Опыт внедрения принципов морали в деятельность органов власти Японии, Китая и Южной Кореи
Обращение к опыту Японии, Китая и Южной Кореи объясняется тем, что эти страны принадлежат к иной – восточной – цивилизации, которая наложила особый отпечаток на формирование нравственных основ государственной службы.
Государственная служба в Японии охватывает административную, дипломатическую и судебную сферы государственной деятельности и регулируется нормативными правовыми актами. Функционирование института японской государственной службы характеризуется рядом особенностей, которые во многом определяют ее нравственные основы.
Во-первых, внутри государственных структур практически отсутствуют перемещения чиновников как по горизонтали, так и по вертикали, оказывает содействие система пожизненного найма. Это способствует формированию чувства корпоративности, "привязанности" к своей организации, коллективу и рабочему месту.
Во-вторых, в японской государственной службе присутствует культ образованности, что предполагает пополнение чиновничьего аппарата выпускниками самых престижных университетов Японии. Приоритет здесь принадлежит Токийскому университету, который известен как "питомник бюрократии". Его выпускники гораздо быстрее, чем их коллеги, проходят нижние ступени административной лестницы и уже через 10 лет с момента поступления на службу могут достичь руководящих постов. Наличие высшего образования дает японскому чиновнику ряд преимуществ как при поступлении, так и при прохождении службы. Так, если лица со средним и специальным образованием при поступлении на службу зачисляются во 2-й разряд 8-го ранга, то обладатели университетских дипломов – в 1-й разряд 7-го ранга.
В-третьих, государственная служба Японии характеризуется духом элитаризма, традиционной почитаемости чиновничества и его труда. Данная особенность нашла воплощение в известной еще с конца XX в. традиционной формуле "кансон мимпи", что означает "чиновники достойны почитания, народ – презрения".
Почитание чиновников со стороны общества восходит к религии и особенностям японского национального характера.
Как известно, традиционной религией японцев является синтоизм, который одной из добродетелей признает уважение к старшим по возрасту и положению. Отцом нации считается император, который, как и его окружение особо почитаем среди японцев. Чиновники являются оплотом государства, занимая тем самым привилегированное положение "старших братьев", и требуют к себе уважения со стороны общества.
Важнейшей чертой японского национального характера является уважение к старшим и начальникам. В социальных отношениях в Японии выделяется система отношений оябун-кобун, описываемая в европейских терминах как отношения "старший – младший". В рамках государственной службы она означает, что чиновник обязан принадлежать к определенной группе и начинать свою карьеру как ее младший член, подчиненный одному из руководителей того или иного звена. Уважительное отношение к начальнику, преданное и результативное служение должны вознаграждаться карьерным ростом.
В-четвертых, японская государственная служба подвергается строгому контролю со стороны как общества, так и партийных структур. Наряду с этим существует еще одна форма контроля за социальным и политическим поведением чиновников – высокоразвитое чувство стыда (сохранение достоинства, лица, боязнь их потери). Каждый шаг японца, который может быть негативно оценен окружающими, особенно старшими начальниками, является потенциальным источником стыда как для него, так и для соответствующей социальной группы, членом которой он является. Лояльность по отношению к группе сильна, так же как и обязанность постоянно поддерживать престиж.
Ведущий специалист по менеджменту Сеити Танабэ показал, что в соответствии с требованиями японской религии и культуры необходимо формировать следующие нравственные черты государственной службы.
1. Чувство коллективизма и единения. Организация представляет собой соединение по вертикали и горизонтали. Надежность такого соединения зависит от знаний каждого члена коллектива. Но как бы ни были глубоки познания отдельного члена, если они не воплощены в коллективизме, то являются мертвым капиталом и не работают во благо государства и общества.
2. Каждый государственный служащий должен быть воспитанным человеком, и для этого надо использовать все средства: учебу, тренинги, символику (гимн, флаг, приветствия и т.д.).
3. Воспитание импульса к познанию человека. Важно помочь людям найти импульс самообразования и любознательности.
4. Постоянный поиск пути рациональной организации труда: необходимо работать качественно втроем вместо пяти и получать вдвое больше.
5. Учиться соединять гуманитарные знания с техническими.
