Организационное обучение. Обучающаяся организация
Особое место в теории организационного развития занимает концепция организационного обучения, разработанная Арджирисом, Шопом, а затем развитая Сенге.
Организационное обучение - приспособление той или иной организации к изменяющимся условиям и проблемным ситуациям окружающей среды посредством получения и переработки информации, необходимой для выработки и принятия оптимальных решений.
Арджирис определяет организационное обучение как процесс выявления и корректировки ошибок. По его мнению, организации обучаются через индивидуумов, действующих как агенты: деятельность индивидов, направленная на обучение, в свою очередь порождается влиянием факторов окружающей среды, совокупность которых может быть названа обучающейся организационной системой.
Выделяют четыре составляющих организационного обучения: приобретение знания, распространение информации, интерпретация информации и организационная намять.
Крис Аржирис и Дональд Шон выделили три типа организационного обучения. Обучение но типу "единственный цикл" или "одинарная петля" происходит, когда обучение позволяет обнаружить и откорректировать ошибки. В рамках такого обучения организация учится лучше достигать своих целей, при этом не требуется изменения организационных норм Второй уровень - это обучение умению учиться, так называемый "двойной цикл" или "двойная петля", т.е. обучение одиночной петле. Этот уровень требует изменения политики организации и организационных норм. Третий тин организационного обучения имеет место, когда организация проводит исследование системы обучения и осуществляет поиск, а также коррекцию ошибок. В этом случае обучение определяют как "тройное обучение".
Концепция организационного обучения получила развитие в работе Питера Сенге "Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации". Если организационное обучение - это процесс, то обучающаяся организация - структура.
Обучающаяся организация - это организация, в которой нельзя не учиться, потому что обучение вплетено в повседневные операции. Сенге также определяет обучающую организацию как группу людей, постоянно развивающих свои способности создавать то, что они хотят создавать. Можно определить обучающуюся организацию как организацию, в которой вживлена философия прогнозирования, реагирования и ответа на изменения, комплексность и неопределенность организационного окружения. Скорость, с которой организация обучается, может стать единственным удерживаемым конкурентным преимуществом.
Обучающаяся организация - это организация, все члены которой участвуют в идентификации и решении проблем, что дает ей возможность постоянно экспериментировать, изменяться и совершенствоваться, а значит, развивать способности к росту, обучению и достижению поставленных целей (Р. Дафт).
Концепция обучающейся организации основана на трех основных элементах: командная структура, наделение работ-пиков властью и обобществление информации (рис. 14.4).
Перечислим характеристики обучающейся организации.
1. Обучающийся подход к выработке стратегии.
2. Партисипативная политика управления (наделенные властью работники).
3. Информационная открытость.
4. Системы учета и контроля деятельности организации как инструмент анализа, обучения и совершенствования.
5. Внутренний обмен услугами между подразделениями, обладающими возможностями действовать по своему усмотрению.
6. Гибкие механизмы вознаграждения.
7. Гибкая, "дающая возможности" структура. Подразделения и другие "границы" рассматриваются скорее как временная структура, которая при необходимости может быть изменена. Должности и роли определены таким образом, чтобы создать условия для экспериментов и роста.
Рис. 14.4. Элементы обучающейся организации
8. Постоянное "сканирование" окружающей среды.
9. Совместные проекты организации и связанных групп.
10. Климат, способствующий обучению.
11. Постоянное саморазвитие каждого сотрудника.
Сенге считал, что скорость, с которой организация обучается, может стать единственным удерживаемым конкурентным преимуществом. Концепция Питера Сенге базируется на пяти "умениях организации", которые должны развиваться одновременно.
1. Мастерство в совершенствовании личности. Лишь немногие компании поощряют своих сотрудников в движении вперед, а остальные в результате имеют "неиспользованные, впустую пропадающие ресурсы".
2. Интеллектуальные модели. Модели или стереотипы в отношении различных управленческих ситуаций так же укоренены в нас, как и чисто бытовые. Именно поэтому многие хорошие управленческие идеи так и остаются не воплощенными в жизнь.
3. Общее видение и "созидательное намерение" (между видением и текущей ситуацией). По мнению Сенге, благодаря общему видению люди учатся "не потому, что им так велели, а потому, что им этого хочется".
4. Групповое обучение. Сенге полагает, что именно диалог между сотрудниками приводит к таким прозрениям, которые могут быть абсолютно недоступны для каждого в отдельности.
5. Системное мышление. Без этой дисциплины все остальные умения и знания так и останутся "разрозненными приемами, модной новинкой науки управления", пишет Сенге.
Точно так же, как люди, организации могут быть неспособными к обучению. Само по себе обучение не делает человека более эффективным. По способность обучаться является важным конкурентным преимуществом. Питер Сенге писал, что все другие виды ресурсов - капитал, труд, сырье, даже технологии и знания - могут быть скопированы конкурентами, но никто не в состоянии купить, скопировать или воспроизвести способность организации учиться. Способность учиться и, главное, быстро преобразовывать новые знания в действия - это не просто обучение на основе проб и ошибок, а целенаправленная стратегия.
Неспособность обучаться не позволит компании бороться со своими проблемами, что в результате приведет к снижению эффективности и конкурентоспособности.
Большая часть компаний умирает преждевременно из-за неспособности обучаться. Они оказываются неспособными адаптироваться к изменениям внешней среды. В то же время некоторые компании существуют многие десятилетия, и причина такого долголетия - именно способность к развитию, изменению и достижению новых целей.