Опыт эмпирического исследования молодежи: социальная и профессиональная самоидентификации
Социальная и профессиональная самоидентификации, социальная интеграция молодежи современной России протекают в весьма непростых и уникальных условиях, связанных с трансформацией российского общества; кризисом основных институтов социализации – семьи, школы, вуза, трудового коллектива, армии; сменой основной модели социализации; возрастанием роли и влияния СМИ на формирование личности в современном обществе.
При этом необходимо учитывать, что молодежь объективно призвана выступать не только в роли объекта социальных отношений, но и в роли активного субъекта последних. Иначе говоря, условием выживания российского общества в настоящем и недалеком будущем и его перспективой являются позиция и деятельность молодежи. Поэтому вопрос, какие ценности принимает и отвергает молодежь современной России, является одной из важных проблем в сегодняшней социализации молодежи.
Подобная специфика социализационных и интеграционных процессов в современной России, а также проблема социальной активности молодежи в трансформирующемся современном обществе ставят непростые задачи в области молодежной политики. Дело в том, что существующие концепции социализации и социальной интеграции являются обобщением социальной практики преимущественно в стабильных обществах, а не в обществе, испытывающем одновременно глубокий системный кризис и находящемся в состоянии реформирования, как это имеет место в нынешней России.
Проблемы социализации, социальной и профессиональной самоидентификаций молодежи всегда находились в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. Методологическими положениями о социализации молодежи выступают концептуальные взгляды классиков социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П. А. Сорокина, а также представителей других социальных и гуманитарных наук – Г. Маркузе, А. Маслоу, А. Тойнби, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона. Общие вопросы социализации рассматриваются в работах таких российских авторов, как А. Г. Здравомыслов, А. И. Ковалев, И. С. Кон, Н. И. Лапин, В. Т. Лисовский, В.Я. Суртаев, А. Г . Эфендиев, В. А. Ядов. Идентификация как компонент процесса социализации индивида, влияющий на развитие его самосознания и этапы функционирования феномена идентичности, рассматривают следующие ученые: В. Агеев, Н. Антонова, Г. Боришевский, П. Гнатенко, В. Зливков, Н. Иванова, К. Коростелина, П. Лушин, В. Павленко, В. Столин, Л. Шнейдер, В. Ядов, Г. Брейкуелл, Д. Бьюдженталь, А. Ватерман, Е. Гоффман, Л. Краппман, Дж. Марсиа, Дж. Мид, А. Минделл, Е. Минделл, Г. Теджфел, Дж. Тернер, Р. Фогельсон, Дж. Хабермас, Э. Эриксон, К. Ясперс.
Различают несколько уровней самоидентификации: социально-профессиональный, семейно-классовый, национально-территориальный, религиозно-идеологический, эволюционно-видовой, половой, духовный.
Социально-профессиональная самоидентификация личности является важнейшим элементом социальной стратификации молодежи. Следовательно, мы выходим на проблему исследования механизмов самоидентификации молодежи, которые помогут в преодолении кризиса интеграции молодежи в социальную структуру общества.
Разностороннее и гармоничное развитие личности как наивысший приоритет общества XXI в. должно закладываться всей системой образования как ведущая цель воспитания и обучения. Профессиональное обучение является важнейшим условием знакомства и овладения тем или иным видом деятельности. Обучение проводится на базе специализированных учебных заведений и имеет целью сформировать у индивида профессиональное мировоззрение, умения, навыки и знания, необходимые для данной профессии. В процессе обучения личность проходит три кризисные стадии: кризис самоидентификации; кризис, связанный с сомнением в правильности выбора профессии; кризис, связанный с выходом на рынок труда. Задача учебного заведения – сделать своих выпускников конкурентоспособными на рынке труда, уверенными в своих знаниях и умениях и сформировать уважительное отношение к профессии.
Социально-профессиональная самоидентификация перестраивает внутренний мир личности, ее систему ценностей и норм и является важнейшей составляющей жизни человека. Конкурентоспособность специалиста на рынке во многом зависит от реализации его способностей в русле его профессии, образования, опыта трудовой деятельности, адаптивных способностей личности. Социально-профессиональная самоидентификация возрастает по мере накопления практического опыта, заинтересованности трудом и статусных характеристик профессии. Положительная первоначальная самоидентификация может меняться при прохождении кризисных стадий.