Основным документом, который определяет правовые основы государственной службы Японии, является Закон "О государственных служащих", принятый в 1947 г. и действующий по настоящее время. Указанный Закон, опираясь на японскую Конституцию, заложил важную нравственную норму, определяющую деятельность японских чиновников. Суть ее заключается в том, что государственные служащие должны являться слугами всего общества, а не какой-либо его части, что предполагает посвящение всех своих сил и помыслов работе только ради общественного интереса.
Исследователи японской культуры справедливо полагают, что базой для создания нравственных основ современной государственной службы Японии явилась первая Конституция, которая была принята еще в VII в. Особый интерес представляют следующие положения.
• Цените согласие, ведь основа всего – дух несопротивления. Все люди входят в группировки, наносящие вред государству, а мудрых мало. Поэтому некоторые не повинуются ни отцу, ни государю, а также враждуют с людьми из соседних селений. Напротив, при согласии в верхах и дружелюбии в низах, при согласованности в обсуждениях дела пойдут естественным порядком.
• Почтительно воспринимая государевы указы, обязательно соблюдайте их. Несоблюдение указов естественно поведет к общему упадку.
• Сановники и чиновники! В основу своей деятельности положите ритуал. Основа управления народом, безусловно, в соблюдении ритуала. Если высшие не соблюдают ритуала, то среди низших нет порядка. Если низшие не соблюдают ритуала, то непременно возникают преступления. Поэтому если сановники и вассалы соблюдают ритуал, то положение рангов не нарушается. Если простой народ соблюдает ритуал, то и государство управляется естественно.
• Справедливо разбирайте поступающие жалобы. Ведь жалоб простого народа за один день накапливается до тысячи. Если даже за один день столько жалоб, то сколько их наберется за годы. В последнее время лица, разбирающие жалобы, сделали обычаем извлекать из этого личную выгоду и выслушивать заявления после получения взятки. Поэтому-то жалоба имущего человека подобна камню, брошенному в воду, а жалоба бедняка подобна воде, политой на камень. Из-за этого бедный народ не знает пристанища. Именно в этом и есть нарушение истинного пути наших вассалов.
• Сановники и чиновники! Приходите раньше на службу и позднее уходите. Государственные дела не допускают нерадивости. Даже за весь день трудно их завершить. Если будете поздно приходить на службу, не управитесь со срочными делами. Если же будете уходить рано, безусловно, не завершите всех дел.
• Все назначенные государем чиновники должны одинаково хорошо исполнять свои обязанности. Не заниматься служебными делами разрешается только в связи с болезнью или с отъездом по государеву поручению. Однако когда вы сможете исполнять свои обязанности, то действуйте, как и прежде, в духе согласия. Чиновники! Не задерживайте государственные дела под предлогом того, что они к вам не относятся.
Очень актуальными являются положения об уважении к людям, о почитании традиций, добросовестном исполнении своих обязанностей.
Современная Конституция Японии, вступившая в действие 3 мая 1947 г., сохранила ряд этических норм, которые касаются ответственности государственных служащих перед обществом.
Так, в ст. 14 говорится о том, что никакие привилегии не предоставляются при присвоении почетных званий, наград или знаков отличия, и любая такая награда действительна только при жизни лица, которое имеет ее в настоящее время или может получить в будущем.
Статья 15 гласит, что народ обладает неотъемлемым правом избирать государственных должностных лиц и отстранять их от должности. Все государственные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части. При выборах государственных должностных лиц гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних. При проведении любых выборов не должна нарушаться тайна голосования. Избиратель не несет ответственности за сделанный им выбор ни в общественном, ни в частном порядке.
В ст. 16 сказано о том, что каждый имеет право обращаться с мирной петицией о возмещении ущерба, смещении государственных должностных лиц, о введении, об отмене или исправлении законов, указов или предписаний, а также по другим вопросам; никто не может быть подвергнут какой-либо дискриминации за подачу таких петиций.
Статья 17 закрепила положение о том, что каждый может в соответствии с законом требовать у государства или органов государственной власти возмещения убытков в случае, если ущерб причинен ему незаконными действиями какого-либо государственного должностного лица.
Согласно Конституции каждый, кто поступает на государственную службу, обязан приносить присягу, содержащую клятву, соблюдать все требования государственной службы, выполнять указания вышестоящих чиновников и японские законы, не распространять сведения, относящиеся к разряду секретных, причем последнее условие касается и тех, кто уже оставил государственную службу.
