Лекция 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
В результате изучения главы студент должен:
знать
• объект, предмет, задачи организационной психологии, ее основную проблематику;
• наиболее важные факты истории возникновения и развития организационной психологии на Западе;
• наиболее важные факты истории развития отечественной организационной психологии;
уметь
• выделять явления, изучаемые организационной психологией;
• формировать исследовательские задачи с целью изучения тех или иных явлений организационной психологии;
• объяснить, как именно взаимосвязаны индустриальная психология и организационная психология;
владеть
• навыками объяснения определенного сходства индустриальной и организационной психологии.
Предмет организационной психологии
Возникновение любой науки обусловлено прежде всего потребностями общественной практики – необходимостью выработки и систематизации знаний об определенных объектах действительности. В полной мере это относится к такой отрасли научного знания, как организационная психология.
В связи с заметным ростом промышленного производства в наиболее развитых странах, характерным для начала XX в., среди профессиональных психологов начинает проявляться закономерный интерес к сфере трудовой деятельности. Многие из них предпринимают активные усилия приложения здесь своих знаний. Постепенно появляются новые для своего времени отрасли прикладной психологии, в центре внимания которых – человек, занятый тем или иным видом трудовой деятельности. Так, в начале XX в. в США начинает формироваться индустриальная психология. Основные ее цели, как отмечалось в это время, состояли в том, чтобы "достичь лучшего соответствия человека условиям индустрии и повышения индустриальной эффективности"[1]. Отмечалось, что индустриальная психология включает в себя кроме психологических факторов также экономические и социальные, каждый из которых оказывает влияние на се становление.
Индустриальная психология уже в те годы обращалась порой к проблематике, выходящей за традиционные рамки своего содержания. Последующее ее развитие, особенно после Второй мировой войны, расширило границы приложения исследовательских усилий к изучению трудовой деятельности в условиях различных организаций.
Оформление организационной психологии в самостоятельную науку ведет свое начало с середины прошлого века. Таким образом, она является сравнительно молодой ветвью прикладной психологии и представляет собой приложение психологических знаний к деятельности различных организаций с целью ее оптимизации. Известно, что оценивать эту деятельность самым общим образом можно на основе двух главных критериев – результативности данной организации и удовлетворенности ее членов. Считается, что в эффективных организациях показатели по этим критериям должны быть достаточно высоки.
В соответствии со сказанным задачей организационной психологии является изучение структуры организаций, их функций и определенной деятельности их членов. При этом объектами интереса для исследователей являются не только производственные предприятия, но также школы, вузы, больницы, военные подразделения, банки, страховые компании, организации в сфере государственного и муниципального управления и многие другие. Организационная психология сегодня охватывает широкий круг проблем: отбор работников, их обучение и распределение в соответствии со знаниями, умениями, уровнем квалификации, личностными особенностями, обеспечение необходимых условий труда, установки работников и мотивация трудовой деятельности, различные влияния на производительность труда и удовлетворенность работников, адаптация и развитие личности (включая профессиональную подготовку), внутригрупповые отношения, комплектование команд, организационные изменения, коммуникации, власть и влияние в организации, лидерство и многие другие проблемы, широкий круг которых рассматривается в данном учебнике.