Опыт регулирования инновационного предпринимательства в регионах России
Территориальное развитие инновационного предпринимательства в России должно основываться на целевом точечном росте, системном финансовом регулировании и управлении финансово-хозяйственным комплексом региона. Предпочтение необходимо отдавать решению задач опережающего развития "критических" отраслей и предприятий, реализации перспективных проектов. Это должно привести к созданию диверсифицированной территориальной экономики, формированию условий, обеспечивающих реализацию принципов социальной справедливости, а также вопросы минимизации техногенных воздействий и др.
Стратегическая цель региональной инновационной политики – создание благоприятной инновационной среды, обеспечивающей превращение идей и разработок в конкурентоспособные рыночные продукты, внедрение этих продуктов в важнейшие отрасли экономики и социальную сферу.
В настоящее время для инновационного развития регионов используются механизмы создания условий для развития инновационного предпринимательства, предполагающие использование методов прямого и косвенного воздействия. Рассмотрим данные механизмы более подробно.
Налоговые льготы – наиболее значимая форма стимулирования инновационного предпринимательства. Они выступают внешним стимулятором экономических процессов, поскольку высвобождают дополнительные средства налогоплательщиков на развитие хозяйственной деятельности. В экономическом смысле льготы выполняют роль дополнительных инвестиций государства в приоритетные направления развития.
Нормативные правовые акты субъектов РФ в области инновационной деятельности в основном направлены на предоставление налоговых льгот (в части своей компетенции) и бюджетных гарантий инвесторам.
Схема предоставления субъектами РФ налоговых льгот основана на дифференциации размеров преференций по конкретному виду налога в зависимости:
• от размера инвестиций;
• рода деятельности инвестора;
• длительности предоставления льгот;
• целевого назначения инвестиций.
Анализ регионального законодательства по государственной поддержке инновационной деятельности показал, что практически во всех субъектах приняты законы, направленные на государственную поддержку инновационной деятельности на их территориях.
Региональные законодательства рассматривают в качестве объектов инвестирования при осуществлении инновационной деятельности, как правило, различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, т.е. базой для предоставления государственной поддержки служит инвестирование в воспроизводство основных фондов.
Многие субъекты РФ используют механизм конкурсного отбора инвестиционных проектов, формируют перечень приоритетных (одобренных) инновационных проектов и утверждают его нормативным правовым актом на уровне региона. Ряд областей при осуществлении государственной поддержки учитывает их соответствие основным направлениям социально-экономического развития региона.
Обязательное условие – проведение комплексной экспертизы инвестиционных проектов. В ее состав входят:
• оценка экономической обоснованности и эффективности проектов (коммерческая оценка по данным бизнес-плана);
• оценка соответствия проектов действующему законодательству (правовая экспертиза);
• оценка соответствия проектов действующим экологическим нормам и требованиям (экологическая экспертиза);
• оценка соответствия проектов иным нормам, требованиям и условиям, предъявляемым к проекту в зависимости от направлений инвестиционной деятельности.
Экспертиза инвестиционных проектов проводится уполномоченными органами областных администраций самостоятельно, нередко при участии заинтересованных органов государственной власти, а при необходимости привлекаются независимые эксперты, работающие по согласованным методикам. Полномочия организаций на право проведения экспертизы оформляются договором с администрацией области, где в обязательном порядке предусматривается ответственность за предоставление заведомо ложного заключения. В некоторых областях (Брянская, Тамбовская) экспертиза проводится за счет средств инвестора.
Решение о предоставлении государственной поддержки во всех регионах принимается коллегиально. С этой целью создаются специальные комиссии или экспертные советы, на основании положительных решений которых с организациями-инвесторами заключается договор об условиях реализации инвестиционного проекта. Ряд областей предусматривает в случае неисполнения получателем государственной поддержки своих обязательств не только взыскание денежных средств, предоставленных ему в виде льгот, но и применение штрафных санкций.
Изучение регионального законодательства в области инвестиционной поддержки инновационного предпринимательства подтвердило наличие многих общих подходов в применении юридических процедур, направленных на дополнительное привлечение инвестиций на территории регионов РФ.
В настоящее время в регионах реализуются многообразные формы бюджетной поддержки инвестора (табл. 10.3). Наиболее часто для поддержки инвестора применяется практика частичного погашения из средств регионального бюджета процентов по коммерческим кредитам, предоставленным для реализации инвестиционных проектов. Данный вид поддержки используют власти 70 регионов. Широко распространены предоставление гарантий инвесторам и защита инвестиций, а также предоставление налоговых льгот.
