Лекция 16. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ
Планирование как базовый элемент в управленческом цикле направлено на достижение целей функционирования предприятия: увеличение прибыли, повышение эффективности использования ресурсного потенциала, обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности и надежности работы предприятия как в настоящем, так и в будущем. Этому будут способствовать увеличение оборота, ускорение оборачиваемости капитала, повышение производительности труда и другие факторы, которые в планах имеют количественную определенность. Любая идея, отражаемая в плане как перспектива развития предприятия, должна быть экономически оправдана, что предполагает проведение расчета экономического эффекта, соизмерение его с дополнительными затратами, общими затратами и ресурсами. Расчет эффекта требует знания взаимосвязей экономических показателей и методики их определения. Экономический эффект плана зависит:
- от предпринимательской направленности действий;
- взаимосвязи элементов и структур предпринимательской деятельности;
- обеспеченности плана ресурсами.
Экономический эффект измеряется обычно в абсолютных показателях (прирост выручки, прирост прибыли, сокращение затрат), а экономическая (коммерческая) эффективность в относительных показателях: отношение эффекта к дополнительным затратам, ресурсам, инвестициям.
Формирование условий успешной реализации планов и достижение высоких показателей в развитии предприятия зависят от степени обоснованности плановых показателей, а также прогнозируемого эффекта. В зависимости от вида плана эффект и эффективность могут измеряться различными показателями. Основное правило определения эффекта: установление прямой зависимости между планируемыми действиями с соответствующими показателями и результатом (например, совершенствование мотивации персонала влияет на рост производительности труда, приводящий к условному высвобождению определенной численности работников, а это, в свою очередь, - к относительному сокращению расходов на оплату труда). При этом расчет эффективности проводится по комплексу показателей, отражающих различную степень результативности использования ресурсов и времени. Рассчитанные плановые показатели эффективности необходимо сравнить с аналогичными фактическими за отчетный (или предыдущий) период (перечень показателей по различным направлениям деятельности приведен в приложении 2). Если по объективным причинам в следующем плановом году некоторые показатели снижаются, то необходимо предусмотреть меры по их повышению во втором и последующих годах, что целесообразно отобразить в пояснительной записке к плану. Для этого разрабатывается достаточно конкретный и обоснованный комплекс мер с расчетами затрат и эффекта, обеспечивающего необходимые позитивные изменения в деятельности предприятия.
Для каждого плана целесообразно рассчитывать показатель эффекта, но это не значит, что сумма всех эффектов всех видов планов будет составлять общий эффект, так как планы необходимо рассматривать в комплексе, и их действенность может обеспечиваться при взаимоподдержке и взаимообусловленности отдельных планов. В соответствии с тем что на предприятии обычно помимо общефирменных планов разрабатывается и ряд локальных планов-мероприятий, решающих ту или иную проблему, необходимо производить расчеты эффекта как в целом по предприятию, так и по локальным планам (мероприятиям).
Типовыми подходами определения эффекта и экономической эффективности локальных мероприятий (планов) являются:
1. Эффект (ΔP1) от увеличения производственной мощности предприятия с учетом коэффициента ее загрузки рассчитывается в следующем порядке:
- определяется прирост объема выпуска продукции в натуральных единицах:
где ΔОΒ - прирост объема выпуска (в натуральных единицах);
ΔПм - прирост производственной мощности;
Кз - коэффициент загрузки мощности;
B1 - объем выпуска на единицу мощности в год;
- определяется прирост объема реализации в сумме:
где ΔОρ - прирост объема реализации в сумме;
Цср - средняя отпускная цена единицы продукции;
Кс - коэффициент соотношения объема реализации к объему выпуска продукции;
- определяется эффект - прирост прибыли (возможен расчет двумя способами):
I способ расчета:
где R - сложившийся уровень рентабельности продаж.
II способ расчета:
где То - темп прироста объема реализации (%);
Пр - прибыль отчетного года (руб.);
Эп - эффект производственного рычага;
ΔЗ1 -дополнительные затраты на прирост мощностей.
2. Эффект (ΔΡ2) от повышения оборачиваемости мест на предприятиях общественного питания при изменении системы обслуживания, повышении привлекательности предприятия,
проведении целенаправленной маркетинговой стратегии и т. д. осуществляется следующими образом:
- определяется прирост посетителей (покупателей):
где ΔС - прирост числа посетителей в год (чел.);
Чм - число мест для посетителей в торговом зале;
Моп - оборачиваемость мест в плановом периоде (раз);
Моф - оборачиваемость мест в отчетном периоде (раз);
Др - число дней работы предприятия в год;
- определяется прирост выручки за счет увеличения оборачиваемости мест:
где ΔОс - прирост выручки (руб.);
Цп - средняя стоимость одной покупки (руб.);
- эффект (прирост прибыли) - ΔР9 равен:
или
где ΔЗ2 - дополнительные затраты на реализацию плановых мероприятий по повышению оборачиваемости мест (руб.);
ΔОс - прирост оборота при увеличении оборачиваемости мест в торговом зале (руб.);
Оо - оборот торгового зала в отчетном периоде (руб.).
3. Эффект (ΔΡ3) от ускорения оборачиваемости капитала (за счет нормирования и управления товарными запасами, оптимизации дебиторской задолженности, нормирования и управления поставками малоценного инвентаря и др.) определяется следующим образом:
- рассчитывается сумма высвобождаемых оборотных средств
где ΔΚ - сумма высвобождения из оборота средств (оборотных средств) (руб.);
О - среднедневной оборот (выручка) (руб.); m - изменение оборачиваемости оборотных средств (дн.);
- эффект (ΔΡ3) будет равен:
где г - ставка процента по кредитам (или депозиту) (%).
