Зло. Значение понятия "зло"
Под злом подразумевается противоположность добру - совокупность явлений, получающих отрицательную оценку на объективной и универсальной основе. Если за точку отсчета принимать понятие абсолютного, всеединого добра, то злом будут отклонения от всех ценностей, соединяющихся в нем: истины, красоты, нравственного совершенства, подлинной веры и благочестия и т.д. По замечанию В.С. Соловьева, "в широком смысле... термин [зло] относится ко всему, что получает от нас отрицательную оценку, или порицается нами с какой-нибудь стороны; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка". Различная широта понятия отражена в чрезвычайно распространенной тройственной классификации видов зла, которая в кратком изложении, принадлежащем Г.В. Лейбницу, выглядит следующим образом: "Зло можно понимать метафизически, физически и морально. Метафизическое зло состоит в простом несовершенстве, физическое зло - в страдании, а моральное - в грехе". Несовершенство, упоминаемое Г.В. Лейбницем, касается в том числе сферы страдания и греха, но охватывает и многое другое (его примерами Г.В. Лейбниц считает "чудовищ и другие ненормальные явления").
Хотя Г.В. Лейбниц однозначно отождествил физическое зло со страданием, а моральное зло с грехом, его подход к наполнению ОГЛАВЛЕНИЕм этих терминов не является единственно возможным. В качестве принципа разграничения двух типов зла может выступать не только характер самих негативно оцениваемых явлений, но и способ их возникновения. Для некоторых теологов моральное зло - это не только порочный характер и злая воля человека, но и все следствия их практической реализации (в том числе вызванные ими страдания). Зло физическое в таком случае ограничивается страданием, которое причинено нечеловеческими факторами (стихийными бедствиями, болезнями, несчастными случаями и т.д.). По тому же принципу оказывается разделен и феномен смерти: в сфере физического зла остается смерть от болезней, несчастных случаев, естественного процесса старения, в сфере морального - насильственная смерть и смерть в результате неоказания помощи. Существует еще один параметр, варьирующий ОГЛАВЛЕНИЕ и объем понятия "моральное зло". Он связан с тем, что слово "зло" используется по преимуществу для выражения крайне интенсивного осуждения. Некоторые из философов не учитывают это лингвистическое обстоятельство. Они используют понятие "моральное зло" по отношению к любому нарушающему нравственную норму действию, к любому мотиву, расходящемуся с уважением к человеческой личности и т.д. Для других теоретиков, пытающихся учесть оттенки живого словоупотребления, это понятие не тождественно безнравственности в целом. Они понимают под злом либо наиболее устойчивые и осознанные безнравственные установки, либо наиболее тяжелые по своим последствиям безнравственные деяния в противоположность установками и действиям, которые являются всего лишь "неподобающими" с моральной точки зрения ("нравственно предосудительными").
На основе традиционной тройственной типологии зла в этической мысли постоянно возникают модифицированные классификации видов этого явления. Например, И. Кант, принимая лейбницево разграничение морального и физического зла (в виде первых двух видов "нецелесообразности" мира) увенчивает их третьей - "нецелесообразностью", касающейся связи "беды и страдания (как возмездия) со злом (как преступлением)". А современный философ морали Дж. Мэки обсуждает, наряду с добром и, соответственно, злом "первого порядка" (страдание и удовольствие) не только добро и зло "второго порядка" (добродетель и порок, злодейство и благодеяние), но также добро и зло "третьего порядка", которые состоят в наличии или отсутствии в мире свободы.
Отдельным типом зла можно считать так называемое "социальное зло", которое возникает вследствие человеческой деятельности, но далеко не всегда может быть редуцировано к злой воле и порочному характеру отдельных людей. Социальное зло состоит в почти неизбежной нравственной деградации и в незаслуженных страданиях множества людей внутри системы общественных институтов, которая не может быть изменена индивидуально-ответственными поступками отдельного человека. Совершение такого зла вменяется всем представителям общества и вместе с тем никому в отдельности. Это и задает его специфику, которую точно охарактеризовал стоявший у истоков осознания феномена социального зла Дж. С. Милль: "За те проявления морального и физического зла, которые могли бы быть исправлены, если бы все члены общества поступали как должно, самым очевидным образом отвечает состояние того общества, которое их допускает. Эти проявления зла сохраняют статус действенных аргументов [против подобного состояния], пока не доказано, что любое другое состояние общества предполагает одинаковое или большее их количество". В современной религиозно-философской мысли вопрос о существовании социального зла превращается даже в отдельную тему богооправдания.