Лекция 7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• экологическое нормирование; нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду; нормативы предельно допустимого изъятия компонентов природной среды;
• стандартизацию и сертификацию;
• оценку воздействия на окружающую среду и экологическую экспертизу;
• порядок объявления зон экологического неблагополучия и чрезвычайной экологической ситуации;
уметь
• составлять материалы о характере, масштабах и оценке воздействия на окружающую среду, возможности минимизации таких воздействий;
• предоставлять информацию о месте размещения объекта, выборе технологий;
• совершать юридически значимые действия в точном соответствии с действующим природоресурсным законодательством и законодательством, регулирующим проведение экологической экспертизы;
• правильно применять юридическую терминологию;
владеть навыками
• работы с правовыми актами и материалами, предоставляемыми для проведения экологической экспертизы, с документами обжалования отказа в проведении экспертизы, заказом независимого экспертного заключения;
• составления документов для защиты прав и свобод человека в сфере конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.
Экологическое нормирование
Значение нормирования. Регулирование общественных отношений в области природопользования и охраны окружающей среды осуществляется путем установления обязательных для исполнения гражданами, хозяйствующими субъектами нормативных предписаний, для чего определяется и применяется организационно-правовой механизм. Его элементами являются:
• экологическое нормирование;
• оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
• установленная в законодательстве возможность объявления зон экологического неблагополучия;
• экологический аудит, мониторинг, надзор и контроль (рассмотрение последних ввиду их новизны и значимости выделяется в отдельную главу).
Экологическое нормирование
Экологическое нормирование заключается в установлении уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства и с учетом современного уровня науки, техники и международных правил и стандартов. Нормативами в области природопользования и охраны окружающей среды являются установленные показатели, параметры их качества, пределы допустимого воздействия на природу, при соблюдении требований которых обеспечивается экологическая безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохранение биологического разнообразия.
Экологическая безопасность определяется в ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В указанном законе нормированию посвящена гл. V, содержащая основы нормирования, виды нормативов, порядок их установления. Определения нормативов приведены в ст. 1 этого закона. Нормативные предписания содержатся также в иных законах и кодексах: ВК, ЗК, ЛК, Федеральных законах "О животном мире", "Об отходах производства и потребления", "Об охране атмосферного воздуха", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определены основы государственного санитарно-гигиенического нормирования.
Сами нормативы устанавливаются актами соответствующих органов исполнительной власти. Субъекты РФ вправе устанавливать нормативы качества окружающей среды не ниже определенных на федеральном уровне. Нужно оценивать возможность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на окружающую среду, способность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия.
Экологическое нормирование осуществляется исходя из технологических возможностей на определенном этапе промышленного развития. Соблюдение установленных нормативов является обязанностью хозяйствующих субъектов. За их нарушение субъекты правоотношений несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Нормативы делятся на группы, представленные на рис. 7.1.
Рис. 7.1. Природоохранные нормативы
Нормативы качества окружающей среды. Эти нормативы представляют собой критерии для оценки состояния окружающей среды по химическим, физическим, биологическим параметрам (рис. 7.2). Нормативы качества окружающей среды являются формализованными признаками благоприятной окружающей среды, право на которую гарантировано ст. 42 Конституции РФ.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в окружающей среде, а также нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду.
ПДК и ПДУ как элементы состояния окружающей среды формируются при суммарном воздействии на нее определенной совокупности антропогенных (созданных человеком) объектов. Например, на территории населенного пункта функционируют несколько фабрик. В результате их суммарных выбросов концентрация, к примеру, химических веществ в атмосферном воздухе не должна превышать установленных пределов. ПДК и ПДУ, которые содержатся в санитарных правилах и нормах (СанПиН), санитарных правилах (СП), гигиенических нормативах, технических регламентах.
Предельно допустимые концентрации вредных химических веществ, вредных микроорганизмов и иных биологических веществ представляют собой нормы нахождения какого-либо вещества в определенном компоненте окружающей среды (атмосферном воздухе, воде, почве). Например, установлены максимальная концентрация бензола в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, среднесуточная концентрация диоксида серы в атмосферном воздухе населенного пункта.
Нормативы ПДК вредных веществ дифференцируются в зависимости от природно-климатических условий, назначения природных или природно-антропогенных объектов. Они предназначены для оценки воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду, в том числе оценки возможности реализации такой деятельности. Например, в ряде особо крупных городов в настоящее время формально невозможно размещение нового предприятия, так как в компонентах окружающей среды города уровни ПДК уже превышены.
Окружающая среда должна также соответствовать допустимым физическим показателям ее состояния. Для оценки состояния окружающей среды по физическим показателям (уровень шума, тепла, радиоактивного воздействия) действуют нормативы ПДУ.
Рис. 7.2. Нормирование качества окружающей среды
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Такие нормативы представляют собой пределы вредного воздействия, установленные для отдельных источников такового. Это предписания в отношении конкретных хозяйствующих субъектов о том, что в результате их деятельности в окружающую среду, к примеру, может поступать определенное количество загрязняющих веществ, но не более. Именно путем данных ограничений обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды.
В эту группу включаются нормативы, представленные на рис. 7.3.
Рис. 7.3. Нормирование допустимого воздействия на окружающую среду
Проекты нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов разрабатывают субъекты хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Затем разработанные проекты представляются на утверждение соответствующего органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, который выдает предприятию, учреждению, организации, осуществляющим своей деятельностью воздействие на окружающую среду, разрешение на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов.
Законом предусмотрено установление нормативов допустимых физических воздействий. Данные нормативы определяются исходя из предельно допустимых уровней воздействия на окружающую среду с учетом влияния иных источников воздействия.
В настоящее время технологии не всех предприятий позволяют осуществлять деятельность в полном соответствии с установленными нормативами. В случае невозможности их соблюдения в отношении источника загрязнения возможно установление временно согласованных нормативов – лимитов на выбросы и сбросы.
Лимиты устанавливаются на период внедрения более совершенных технологий в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды. Разрешение на сверхнормативные выбросы и сбросы в пределах лимитов выдаются на установленный срок при условии предоставления в комплекте документов планов снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающих поэтапное достижение нормативов [1].
Нормативы предельно допустимого изъятия компонентов природной среды. Порядок установления этих нормативов регламентируется земельным, водным, лесным, фаунистическим законодательством, иным законодательством в области использования природных ресурсов. Предусмотрены следующие нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды:
• нормативы водопользования, которые устанавливаются в виде предельно допустимых объемов изъятия водных ресурсов, лимитов сброса сточных вод, целевых показателей качества водных объектов;
• расчетная лесосека – допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах. Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляются при разработке и утверждении лесо-хозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
• нормирование в области использования и охраны объектов животного мира, которое заключается в установлении нормативов изъятия объектов животного мира, других нормативов и норм в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. Соответствующие органы исполнительной власти устанавливают лимиты добычи объектов охоты, определяют допустимые уловы водных биологических ресурсов.
Иные нормативы в области охраны окружающей среды. К иным нормативам можно отнести нормативы образования отходов, санитарнозащитных зон, нормативы водоохранных зон, охранных зон особо охраняемых природных территорий, округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, округов санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.