4. Экономический эффект (ΔΡ4) от роста производительности труда (за счет роста фондовооруженности труда, лучшей организации труда, сокращения непроизводительного времени, текучести кадров и т. д.) определяется в такой последовательности:
- рассчитывается условное высвобождение численности работников:
где Zj - изменение численности работников (условное высвобождение численности работников) (чел.);
О2 - плановый объем выручки (объем производства);
A1 - выработка на 1 работника в отчетном периоде (тыс. руб. или ед. продукции/чел.);
А2 - плановая выработка 1 работника (тыс. руб. или ед. продукции/чел.);
- расчет эффекта будет:
где 3от - средний объем расходов на оплату труда на 1 работника в плановом периоде (руб.);
ΔЗд - дополнительные затраты на мероприятия по росту производительности труда (руб.).
5. Экономический эффект (ΔΡ5) от применения новых видов оборудования, информационных технологий и т. д. определяется через рост фондовооруженности труда и соответственно производительности труда, повышение выпуска продукции на единицу мощности, повышение качества продукции.
Расчет осуществляется следующим образом:
где ΔФ1 - прирост фондовооруженности труда в плановом периоде по сравнению с отчетом (руб./чел.);
Фо - фондовооруженность труда отчетного года (руб./чел.); ΔΤ - изменение производительности труда за счет роста фондовооруженности труда (коэффициент);
1,1 - коэффициент опережения темпов роста производительности труда по сравнению с фондовооруженностью (может уточняться в зависимости от специфики отрасли).
Далее производятся расчеты условного высвобождения численности работников и эффекта, как в пункте 4.
6. Экономический эффект (ΔΡ6) от рекламных мероприятий (коммуникативная эффективность, торговая эффективность) определяется следующим образом:
- определяется прирост выручки от проведения рекламных мероприятий:
где Iор - индекс прироста выручки от рекламных мероприятий;
ΔЗρ - прирост затрат на рекламу (%);
Эр - коэффициент эластичности спроса от затрат на рекламу;
- определяется прирост выручки за счет увеличения расходов на рекламу:
где ΔОρ - прирост выручки за счет увеличения расходов на рекламу (руб.);
Οф - фактический товарооборот (выручка) в отчетном периоде (руб.);
- определяется эффект (прирост прибыли) от рекламных мероприятий:
где ΔΡ6 - прирост прибыли от рекламы (руб.);
R - сложившийся уровень рентабельности продаж до рекламы (коэффициент);
Зр - затраты на рекламу (руб.).
Возможно, и более правильно определять прирост прибыли от рекламы с учетом производственного рычага (см. пункты 1 и 2, второй способ расчета эффекта).
7. Экономический эффект (ΔΡ7) от снижения текучести кадров (снижение текучести кадров влияет на увеличение производительности труда, что, в свою очередь, влияет на увеличение выручки или объем производства).
где ΔО7 - увеличение объема деятельности (выручки, производства товаров и услуг) за счет роста производительности труда и снижения текучести кадров (руб.);
Кт - снижение коэффициента текучести (%) за счет улучшения мотивации персонала, решения социальных проблем и других мер;
0,3 - среднее изменение производительности труда в зависимости от изменения коэффициента текучести кадров (1% текучести повышает или снижает производительность труда на 0,3%);
Ζ - численность работников в отчетном году (чел.);
А - производительность труда отчетного года (руб./чел.).
Тогда эффект будет равен
где R - сложившийся уровень рентабельности продаж (коэффициент);
ΔЗк - дополнительные затраты на мероприятия по снижению текучести кадров (руб.).
Второй способ расчета эффекта
где ΔОκ - дополнительная выручка от проведения мероприятий по снижению текучести кадров (руб.);
О - выручка отчетного года (руб.);
Эп - эффект производственного рычага;
ΔЗк - дополнительные затраты на проведение мероприятий по снижению текучести кадров (руб.).
Эти показатели эффекта по локальным мероприятиям сопоставляются с затратами на их проведение, и определяется локальная эффективность проводимых (запланированных) мероприятий (эффект делится на дополнительные затраты или дополнительные ресурсы). Принимаются к реализации только те мероприятия, по которым эффективность выше, чем сложившийся аналогичный показатель в целом по предприятию в отчетном периоде.
Локальные показатели эффективности в системе принятия планов играют лишь поддерживающую роль, хотя включение локальных планов в общую схему планирования и в комплекс планов зависит от того, какова их результативность.
Обобщающими показателями эффективности плановых решений могут быть:
а) показатели роста рентабельности активов (капитала) в плановом периоде по сравнению с отчетным (расчет приведен в приложении 2);
б) прирост экономической добавленной стоимости (ЭДС):
где ЧП - чистая прибыль после уплаты налогов (руб.);
Зк - средневзвешенные затраты на капитал (%);
Ик - скорректированная величина инвестированного ресурса (руб.).
При этом
где gc - доля собственного капитала в структуре пассивов;
r1 - стоимость собственного капитала (принимается как ставка налога на прибыль) (%);
g3 - доля заемного капитала долгосрочного характера в структуре капитала;
r2 -стоимость заемного капитала долгосрочного характера (%).
Скорректированная величина инвестированных ресурсов определяется как:
Ик = Активы - текущие беспроцентные обязательства.
Если ЭДС > 0, то предприятие наращивает свою стоимость и оно находится в развитии, если ЭДС < 0, то происходит уменьшение стоимости предприятия ("разрушение"). В последнем случае необходимо пересмотреть стратегию и тактику планов, а в последующем - управленческие действия по обеспечению роста капитализации предприятия.
Кроме того, могут быть и другие критерии эффективности, выбор которых будет зависеть от жизненного цикла предприятия, его стратегических целей, возможностей привлечения дополнительных ресурсов и других факторов.