Достаточно часто под самоидентификацией рассматривается социологическая составляющая этого понятия, а именно – степень определенности у респондентов социального соотношения к гражданским, этническим, культурным и другим сообществам без учета психологических причин, механизмов и последствий процесса самоидентификации.
Более психологизированно самоидентификация рассматривается как одна из потребностей, интериоризирующая избранные социальные стандарты поведения в структуру социальной идентичности субъекта. Кроме того, субъект самоидентификации стремится проявить себя через персонификацию, выбрав именно то, что, как ему кажется, отвечает его ценностным ориентациям.
Под самоидентификацией понимается стремление субъекта овладеть знаниями, навыками и умениями самодиагностики, своеобразной "примерки" к себе профессионально значимых особенностей характера, поведения, общения. В то же время самоидентификация может выступать и как форма психологической регуляции профессионального становления.
Самоидентификация является одним из важных механизмов формирования "Я-концепции" молодежи. В то же время она выступает и как процессуальная динамическая характеристика формирования идентичности. Следовательно, рассматриваемый феномен целесообразно изучать лишь в динамике формирования профессионального самосознания, становления и самоопределения молодежи.
Значение самоидентификации для формирования специалиста заключается в создании когнитивных конструкций (личностно и общественно значимых) и их сравнении относительно специфики выбранной профессии, а также в создании максимально комфортных условий для интеграции в профессию. Можно сказать, что социально-профессиональная самоидентификация тесно взаимодействует с социальными представлениями о профессиональной деятельности и профессиональной направленностью личности. Следовательно, самоидентификация может исследоваться в нескольких направлениях: как важное условие и инструмент профессиональной социализации, как динамический процесс формирования образа профессии и фактор изменений (позитивных или негативных) в профессиональном самосознании молодежи, как результат профессиональной подготовки и переподготовки, как процесс выбора степени соответствия профессиональным требованиям выбранной профессии.
Особое внимание к профессиональной социализации обусловлено тем, что именно через профессиональное образование и трудовую деятельность происходит передача накопленного опыта и воспроизводства трудовых отношений, происходит вхождение человека в мир профессиональной деятельности, обновляется социально-профессиональная структура общества, происходит социально-профессиональная самоидентификация.
Центральная роль в ходе профессиональной социализации принадлежит педагогической сфере общества, т.е. всем социальным институтам, целенаправленно и профессионально осуществляющим процессы образования, обучения и воспитания. Между всеми институтами социализации необходимо соблюдать согласованность действий, целей, планов и программ, чего сегодня нет нигде. По крайней мере, каждый институт социализации должен четко сформулировать "модель выпускника", которая будет определять и ОГЛАВЛЕНИЕ учебных планов.
Целесообразно рассмотреть этапы профессиональной социализации, которые представлены на рис. 3.2.
На первом этапе, этапе самоидентификации, социальные институты, осуществляющие процессы образования, обучения и воспитания, передают знания, умения, установки.
На втором этапе, этапе индивидуализации, состоявшийся человек вырабатывает отношение к различным социальным механизмам уподобления другим.
На третьем этапе, этапе персонализации, происходит превращение объекта (на кого направлена деятельность) в субъекта (субъект общественной жизни, личность).
ОГЛАВЛЕНИЕ этапа первичной профессиональной социализации, которое получило название "самоидентификация", состоит из трех аспектов:
– образование – передача знаний;
– обучение – передача умений;
– воспитание – передача установок.
Рис. 3.2. Этапы профессиональной социализации
В ходе жизни в процессе социализации человек приобретает индивидуальность, непохожесть на других. Это осуществляется на этапе вторичной профессиональной социализации, который получил название "индивидуализация". Здесь активная роль принадлежит самому индивиду, состоявшемуся человеку, поэтому индивидуализация осуществляется также трехаспектно: самообразование, самообучение, самовоспитание.
Стать индивидуальностью можно за счет саморазвития, педагогической самодеятельности. Но этого мало для полноценного включения в систему социума, в систему общественной жизни. Мало быть ярким и индивидуально неповторимым человеком, надо стать субъектом общественной жизни, социально функционирующим человеком, субъектом истории, т.е. личностью. В ходе социализации человек должен превратиться в субъект исторического процесса, в социально ответственного и социально функционирующего агента общественной жизни. Этот этап третичной профессиональной социализации называется "персонализация" – превращение индивидуальности в персону, личность, субъект общественной жизни. Этот процесс осуществляется за счет самодеятельности, т.е. внутренне мотивированной творческой деятельности. Персонализация – это своего рода возврат к первому этапу, но с удержанием всего ценного на втором этапе и с полаганием нового, более развитого состояния единичного представителя человеческого рода – превращение индивидуальности в личность. Профессиональная социализация в форме самоидентификации, индивидуализации и персонализации осуществляется в системе социума с использованием всех форм, каналов, путей, средств, социальных институтов общества.
