиненное отношение к природе, обожествление природы, природные катастрофы воспринимаются как наказание, кара. Представители других стран, прежде всего азиатских, стремятся жить в гармонии с природой. Человек является частью природы, поэтому он не должен наносить вред окружающей среде: загрязнять ее, неразумно использовать природные богатства. Это проявляется, в частности, в стремлении к использованию энерго- и ресурсосберегающих технологий. В большинстве западных стран человек противопоставляет себя природе, стремится господствовать над ней ("все на благо человека!") и своей хозяйственной деятельностью наносит ей непоправимый вред. Отношение индивида к природе формирует его мировоззрение, создает нормы и стереотипы поведения, которые проявляются и в организациях.