Лекция 12. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ОЩУЩЕНИЙ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ И РОССИИ
Этот раздел учебника построен на базе исследований экономики переживаний в сфере природного (естественного) туризма.
Источник: Erlebniskompass. Optimierung der Erlebnisqualitat im nat- umahen Tourismus. -Rapperswil: FTL-HSR Forschungsstelle fiir Freizeit, Tourismus und Landschaft, ILF Institut fur Landschaft und Freiraum, Hochschule fiir Technik Rapperswil. - 2008. - 76 c.
Исходный посыл авторов - предложения в естественном туризме не могут обойтись без инсценирования.
Характерным для предложений, связанных с ощущениями, в естественном туризме является то, что это предложение возникает только в сфере природы и культурных ландшафтов. Природные и культурные ценности пространства переживаний образуют при этом первоначальное предложение и связанные с ним центральные принципы и аксиомы.
Таким предложениям, связанным с ощущениями, присуща высокая степень аутентичности и то, что они позволяют гостям пережить естественные и культурные аттракции активно и осознанно (осмысленно). Они способствуют дальнейшему развитию физической силы, они поддерживают ценности региона и также возвращают человека к чувственной сфере, природе и естественному климату.
Таблица 1
Признаки предложений, связанные с ощущениями в естественном туризме и искусственно организованном мире переживаний
Естественный туризм |
Искусственно организованный мир переживаний |
Гости |
|
интенсивные по длительности переживания, высокие затраты на единицу времени |
кратковременные переживания, высокие затраты на единицу времени |
долгосрочные относительно стабильные тренды в первичных и дизайнированных предложениях |
сильная зависимость от краткосрочных трендов, инсценируемые миры переживаний |
Окончание табл. 1
Естественный туризм |
Искусственно организованный мир переживаний |
Гости
инсценировка не воспринимается как таковая посетителями или, скорее, не признается таковой |
инсценирование ощущений отчетливо и признается в качестве таковых посетителями, инсценировки становятся желанными |
активное взаимодействие гостей с природой, ландшафтом, культурой |
потребительские переживания, коммерсализация эмоций |
собственные усилия, активность и достижения посетителей |
крайне низкие ментальные и психические усилия посетителей |
низкая плотность населения, предотвращение социального/ экологического перенасыщения |
высокая плотность населения благодаря перформансу, интерактивным действиям |
Предложение
бесплатный способ получения впечатлений, ограниченность в силу естественного оформления |
входная плата как доступ к ощущениям, ограниченность связана с инфраструктурой |
длительность как показатель качества ощущений, поиск ниши и свободного пространства для созерцания или активности |
в короткое время возникает возможность получения множества переживаний, потока впечатлений |
ощущения связаны с просто планируемым ходом, развитием, неожиданные события - часть туристского предложения |
заранее планируемые, стандартизированные потоки ощущений, прогнозируемые эмоции и впечатления |
Окружение, пространственное окружение
интеграция предложения в региональное общественное поле чрезвычайно важна |
интеграция предложений во внешнюю маркетинговую среду не обязательна |
внешние влияния (климат, природа, времена года) не должны оказывать существенного влияния |
внешние условия на протяжении всего года одинаковы или ими осуществлено специфически организованное управление |
предложения связаны со специфическими ландшафтными, культурно аттрактивными стандартами |
предложения не связаны с определенными стандартами, аттрактивность достигается искусственно |
Используемое понятие "природное переживание" (часто используется как синоним понятия "ощущение природы", "опыт переживаний, связанный с природой", "естественный опыт") определяется по- разному. С одной стороны, под этим понятием подразумевается дидактический принцип, который следует понимать как категорию из области педагогики, имеющую целью сделать людей более восприимчивыми по отношению к природе, научить человека чувству природы.
При этом возникает осознание природы и тем самым происходит признание ценности природы как базиса действий, ориентированных на сохранение, защиту природы.
