Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта
Главной проблемой, определяющей успех исследований, является технология совместной деятельности исследователей, реальное функционирование интегрального интеллекта. Такая технология строится в зависимости от множества факторов, таких как цели исследования, характер исследуемых проблем, организационно-технические возможности, фактор времени, потенциал интегрального интеллекта (опыт, знания, социально-психологические качества исследователей и др.), финансовое обеспечение и пр.
Однако существуют общие принципы эффективного построения технологии исследовательской деятельности, которые должны лежать в основе ее организации (рис. 3.10).
Рис. 3.10. Принципы совместной исследовательской деятельности
1. Принцип научного равенства – свободное высказывание идей, мнений, оценок, предложений, гипотез. Не принимаются во внимание формальные характеристики личности – возраст, должность, звание, научная степень и пр. Значимость, ценность, истинность и практическая применимость идей должны оцениваться независимо от того, кем и при каких обстоятельствах они высказаны. Нельзя ценность идеи связывать с ее источником.
2. Принцип консультативности. Каждый должен иметь возможность и обязанность быть консультантом в той сфере знаний и деятельности, в которой он по максимуму развил свои способности. Консультант – это помощник в развитии и коррекции идеи. В совместной исследовательской деятельности необходим свободный выбор консультантов.
3. Принцип творческой активности. Он заключается в предоставлении каждому права на творческую деятельность. Не следует стремиться превратить человека только в исполнителя заданий научного руководителя и ограничивать его возможности экспериментировать.
4. Принцип организации ресурсов, их распределения и сочетания по назначению, структуре, величине и, очень важно, по временны́м параметрам. Нет технологий, которые не зависели бы от фактора времени, нет проблем, решение которых обладало бы характеристиками безвременья.
5. Принцип конструктивной критичности. В работе исследовательской группы возможна и полезна критика. Она способствует поиску новых аргументов, оттачиванию формулировок, корректировке позиций, обогащает поиск. Но критика может быть различной. Недопустима амбициозная, бездоказательная критика, перенесение критических замечаний с идеи на человека, ее высказавшего, критика, убивающая инициативу и энтузиазм.
Особенность конструктивной критики заключается в том, что она построена не на голом отрицании или разрушении, а на предложении новых подходов, корректировках, изменениях, дополнениях. Требования конструктивной критики, как правило, сбивают накал амбициозности. Отрицать что-либо всегда проще, чем утверждать.
6. Принцип сочетания локального и общего обсуждения проблем. Одной из важнейших особенностей интегрального интеллекта является проявление индивидуальности в общей работе, гармония индивидуальности и коллективности. Именно этого необходимо достичь при построении технологии деятельности интегрального интеллекта.
7. Принцип мысленного экспериментирования по ошибочным, абсурдным, сомнительным вариантам решений. В технологии исследовательской деятельности должно действовать право на ошибочное мнение, фантазию. Ведь и ошибки, и фантастические на первый взгляд варианты иногда являются толчком для поиска и определения рациональных решений.
8. Принцип минимального контроля, который необходим для всевозможных корректировок технологии исследования, для обратной связи и увязывания различных видов деятельности, но при этом он не может и не должен быть сдерживающим фактором для творческой деятельности.
9. Принцип формирования психологического комфорта исследования. В деятельности интегрального интеллекта существует понятие "подогрева". Это важный этап деятельности, способствующий формированию определенной атмосферы работы, раскачиванию мысли, снятию психологических ограничений, мотивированию поиска, творчества, самостоятельности.