Рассматривая различные социально-профессиональные аспекты самоидентификации молодежи, целесообразно обратить внимание на управление этим процессом, который имеет социальный характер.
Поскольку любой процесс образования, обучения и воспитания представляет собой познание, наполненное личностным смыслом и эмоциональным восприятием получаемой информации, социальное управление этим процессом реализуется через комплекс специфических механизмов.
Традиционный механизм социализации (латентная социализация) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма проявляется на этапе выбора будущей профессии, когда человек считает, что действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, но в реальности воспроизводит предпочтения ближайшего окружения.
Институциональный механизм социализации (формальная социализация) реализуется в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, специально созданными с данной целью или выполняющими социализирующие функции параллельно с основными функциями (производственные, общественные и клубные структуры, а также СМИ). Взаимодействие человека с различными институтами и организациями способствует накоплению знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Средства массовой коммуникации как социальный институт влияют на социализацию человека как с помощью трансляции определенной информации, так и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере ее носители – сверстники, коллеги и пр. – референтны для него.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители, уважаемый человек или группа, с которой субъект социализации хотел бы себя идентифицировать.
Социальное управление профессиональной социализацией реализуется через систему организационно-культурных механизмов, непосредственно действующих в социокультурной среде и использующих профессиональные, интеллектуальные и креативные ресурсы.
Организационно-культурные механизмы управления профессиональной социализацией представляют собой систему социальных регуляторов процесса формирования специалиста, имеющих различное ОГЛАВЛЕНИЕ в зависимости от этапа социализации.
Структура организационно-культурных механизмов включает два неразрывно связанных элемента – субъект управленческого воздействия и комплекс методов, способов, приемов управления социальным объектом. Такое воздействие может осуществляться в явном или латентном виде, целенаправленно или стихийно, прямо или косвенно. В содержательном плане организационно-культурные механизмы управления профессиональной социализацией представляют собой совокупность методов, приемов, процедур, способов социального управления, позволяющих наиболее эффективным образом задействовать элементы социокультурной среды, обеспечивающей реализацию целей формирования профессионализма.
В отличие от административно-хозяйственных и организационных механизмов регулирования процесса подготовки специалистов, воздействующих на конкретных участников образовательного процесса опосредованно, организационно-культурные механизмы непосредственно влияют на формирование личностных качеств будущего профессионала. Эти механизмы опираются на принципы и законы социокультурной среды, в которой проходит профессиональная социализация, и поэтому не разрушают нормативы административного управления, а "встраивают" в них новые элементы, соответствующие постоянно меняющемуся контингенту обучающихся.
Система организационно-культурных механизмов управления профессиональной социализацией студентов имеет сложную иерархическую структуру, элементы которой по-разному влияют на формирование личности специалиста на различных этапах процесса социализации. На этапе выбора профессии основное значение имеют механизмы довузовской социализации и первичной адаптации студентов к избранной профессии; на этапе обучения – механизмы формирования личностного отношения к профессии, принятие профессионального выбора через личную позицию (интериоризация и ассимиляция нормативно-ценностной структуры профессиональной деятельности); на этапе вхождения в трудовую деятельность – механизмы интеграции с профессиональным сообществом, определяющие субъективную включенность в профессию, и индивидуализации (осознание своей профессиональной роли и статуса).
Социальное управление профессиональной социализацией как процессом формирования специалиста возможно только на основе всей совокупности организационно-культурных механизмов, находящихся во взаимосвязи и имеющих различную интенсивность проявления на конкретных этапах процесса социализации.
В период 2006–2011 гг. в Государственном университете управления была проведена социологическая диагностика факторов, определяющих воздействие организационно-культурных механизмов на различных этапах профессиональной социализации студентов, и представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление и описание комплекса факторов, определяющих специфику воздействия организационно-культурных механизмов на профессиональную социализацию студентов на основных этапах обучения в вузе.