Таблица 10.3
Основные формы бюджетной поддержки инвестора на региональном уровне
Виды поддержки |
Число регионов, использующих данный вид поддержки |
Частичное погашение из средств регионального бюджета процентов по коммерческим кредитам, предоставленным для реализации инвестиционных проектов |
70 |
Наличие гарантий и защиты инвестиций |
67 |
Налоговые льготы |
66 |
Инвестиционный налоговый кредит |
55 |
Частичная компенсация расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части уплаты банковских процентов за пользование заемными средствами на приобретение объекта лизинга |
54 |
Предоставление государственных гарантий (финансовых) субъекта РФ для реализации инвестиционных проектов |
48 |
Фонд муниципального развития |
28 |
Предоставление гарантий в виде объектов залогового фонда субъекта РФ под заемные средства для реализации инвестиционных проектов |
26 |
Страхование инвестиционной деятельности |
17 |
Продажа и аренда земельных участков и нежилых помещений по льготным ставкам (ценам) |
17 |
Иные виды бюджетной поддержки |
14 |
Льготы по арендной плате за землю |
12 |
Фонд развития региона |
8 |
Общее число регионов |
85 |
Например, во Владимирской области предоставление налоговых льгот на срок окупаемости инвестиционного проекта на территории области осуществляется по налогу на прибыль – в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет, до 15,5% включительно; налогу на имущество организаций – в виде уменьшения налогооблагаемой базы на среднегодовую стоимость имущества, созданного и (или) приобретенного, а также реконструированного и введенного в эксплуатацию в ходе реализации инвестиционного проекта.
Общий объем инвестиций, направленный на реализацию данных проектов, составил более 440 млн долл. США.
Следует отметить, что развития инновационного предпринимательства не может быть обеспечено только мерами прямой финансовой помощи. Не менее важную роль играет наличие инфраструктуры, необходимой для развития бизнеса. И здесь особую роль играют ОЭЗ, наукограды.
Существенное значение для развития инновационной деятельности для регионов России имеет создание особых экономических зон.
В соответствии с Законом об особых экономических зонах в РФ ОЭЗ – это часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Данный режим распространяется на налогообложение, таможенное регулирование и деятельность контролирующих органов.
Основная цель создания ОЭЗ заключается в развитии обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
В законе выделяют 24 ОЭЗ следующих типов:
1) промышленно-производственные (4);
2) технико-внедренческие (4);
3) туристско-рекреационные (13);
4) портовые (3).
Создание ОЭЗ должно обеспечить:
• привлечение как иностранных, так и отечественных инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности;
• стимулирование развития регионов;
• развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития;
• создание новых высококвалифицированных рабочих мест.
Во всем мире ОЭЗ развиваются как очаги роста новой экономики, как механизм, позволяющий опережающими темпами осваивать передовой производственный, технологический и управленческий мировой опыт.
В настоящее время инструмент ОЭЗ сложно использовать для запуска инвестиционных процессов в депрессивных и проблемных регионах. Этому препятствует как 50%-нос ограничение федерального инвестирования в инфраструктуру зон, так и текущие критерии отбора мест размещения ОЭЗ, заведомо дающие существенные преимущества наиболее развитым и благополучным субъектам РФ. В то же время за рубежом механизм ОЭЗ в значительной мере также выполняет и задачу поддержки отстающих регионов.
Еще одним из направлений развития инновационного предпринимательства в регионах является создание наукоградов, т.е. муниципальных образований с градообразующим научно-производственным комплексом.
Решающие условия при присвоении статуса наукограда следующие:
• наличие научно-производственного комплекса, расположенного на территории данного муниципального образования;
• градообразующий характер научно-производственного комплекса, который должен отвечать следующим критериям: численность работающих должна составлять не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования; объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ) в стоимостном выражении составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы;
• вхождение в состав научно-производственного комплекса юридических лиц, зарегистрированных на территории данного муниципального образования. К таким юридическим лицам относятся: научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ, при наличии у них в случаях, предусмотренных российским законодательством, государственной аккредитации; организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ в течение предшествующих трех лет составляет не менее 50% их общего объема производства.
Выделяется семь основных специализаций наукоградов России:
• авиа-, ракетостроение и космические исследования;
• электроника и радиотехника;
• автоматизация, машино- и приборостроение;
• химия, химическая физика и создание новых материалов;
• ядерный комплекс;
• энергетика;
• биология и биотехнология.
Большинство наукоемких городов – города комплексные: в них проводятся научные исследования и разработки по самому широкому спектру направлений. Наиболее характерным примером комплексного наукограда является Дубна, где кроме Объединенного института ядерных исследований имеются научные, конструкторские и научно-производственные центры авиакосмического, приборостроительного, судостроительного профиля, международный университет. К этому же типу относятся Климовск, Ковров, Комсомольск-на-Амуре, Королев, Обнинск, Реутов. К комплексным городам можно отнести ряд академгородков научных центров РАН, в состав которых входят научные организации различного профиля.
Согласно законодательству предполагается, что меры государственной поддержки как со стороны федерального центра, так и со стороны субъекта РФ, на территории которого располагается наукоград, определяются индивидуально в каждом конкретном случае с учетом специфики города.