Как уже было отмечено, основным документом, определяющим правовые основы государственной службы Японии, является Закон о государственных служащих 1947 г. В нем содержится немало положений, носящих нравственный характер.
Так, Закон определяет, что лица зачисляются на государственную службу в соответствии с личными заслугами кандидата, его профессиональной подготовкой и деловыми качествами, выявить которые призваны конкурсные экзамены. Проводят их специальный экзаменационный отдел и четыре главных экзаменатора. ОГЛАВЛЕНИЕ конкурсных экзаменов идентично для большинства государственных учреждений.
На бо́льшую часть японского чиновничества распространяются конкурсная система назначения на должность и стандартная шкала жалований. Служебное положение государственных служащих определяется должностью, которую они занимают в соответствии со своим рангом. Существует восемь рангов, в свою очередь подразделяющихся на разряды. Ранг чиновника зависит от стажа, образовательного уровня, различных служебных характеристик. Критерии для отнесения государственного служащего к конкретному рангу и разряду устанавливаются Советом по делам персонала.
Труд чиновника оплачивается в соответствии с присвоенным ему рангом и разрядом на основании Закона о государственных служащих и соответствующих постановлений Кабинета. Размеры жалования жестко регламентируются специальной шкалой, установленной законом об оплате труда лиц, занятых на обычной службе. Государственный служащий, кроме должностного оклада, получает разнообразные надбавки: за работу в городе, в северных районах, в выходные дни, сверхурочные, на ОГЛАВЛЕНИЕ домашнего хозяйства, отраслевые.
Высшую категорию работников обычной службы составляют лица, получающие жалованье за административную работу. Командные посты в центральном административном аппарате занимают чиновники первых трех рангов, составляющие элиту японской бюрократии: начальники департаментов, отделов и секций, советники, директора агентств, постоянные заместители министров (последний термин используется по аналогии с английской административной системой). Чиновники этих классов фактически держат в своих руках рычаги административной власти во всех министерствах и ведомствах Японии. Остальные группы чиновников являются лишь исполнителями решений и указаний своих начальников.
Закон о государственных служащих Японии определяет перечень должностных лиц, находящихся на особой службе. Основанием для отнесения должностных лиц государства к состоящим на особой службе является порядок, согласно которому они назначаются на должности без экзамена на чин и получают жалованье в размерах, не связанных со стандартной шкалой жалований. В круг лиц, состоящих на этой службе, входят все министры и их секретари, советники, все государственные должностные лица, ряд чиновников Управления императорского двора; Чрезвычайные и Полномочные послы, посланники, члены направляемых за рубеж правительственных делегаций, а также члены Академии наук Японии, судьи, служащие управления обороны, секретари депутатов парламента и др.
Важным средством поддержания высокой эффективности государственного аппарата в Японии является контроль за количеством и состоянием персонала. В 1948 г. была учреждена Национальная кадровая служба, решения и распоряжения которой, принятые в пределах ее компетенции, не подлежат чьей-либо инспекции. Этим подтверждается определенная независимость этого органа от правительства и парламента. Поступление на государственную службу осуществляется на основе обязательного конкурсного экзамена, японский государственный служащий систематически проходит обязательные ротации, обучения и получает достойную оплату труда. Каждое японское министерство периодически в соответствии с планом обязано добиваться сокращения своего персонала. Большое внимание уделяется этичному поведению политиков и служащих.
С апреля 2000 г. в Японии действует Закон "Об этике государственных служащих", который регламентировал положения, содержащие запреты и ограничения для государственных служащих на получение подарков и услуг от предпринимателей, имеющих отношение к профессиональной деятельности чиновников. Кроме этого, Закон определил строгий порядок контроля за соблюдением указанных запретов и ограничений.
Так, служащие, начиная с помощника начальника отдела и выше, обязаны каждые три месяца докладывать главе министерства или управления обо всех случаях приема услуг и подарков от предпринимателей на сумму 5 тыс. иен и более. Высокопоставленные чиновники обязаны докладывать начальству о своем доходе за предыдущий год, эти сведения должны быть открытыми для общественности. Для предупреждения саботажа указанных мер внутри ведомств был учрежден Комитет по этическим расследованиям как своего рода третейский орган, формируемый в составе Совета по делам персонала. Комитет имеет право проводить расследования и налагать административные взыскания.