Результаты опроса студентов 1-го курса обучения позволяют сделать вывод о том, что в этот период одновременное влияние на отношение студентов к будущей профессии оказывают факторы довузовской социализации – родительская семья (93%), школьные учителя (75%) и товарищи (80%), а также отношения в студенческой группе, профессорско-преподавательский состав и факторы вузовской среды. По степени значимости в отношении к будущей профессиональной деятельности на первом месте находится ближайшее окружение студента-первокурсника. Позиции референтных групп воспроизводятся в структуре ожиданий от результатов получения высшего образования. Это – высокооплачиваемая (92%), интересная (83%), творческая (82%) и престижная (82%) профессия.
Первокурсники только начинают осваивать социокультурное пространство вуза, не зная всех его возможностей, поэтому учебные занятия занимают важнейшее место в их студенческой жизни. Не случайно 78% респондентов отметили, что учиться им интересно, 16% подтвердили, что в целом этот процесс им интересен, и лишь 6% первокурсников не проявляют интереса к обучению. Абсолютное большинство (84%) уверены, что правильно выбрали вуз и будущую профессию: "образование в Государственном университете управления соответствует мировому стандарту" (55%), 56% отмечают "высокий уровень преподавания" и "хорошие возможности для развития личности" (38%). В то же время основная часть студентов не участвует в научных (100%) и спортивных (87%) мероприятиях, не знает о дополнительных образовательных программах (100%) и возможностях Бизнес-парка "УНИКУМ" (96%). Наиболее важными факторами среды вуза первокурсники считают характеристики профессорско-преподавательского состава и организацию учебной деятельности (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Оценка условий учебы и проведения досуга в вузе на первом этапе профессиональной социализации
Представленные распределения оценок, выставленных респондентами условиям учебы и досуга в вузе, отражают структуру факторов адаптации к среде вуза, среди которых значительную роль играют также отношения в студенческой группе, способствующие освоению ролевого набора члена студенческой группы на формальном и неформальном уровне, установлению дружеских отношений с одногруппниками. 79% респондентов убеждены в необходимости сплоченной студенческой группы с признанным лидером (старостой). Результаты опроса студентов 1 -го курса подтвердили высказанное ранее предположение о том, что на первом этапе профессиональной социализации преобладают организационно-культурные механизмы, создающие положительное мнение о будущей профессии и формирующие интерес к конкретной сфере трудовой деятельности.
В качестве основных групп факторов, определяющих специфику воздействия организационно-культурных механизмов на профессиональную социализацию студентов на данном этапе обучения, были выделены:
– факторы довузовской профессиональной социализации;
– студенческая учебная группа;
– профессорско-преподавательский состав вуза;
– факторы организации учебного процесса.
На этапе профессиональной социализации в период обучения на 3-м курсе меняется структура факторов, определяющих воздействие организационно-культурных механизмов управления профессиональной социализаций студентов. На первом месте по значимости находятся факторы среды вуза. В качестве референтных групп выступают преподаватели (76%) и однокурсники (57%). Снижается уровень ожиданий от будущей профессии. На первом месте по-прежнему ее престиж (76%), на второе место выходит показатель соответствия профессии личным способностям и возможностям (46%). Появляется новый интерес к трудоустройству за границей (14%), который отсутствовал у первокурсников. Меняется и представление о факторах успеха профессиональной карьеры. Диплом престижного вуза остается на первом месте (80% студентов 1-го курса и 78% студентов 3-го курса), возрастает значимость личных качеств (78% у студентов 3-го курса против 75% у первокурсников). Остается признание значимости профессиональных знаний и навыков (по 78% в обеих группах) и существенно возрастает понимание необходимости опыта работы (80% студентов 3-го курса против 27% первокурсников). Такое смещение интересов в трудовую сферу отражает серьезную переоценку факторов, определяющих успех профессиональной деятельности в целом и профессиональной карьеры как ее наиболее значимого для респондентов элемента.
Анализ содержания этана профессиональной социализации на 3-м курсе обучения позволяет утверждать, что комплекс организационно-культурных механизмов, оказывающих влияние на профессиональную социализацию студентов, по сравнению с первым этапом существенно меняется. Происходят активное освоение нормативно-ценностной базы будущей профессии и овладение навыками общения с представителями различных сегментов и уровней профессиональной среды, включение в межвузовское и международное профессиональное сообщество, приобретение первичного опыта самостоятельной трудовой деятельности. Более половины студентов очной формы обучения работают периодически (59%), а 24% имеют официальный трудовой контракт, 61% респондентов ориентированы на работу за рубежом на постоянной или временной основе. Такое решение подкрепляется неуверенностью в возможности гарантированного трудоустройства в отечественных компаниях (90%), а также личным опытом, полученным в процессе временных стажировок в зарубежных вузах.