На сегодняшний день государственная поддержка наукоградов заключается только в предоставлении из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ межбюджетных трансфертов для перечисления их в бюджеты наукоградов в целях осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры.
Размер межбюджетных трансфертов, предоставляемых конкретному наукограду РФ, определяется исходя из численности его постоянного населения. Бюджетное финансирование до 2010 г. осуществлялось пропорционально количеству населения из ставки 1,4 тыс. руб. на жителя наукограда в год. С 2010 г. бюджетное финансирование сокращено на 60%, что соответствует примерно уровню 2004 г.
Статус наукограда должен способствовать росту международного престижа региона и таким образом привлекать зарубежных инвесторов. Перспективным является развитие в наукоградах венчурного финансирования, и, кроме того, наукограды могут стать центрами естественной интеграции образования, науки и производства. На сегодняшний день в них, помимо научно-технологической, хорошо развита и образовательная составляющая: более 70% наукоградов имеет собственные вузы, где научные исследования составляют неотъемлемый компонент учебного процесса.
Конечно, не все наши малые города, получившие статус "наукоградов" и имеющие на своей территории научно-исследовательские институты, учебные центры и значительный слой научной элиты, обладающей большим интеллектуальным потенциалом, развиваются одинаково успешно. Для их развития необходимы серьезное вмешательство и помощь государства.
Одним из механизмов, позволяющих обеспечить ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей экономики в соответствии с приоритетными направлениями ее модернизации, является создание технопарков.
Нормативными правовыми актами, определяющим механизмы создания и развития технопарков, являются Комплексная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", утвержденная распоряжением Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р, постановление Правительства РФ от 20.12.2007 № 904 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание технопарков в сфере высоких технологий".
Технопарк в сфере высоких технологий представляет собой форму территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов.
Отличительная особенность технопарков в сфере высоких технологий, создаваемых в рамках федеральной программы, состоит в том, что объекты их инфраструктуры создаются в том числе за счет средств федерального бюджета.
К основным задачам технопарков в сфере высоких технологий относятся:
• обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и преобразование их в одну из основных движущих сил экономического роста регионов;
• комплексное развитие регионов, мест расположений технопарков, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
• интеграция образования, науки, бизнеса и власти в целях коммерциализации и развития научно-технического потенциала регионов;
• содействие в разработке, производстве, внедрении и выводе на международный рынок инновационных высокотехнологичных продуктов и технологий;
• содействие развитию новых и действующих компаний в сфере высоких технологий, создание "точек роста" инновационного предпринимательства в регионе.
Решение об оказании государственной поддержки созданию технопарков в рамках федеральной программы, в каждом конкретном случае принимается на основании акта Правительства РФ, которым также устанавливаются условия использования бюджетных средств и порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Финансовое обеспечение строительства необходимых офисных зданий, производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней.
В настоящее время успешно функционируют и развиваются созданные в рамках государственной программы технопарки в Республике Татарстан ("Технополис "Химград" и "ИТ-парк"), в Тюменской области ("Западно-Сибирский инновационный центр"), в Новосибирской области ("Научно-технологический парк Новосибирского академгородка"), в Кемеровской области ("Кузбасский технопарк"), в Республике Мордовия ("Технопарк Мордовия"), в Калужской и Нижегородской областях, в г. Санкт-Петербурге, в Пензенской, Самарской и Тамбовской областях. Кроме того, планируется создание еще семи технопарков в регионах России.
Проведенный анализ деятельности научных парков мира показал, что во всех без исключения случаях одним из основных критериев выбора места размещения парка является наличие поблизости от него вуза или научно-исследовательского института. Инновационная деятельность, осуществленная через взаимосвязь между научными организациями, крупными промышленными предприятиями, малым предпринимательством в науке и научном обслуживании, сможет обеспечить возврат средств из материального производства в научно-техническую сферу.
Главные условия успешности использования этой формы: наличие высокого научно-технического потенциала в регионе; потребность этого потенциала в конверсии; поддержка федеральных и региональных органов управления в виде соответствующих налоговых льгот, административного ресурса (как продвижение), информационного обеспечения, выделения финансовых и других ресурсов, предоставления материально-технической базы, свободных мощностей; внутренняя потребность организаций в интеграции, во взаимодействии в условиях высокой конкуренции; наличие сильной команды исполнителей с опытом работы по организации крупных межведомственных проектов, направленных на повышение макроэкономических характеристик региона.
Таким образом, государственное воздействие на инновационные процессы призвано корректировать рыночную самоорганизацию предпринимательских структур, осуществляющих инновации. В частности, это выражается в формировании благоприятной инновационной инфраструктуры – сети объектов, способствующих осуществлению инновационной деятельности. Меры государственной инновационной политики могут быть и содействующими созданию благоприятной для инноваций социально-экономической среды, и непосредственно инициирующими и регулирующими инновационные процессы.