В этических правилах государственного служащего даются развернутое определение "заинтересованного лица" и подробный перечень неэтичных действий, что исключает произвольное толкование требований закона. Все случаи нарушения этики государственных служащих подлежат административным взысканиям, в числе которых предупреждение, понижение заработной платы, временное отстранение от службы, увольнение.
В Японии признают, что Закон "Об этике государственных служащих" оставляет лазейки для злоупотреблений. Так, данный Закон не распространяется на политиков – депутатов парламента, назначаемых на правительственные посты. В связи с этим в японской прессе замечают, что объектом аналогичного закона, принятого в 1978 г. в США, являются все без исключения правительственные должностные лица. Вместе с тем среди чиновников требования закона считаются слишком жесткими и мешающими осуществлению их обязанностей, в частности "собирать нужную информацию в неофициальной обстановке".
В настоящее время в Японии планируется административная реформа, направленная на резкое сокращение сферы и объектов государственного и местного регулирования. Это должно уменьшить возможности чиновников злоупотреблять служебным положением при лицензировании, контроле и прочей работе с частным бизнесом.
Помимо Закона "Об этике государственных служащих", в 2000 г. правительственным указом были утверждены этические правила государственного служащего и нормы административных наказаний за их нарушение. Для решения указанных вопросов действует Комиссия по этике государственных служащих, имеющая сложную систему назначения се руководства для обеспечения независимости и стабильности деятельности.
Японский опыт создания нравственных основ государственной службы свидетельствует о том, что важно еще на стадии становления демократической системы управления создать надежный фундамент власти, опирающийся на единые, действующие по всей стране законы и подкрепленный воспитанием общественной нетерпимости к нарушениям морально-этических норм со стороны чиновничества.
Китай в настоящее время представляет собой политически и экономически сильную державу, темпы прогресса которой увеличиваются с каждым днем. В качестве существенного фактора успешного развития КНР выступает институт государственной службы, имеющий давнюю историю и традиции, которые в числе прочего затрагивают моральные основы деятельности китайских чиновников.
В 1993 г. на заседании Постоянного бюро Государственного Совета КНР было принято "Временное положение о государственных служащих" (далее – Положение), которое стало отправной точкой в проведении в Китае административной реформы.
Указанный документ предъявил достаточно жесткие требования к государственным служащим, поставив во главу угла такие нравственные качества, как честность и бескорыстие.
Правовой статус государственного служащего в Китае подразумевает наличие определенных прав и обязанностей. В соответствии со ст. 6 Положения государственные служащие должны исполнять нижеследующие обязанности:
• соблюдать Конституцию, законы и законоустановления;
• исполнять службу в соответствии с законами, законоустановлениями и политикой государства;
• поддерживать тесные связи с массами, прислушиваться к их мнению, подчиняться контролю со стороны масс, всемерно служить интересам народа;
• защищать безопасность, честь и интересы государства;
• быть преданными своему делу, старательно работать, до конца выполнять свой долг и обязанности, подчиняться приказам;
• хранить государственную и служебную тайну;
• быть справедливыми, честными и бескорыстными, самоотверженно служить обществу;
• исполнять другие обязанности, установленные Конституцией, законами и постановлениями.
Как видно, перечисленные обязанности позволяют судить о необходимости наличия у государственных служащих в большей степени моральных качеств, подтверждающих уровень их самоорганизации, который способствует осуществлению обязанностей на должном уровне.
Помимо этого, указанное Положение ввело систему отбора кадров, которая включает публикацию сообщения о наборе на вакантные должности; проверку компетентности претендентов; проведение открытого экзамена для прошедших проверку компетентности; проверку идеологической надежности для сдавших экзамены; обнародование списков лиц, намеченных к зачислению на государственную службу.
Интересен тот факт, что государственные административные органы поощряют тех государственных служащих, которые проявили себя на работе, достигли выдающихся результатов, внесли заметный вклад, отличились другими делами. Поощрение государственных служащих базируется на принципе сочетания морального и материального стимулов. Государственные служащие должны поощряться, если они:
1) верны служебному долгу, активны в работе, достигли выдающихся результатов;
2) соблюдают дисциплину, неподкупно честны, бескорыстно служат обществу, порядочны в стиле работы, справедливы при ведении дел, служат образцом для подражания;
3) внедряют изобретения, проявляют творческую инициативу в работе или представляют рационализаторские предложения, которые позволяют государству добиться значительных экономических выгод и общественной пользы;
4) добиваются выдающихся успехов в деле защиты общественной собственности, экономии государственных средств;
5) имеют заслуги при предотвращении аварий или при спасении потерпевших, помогая избежать ущерба интересам государства и народных масс или уменьшить потери;
6) проявили самоотверженность при осуществлении срочных мер против наводнений, при спасении от стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах;
7) имеют заслуги в борьбе с противоправными действиями и нарушениями дисциплины;
8) отстаивают честь и интересы государства во внешних сношениях; имеют другие заслуги.