Это может быть связано с различными предложениями, например природные (лесные) тропы, ощущения, связанные с этими походами, музеи или природные центры, природные туры или экскурсии, игры на природе, опыт ощущений открытого пространства/опыг ощущений природных пространств; обучение в лесных школах, опыт существования в лагерях, инсценирующих эпоху каменного века, сельские ландшафтные зоны, зоны ландшафтного искусства, семинары, экологические туры, туры на фермы, слайд-шоу/фильмы о природе и т. д.).
С другой стороны, этот термин также включает в себя аспекты за пределами педагогических концепций, как, например, отдых на природе (прогулки, туризм), спорт, связанный с природой, отдых в нетронутой человеком природе; отпуск, посвященный заботе о животных и выращиванию растений (с пользой для природы); отпуск, связанный с сохранением, защитой природы, работы, и экологически ответственное поведение как покупка регионального продукта.
Родственная связь естественного туризма и предложений экономики ощущений в сфере туризма может быть обнаружена через следующие характерные свойства:
• эмоции, обусловленные такими явлениями природы, как закат на морс, цветение Альпийских лугов, полет диких гусей, причудливые скальные образования; ощущения, обусловленные многообразием, уникальностью и красотой великолепной природной среды;
• эстетическое переживание природы (в малом масштабе структурированные, разнообразные, нетронутые ландшафты, такие как природные воды, лесные опушки, естественные проявления природного света;
• эмоциональный подъем, вызванный монотонным и уникальным ландшафтом (таким как озера, обширные равнины, высокие горы, ледники);
• дикая природа, пустыня (предложения авантюрноприключенческого характера).
Важен один вывод о том, что сами переживания и опыт субъективны, специфичны и не инсценируемы. Напротив, явления и знания, обусловленные помощью многообразных инструментов инсценирования, и создают рамки и условия, ситуации, которые рождают ощущения и рефлексию, связанную с ощущениями.
Подлинность (аутентичность) в туризме
Ощущения следует охарактеризовать как аутентичные в том случае, если они имеют тесную связь с одной из специфических групп ценностей: естественных, природных и культурных, а также если они указывают на актуальные предметности одной местности или региона. В дополнение к сохранению и поддержанию содержит термин "подлинность" (аутентичность) еще один аспект: динамическую составляющую изменения, перемены, адаптации и инновации (а также и хорошая современная архитектура может быть подлинной).
В естественном туризме аутентичные переживания можно определить как притязание на то, чтобы проникать реальной жизни в общественные фасады, кулисы, инсценирования.
Впрочем, в основном проблематично сконструировать единственное измерение, отличающее противоречие между подлинным и искусственным в туризме. Также предложения в природном туризме и в традиционных направлениях туризма часто, по крайней мере частично, инсценируемы и "искусственны". Использовал в этом контексте различие между терминами "естественный мир переживаний" (т. с. исторически возникающий мир переживаний) и "искусственный мир переживаний" (радикальное и последовательное развитие запланированных сооруженных новых объектов, например парков отдыха).
С точки зрения индивидуальных ожиданий и опыта путешествующих, подлинными являются те переживания, которые не находятся под влиянием "диких" предложений для "туристов-дикарей" (например, для опытных путешественников и эмансипированных - искать приключение), а также все, вплоть до предложений созданной культуры, которые связаны с возможностями интерпретации и информации (например, для туристов, интересующихся культурой).
Визуальный мини-кейс: парк Телок Блангах Хилл (Telok Blangah Hill Park)
Что нужно сделать человеку, чтобы подчеркнуть достоинства природы? Лучше - ничего. Ведь природа совершенна. В парке Телок Блангах Хилл (Telok Blangah Hill Park) в Сингапуре в воздухе на высоте
37 метров над землей подвесили пешеходную инфраструктуру. Именно так, решили авторы проекта, можно ненавязчиво и не вмешиваясь восхищаться красотой окружающего ландшафта.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Использованы иллюстрации с сайта: nparks.gov.sg. Источник: arhinovosti.ru.