Опыт Германии в регулировании лоббистской деятельности
В Германии нет единого федерального закона о лоббистской деятельности, однако имеется целый ряд других документов, регулирующих лоббистскую деятельность. К таким документам в первую очередь можно отнести: "Регламент деятельности Бундестага", "Кодекс поведения члена Бундестага", "Единое положение о федеральных министерствах", "Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге".
Согласно "Регламенту деятельности Бундестага", в деятельности германского парламента разрешено участие экспертов из заинтересованных профессиональных союзов и ассоциаций.
"Кодекс поведения члена Бундестага" был принят в 1972 г. Он предоставляет право депутатам заниматься за вознаграждение проблемами, выносимыми на обсуждение комитетов парламента. Перед началом слушаний в комитете они обязаны объявить о своей заинтересованности. Кодекс также обязывает каждого депутата обнародовать в установленном порядке информацию о том, с какими лоббистскими организациями данный депутат в настоящее время взаимодействует.
Согласно "Единому положению о федеральных министерствах", участие экспертов из заинтересованных структур разрешено при разработке законопроектов в федеральных министерствах. Таким образом, в ФРГ предусмотрен лоббизм не только в отношении законодательной власти, но и на уровне исполнительной власти.
"Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге" было принято в 1972 г. Оно направлено на ту же цель, что и американский закон, – легализацию контактов субъектов лоббизма с органами государственной власти. Положение предусматривает открытую публикацию лоббистского списка, где указываются все союзы, ассоциации и объединения, получившие официальный доступ к ведомствам федерального правительства и комитетам парламента. Однако, несмотря на общую задачу, данные нормативные акты существенно отличаются друг от друга. Если американский закон распространяется на юридических и физических лиц, то "Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге" – только на юридических. В соответствии с его условиями не требуется указывать получаемые и расходуемые денежные средства, так как при свободной регистрации нет оснований доверять таким данным.
При регистрации германский лоббист должен представить следующие сведения: название и адрес организации или группы интересов, которую представляет лоббист; состав правления; область интересов организации; количество ее членов; имя представителя организации и адрес представительства при Бундестаге и Федеральном Правительстве. На основании сведений о руководстве, количестве членов и области интересов организации или группы интересов германский депутат может судить об авторитетности и репрезентативности зарегистрированного лоббиста.
В соответствии с данным положением в палатах германского парламента представлены несколько сотен лоббистских структур федерального уровня. Благодаря регистрации лоббистские структуры получают официальную возможность принять участие в работе профильных комитетов, откровенно формулировать свои мнения и требования на открытых слушаниях и т.п.
К недостаткам германской практики регулирования лоббизма можно отнести произвольный отбор германскими чиновниками групп интересов, участвующих в разработке законопроектов в министерствах, и отсутствие требуемой гласности на стадии обсуждения законопроектов в государственных органах.