В Положении особо отмечены запреты, которые налагаются на деятельность китайского чиновника. Ему предписывается не допускать следующие действия:
• распространять высказывания, порочащие авторитет правительства, создавать незаконные организации или участвовать в них; организовывать митинги, демонстрации, манифестации, забастовки и другие действия или участвовать в них;
• пренебрегать служебным долгом, вредить работе;
• противодействовать решениям и приказам вышестоящих инстанций;
• зажимать критику, прибегать к мести;
• заниматься очковтирательством, обманывать руководство и массы;
• заниматься казнокрадством, хищениями, подкупами, брать взятки или использовать служебное положение в своих корыстных интересах и в частных интересах других лиц;
• транжирить государственные средства;
• злоупотреблять служебными полномочиями, посягать на интересы масс, причинять вред отношениям между правительством и народными массами;
• разглашать государственные секреты и служебную тайну;
• в международной деятельности наносить вред чести и интересам государства;
• участвовать самому или поощрять разврат, наркоманию, суеверия, азартные игры и другую подобную деятельность;
• нарушать общественную мораль, оказывать неблаговидное влиянии на других людей;
• заниматься торговлей, предпринимательством и участвовать в другой хозяйственной деятельности, приносящей прибыль;
• участвовать в других действиях, нарушающих дисциплину.
Как видно, многие положения носят нравственный характер и опираются на китайские традиции. Примечательно, что если государственный служащий совершил поступки, которые идут вразрез с вышеперечисленными запретами, но не влекут за собой уголовную ответственность, то с ним должна быть проведена воспитательная работа, направленная на его моральное исправление.
Государственные административные органы при принятии ошибочных решений в отношении государственных служащих обязаны своевременно отменить эти решения; при нанесении ущерба доброй репутации государственных служащих они должны взять на себя ответственность за восстановление их доброго имени, принести им извинения; при нанесении им экономического ущерба нести ответственность за возмещение убытков.
Следует отметить, что большое внимание в деле укрепления нравственных основ государственной службы Китая уделяется профилактическим мероприятиям. Так, Центральный комитет Коммунистической партии Китая запрещает заниматься бизнесом и выступать агентами или советниками в этой сфере детям и родственникам "руководящих работников". Такая мера призвана ограничить коррупцию в высших эшелонах власти. Этой категории лиц категорически запрещено содержать увеселительные заведения, функционирование которых "противоречит интересам общества". Помимо этого, в КНР действует горячая телефонная линия, но которой любой житель может анонимно сообщить о фактах взяточничества или злоупотребления служебным положением тех или иных чиновников.
В марте 2006 г. бывший тогда Генеральным секретарем ЦК КПК, Председателем КНР Ху Цзиньтао сформулировал восемь правил нравственного поведения, которым следует руководствоваться всем представителям партийной и государственной власти Китая.
Первое правило: считать делом чести и доблести горячую любовь к Отечеству, считать позором и постыдным делом нанесение вреда Отечеству.
Второе правило: считать делом чести и доблести служение народу, считать позором и постыдным делом поступки, идущие вразрез с интересами народа.
Третье правило: считать делом чести и доблести стремление к науке, считать позором и постыдным делом невежество и отсутствие знаний.
Четвертое правило: считать делом чести и доблести усердный труд, считать позором и постыдным делом стремление к безделью и неприязнь к труду, лень.
Пятое правило: считать делом чести и доблести сплочение и взаимную помощь, считать позором и постыдным делом нанесение ущерба другим ради своей выгоды, стремление поживиться за чужой счет.
Шестое правило: считать делом чести и доблести честность и верность слову, считать позором и постыдным делом утрату чувства долга ради собственной выгоды.
Седьмое правило: считать делом чести и доблести соблюдение дисциплины и законов, считать позором и постыдным делом нарушение законов и дисциплины.