Полноценное освоение социокультурной среды вуза отражается в оценках условий для учебы и проведения досуга (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Оценка условий учебы и проведения досуга в вузе на втором этапе профессиональной социализации
Распределение полученных данных свидетельствует о значительной роли организационно-культурных механизмов вузовской среды в приобщении студентов к ценностной базе вуза и включении в общественную, культурную и спортивную жизнь. Высокая оценка условий не только учебной (67% отличных оценок), но и досуговой деятельности (56% оценок "отлично") отражает активное освоение студентами социокультурной среды вуза. Третьекурсники участвуют в культурных (56%), развлекательных (78%) и спортивных (74%) программах, в научных студенческих конференциях и семинарах (24%). IIo-прежнему большинство студентов считают правильным выбор профессии и вуза (83%). Однако интерес к процессу обучения снизился. Менее половины опрошенных (37%) отметили, что им интересны все преподаваемые дисциплины. Основная масса студентов подходит к получению знаний избирательно – для них интерес представляют отдельные дисциплины, которые могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности либо соответствуют личным интересам (52%).
В качестве основных групп факторов, определяющих специфику воздействия организационно-культурных механизмов на профессиональную социализацию студентов на данном этапе обучения, были выделены:
– учебная группа;
– профессорско-преподавательский состав вуза;
– социокультурная среда вуза;
– факторы рынка труда.
На этапе профессиональной социализации на 5-м курсе обучения приоритет имеют организационно-культурные механизмы внешней профессиональной среды, обеспечивающие включение выпускника в профессиональное сообщество в качестве носителя профессиональной культуры, усвоившего и принявшего нормативно-ценностную базу профессии. Референтными группами выступают представители бизнеса и преподаватели с практическим опытом работы (66%).
Профессиональные ожидания основываются на знакомстве с рынком труда и требованиями работодателей к выпускнику вуза. Гарантированное трудоустройство выходит на первое место (89%). На втором месте сохраняется уверенность в "престижности выбранной профессии" (76%), возрастает значение соответствия профессиональной деятельности личным способностям и возможностям (58%), а также условий построения карьеры (36%). Около 20% студентов 5-го курса (16,7%) указали преобладающее значение трудовой деятельности. Такая позиция объясняется полной включенностью студентов выпускного курса в постоянную трудовую деятельность. По результатам опроса, 89% студентов 5-го курса имеют постоянное место работы, причем часть из них (26%) успешно продвигается по карьерной лестнице начиная с 3-го курса. Таким образом, на данном этапе профессиональной социализации на первый план перемещаются факторы рынка труда и конкурентоспособности выпускника вуза.
Динамика жизненных приоритетов за период обучения в вузе представлена на рис. 3.5.
Рис. 3.5. Динамика жизненных приоритетов студентов вузов на основных этапах обучения
Представленные данные наглядно подтверждают, что в зависимости от этапа обучения процесс формирования специалиста регулируется различными организационно-культурными механизмами, действие которых определяется присутствием конкретных факторов, находящихся в среде вуза или во внешнем по отношению к вузу социальном пространстве.
Успешность профессиональной социализации выпускника вуза определяется его конкурентоспособностью на рынке труда. Между мнениями молодых специалистов и работодателей о соответствии требований сферы производства и представлений о них студентами существуют серьезные отличия. В ходе экспертного опроса
были выделены основные претензии руководителей структурных подразделений по работе с персоналом к выпускникам вузов:
– завышенные запросы к уровню оплаты труда, условиям и карьерным перспективам;
– низкая работоспособность, конфликтность, амбициозность.
Интересно, что большинство молодых специалистов считает эти качества положительными, а предложения работодателей не соответствующими собственным способностям и запросам.
Таким образом, профессиональную социализацию студентов в процессе обучения в вузе можно считать частично успешной. Основные проблемы в подготовке специалиста связаны с социальным аспектом регулирования данного процесса, на что указывали как сами студенты, так и эксперты-работодатели. На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что возможности использования в социальном управлении профессиональной социализацией организационно-культурных механизмов реализуются не в полной мере и нуждаются в корректировке.
Социально-профессиональная самоидентификация молодежи – это не только динамический процесс формирования самосознания, но и результат переструктурирования личности. С самоидентификацией тесно связана структура профессиональных представлений, которые могут выступать как механизмы формирования образа профессии.