Организационно-управленческие факторы

Как известно, коррупция всегда увеличивается там и тогда, когда государство находится в стадии модернизации. Это было и раньше, например во времена Петра I, это происходит и сейчас. Поэтому неудивительно, что коррупция следует общим закономерностям развития стран, переживающих переходный период.

Безусловно, коррупция во многом является одним из продуктов распада советской системы.

Сложившийся в советские годы принцип взаимоотношений государственных и муниципальных органов, разрушенный в условиях рыночных отношений, породил множество возможностей и злоупотреблений (например, взятки на предмет выдачи лицензий, документов и т.д.).

Начиная с 1990-х гг. в России стали появляться и кадровые проблемы. Непрофессиональные и неквалифицированные кадры стали неудержимо рваться к кормушке власти. В результате появилась новая волна чиновников, использующих возможности своего служебного положения в целях, весьма далеких от благородных.

Один из наиболее важных факторов, детерминирующих коррупцию, – далекое от цивилизованного совершенства регулирование прав собственности. Появилась исключительная возможность контроля чиновничества за процессом разгосударствления (приватизация) и его закрытость. Именно в 1990-е гг. относительно легко можно было присвоить значительную часть стоимости собственности (земли, нефти, газа, энергетики и др.). Реформирование государства и его собственности привело к "приватизации государства". Произошел переход "в частную собственность" прав распоряжения властью государственными ресурсами.

Распад старой системы породил кризис силовых и правоохранительных структур. По причине низкой заработной платы, потери идеологических ориентиров они стали работать не на власть и общество, а сначала на самосохранение, затем и на личное обогащение. В 1990-х гг. произошел большой кадровый отток в коммерческие структуры и организованный криминал. Пожалуй, с этого момента борьба с коррупцией становится весьма затруднительной. Отсутствие контроля со стороны правоохранительных органов породило очередную волну коррупции во всех эшелонах власти.

Изложенные положения вписываются в предложенную Робертом Клитгаардом формулу коррупции:

Коррупция = Монополия + Дискреционная власть – Ответственность.

Монополия представляет собой совокупность возможностей чиновников; дискреционность власти – свободу действий (бесконтрольность, минимизацию риска) по собственному усмотрению в рамках закона, а "минус ответственность" означает отсутствие антикоррупционного противодействия со стороны государства и общества.

К числу организационно-управленческих причин существования коррупции в условиях непрекращающегося реформирования органов государственной власти и местного самоуправления в современном российском обществе следует отнести нестабильность государственной службы в этих органах. Формируется определенный тип поведения, рассчитанный на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную, прибыль.

Следует указать на такую причину, как политический фаворитизм, проявляющийся в неоправданном выдвижении людей, которые не обладают способностями и должными нравственными качествами, необходимыми для занятия соответствующей государственной или муниципальной должности. Например, в 2007 г. на пост министра обороны был назначен А. Сердюков. Самая печальная ситуация, утверждает К. Кабанов, Председатель национального антикоррупционного комитета, в том, что государственное финансирование в Минобороне России и других силовых ведомствах в своем большинстве засекречено и контролировать (к примеру, госзакупки) крайне сложно. Поэтому размер откатов в этих отраслях достигает 60%. Другой пример. Подрядчик "Оборонсервиса" ОАО "Славянка", которому доверили эксплуатацию зданий и сооружений военных городков по всей России и других республик СНГ, получил 90 млн руб. за ремонт систем кондиционирования в одном из зданий Министерства обороны в Москве, которые в реальности на объекте отсутствовали. Кроме того, следует признать, что в государстве отсутствует надлежащая форма социального контроля (например, со стороны гражданского общества) над сферой политических отношений, деятельностью представителей органов государственной власти и местного самоуправления и принимаемыми ими решениями.