Восьмое правило: считать делом чести и доблести упорную борьбу, считать позором и постыдным делом барское поведение, стремление к роскоши, разгулу и праздности.
При внимательном прочтении можно сделать вывод о том, что Ху Цзиньтао многое заимствовал из Морального кодекса строителя коммунизма, принятого в СССР в 1961 г.
Таким образом, нравственные основы государственной службы Китая, опираясь на традиции и обычаи, нацеливают чиновников на добросовестное и бескорыстное служение государству и обществу. Значительная роль в формировании морали государственной службы принадлежит правящей Коммунистической партии Китая.
Заслуживающий внимания опыт внедрения нравственных основ в государственную службу накоплен в Республике Корея (Южной Корее).
Как и во многих других государствах, моральные основы деятельности чиновников сформировались в этой стране в рамках борьбы с таким явлением, как коррупция.
В Корее в 2002 г. была учреждена Независимая комиссия по борьбе с коррупцией (КНКБК), которая стала главным национальным антикоррупционным органом.
В рамках своих функций КНКБК в 2003 г. разработала Кодекс поведения государственных служащих (КПГС), который вступил в силу на основе президентского указа в отношении центральных и местных административных органов и образовательных автономных органов. Объединив существующие нормативные акты идентичной направленности, новый кодекс этических правил отличается от своих предшественников своей доступностью и строгой императивностью.
Кодекс предусматривает этические указания для госслужащих и дисциплинарные меры ответственности за их нарушения применительно к чиновникам.
Основополагающие моменты Кодекса заключаются в следующем:
• госслужащие могут отказаться от объяснения причин неисполнения обязательств, которые препятствуют выполнению официальных обязанностей;
• могут отказаться от выполнения задания, влекущего за собой конфликт интересов;
• обязаны докладывать вышестоящему начальству о случаях, когда они подвергаются незаконному влиянию со стороны политиков и т.п., а начальники должны предпринимать соответствующие действия;
• обязуются не принимать деньги, подарки или иные услуги от связанных с ними госслужащих или иных лиц.
Кодекс поведения государственных служащих выполняет следующие функции:
1) служит механизмом защиты. Кодекс помогает госслужащим воздержаться от противоправного поведения, касающегося их обязанностей и положения, например от принятия незаконных указаний от их начальников и вступления в концессионные договоры с использованием своего служебного положения, которые могут привести к развитию широкомасштабной коррупции. Путем выработки основного поведенческого критерия для госслужащих Кодекс помогает защитить их от возможности совершения серьезного коррупционного преступления и применения следующего за ним наказания;
2) выступает вспомогательным механизмом при принятии решений по вопросам службы. Госслужащие часто сталкиваются с такими трудностями, как вмешательство в их личные дела, несправедливые указания вышестоящих начальников, попытки подкупа и т.д. Обеспечивая стандарты действий в таких ситуациях, Кодекс помогает госслужащим принять быстрое и верное решение в подобных ситуациях;
3) является руководством по профессиональной этике. Специфика занятий госслужащих требует профессионализма, ответственности и публичных обязательств. Кодекс призван служить в качестве предтечи для кодексов этики в иных профессиональных сферах, таких как право, медицина или финансы, помогая, таким образом, постепенно создавать более открытое и честное общество.
4) помогает повысить конкурентоспособность исполнительной власти. Несмотря на усилия правительства, направленные на повышение эффективности публичного сектора, конкурентоспособность правительства Кореи по-прежнему является низкой по сравнению с другими развитыми странами. С принятием Кодекса доверие к правительству повысится, что, в свою очередь, будет способствовать привлечению большего количества инвестиций из-за рубежа, что в конечном итоге приведет к подъему национального благосостояния. Таким образом, высокой степени эффективности политики можно достигнуть при минимальных затратах.
Как показали последние исследования в области государственной службы, Кодекс поведения государственных служащих Кореи способствует формированию и укреплению таких качеств чиновников, как честность и неподкупность, что в конечном счете влияет на качество работы государственного аппарата.
Вывод
Нравственные принципы государственной службы за рубежом сформировались эволюционным путем в рамках борьбы государства с таким явлением, как коррупция. Они нашли отражение как в нормативных актах, так и в документах неправового характера (кодексах, правилах и т.д.). Опыт их применения требует серьезного изучения и может быть творчески использован в практике российской действительности.