Опыт эмпирического исследования молодежи: особенности коммуникативного и телекоммуникационного взаимодействия
Эмпирическое исследование роли гендерного фактора в коммуникативных взаимодействиях студенческой молодежи, проведенное в 2013 г. на кафедре социологии управления Государственного университета управления, выявило различия в коммуникативных стратегиях современной молодежи г. Москвы.
В исследовании приняли участи 103 респондента. В социологическом опросе приняли участие 44 молодых человека (42%) и 59 девушек (58%), которые являются студентами 1–6-го курсов очной формы обучения московских вузов.
Для начала проанализируем то, кто же преобладает в круге общения у молодых людей и у девушек (рис. 6.6).
Среди людей, с которыми общаются девушки и молодые люди, в большинстве своем присутствует равное количество людей обоих полов. На втором месте по предпочтительности коммуникации оказываются люди своего пола.
Рис. 6.6. Круг общения молодых людей и девушек
Далее были рассмотрены способы общения, которые современная молодежь использует для коммуникативных взаимодействий. Указанный вопрос является актуальным, поскольку в век бурного развития цифровых информационных технологий увеличилось количество способов связи и появились многочисленные аналоги общения, позволяющие общаться на расстоянии, – социальные сети, Skype, электронная почта и др.
Были получены неожиданные данные: с большим отрывом от других вариантов (89%) современная студенческая молодежь вместе с другими способами предпочитает живое общение. За ним следуют социальные сети – 54% и общение по телефону – 50,5%. В принципе, можно видеть тенденцию к сохранению живого общения как приоритетного способа коммуникации у студентов.
Социальные сети, естественно, тоже очень популярны среди молодежи, но это объясняется удобством поддерживать связь на расстоянии, когда нет возможности пообщаться вживую. В связи с этим можно сделать вывод, что социальные сети не занимают лидирующих позиций, поскольку являются просто заменителем живого общения. Чаще всего респонденты объясняли свой выбор тем, что "живое общение ничто заменить не может". Иные способы связи выбираются по критерию удобства: они позволяют общаться на расстоянии, дают возможность одновременно общаться с большим количеством людей, обеспечивают быструю передачу информации разным группам.
Наблюдаются сильные гендерные различия при анализе особенностей приоритетных видов общения у обоих полов: полученные данные подтверждают разницу в приоритете общения по телефону – 59% девушек выбрали этот способ пообщаться, а среди молодых людей только 38%. Юноши компенсируют эту разницу в выборе общения посредством sms-сообщений – 32%, этот вариант связи выбран девушками в 21% случаев. Это логично объясняется тем, что юноши, как правило, более рациональны в формулировании собственных мыслей, для чего используют не телефонный звонок, а отправку точной информации в sms-сообщеиии. Также явно видна разница в том, что молодые люди реже посещают социальные сети, чем девушки. Skype и иные аналоги телефонной связи используют 23% девушек и 11% молодых людей. Реже всего молодежь обоих полов пользуется электронной почтой.
Интересно, что в период развития информационных технологий и усиления тенденции к индивидуализму, когда каждый человек может самостоятельно заполнить свое время, подсоединившись, например, к сети "Интернет", подавляющее большинство молодых людей и девушек любят именно там заводить новые знакомства (молодые люди – 77%, девушки – 81%). Существует стереотип, что юноши гораздо чаще проявляют инициативу, чаще заводят разговор первыми и в диалоге с девушкой занимают лидирующую позицию.
Рассмотрев данные, полученные в ходе анкетирования студентов московских вузов, можно прийти к ряду важных выводов. Примерно в равных количествах случаев девушки и юноши готовы как проявить инициативу, так и поддержать инициативу, поступающую от кого-либо другого. Результаты исследования показывают, что связь между признаками "пол" и "частота проявления инициативы" статистически значима. Сильно разнятся показатели по гендерному признаку в отношении отсутствия инициативы при знакомстве: юноши такой вариант выбрали в 10% случаев, а девушки – в 66%. Таким образом, можно говорить о статистически значимой зависимости между частотой проявления инициативы и гендерной принадлежностью индивида.
Продолжая анализ коммуникативного поведения современной российской молодежи, логично рассмотреть вопрос о цели, с которой образуются новые знакомства. Рассмотрим знакомства, которые происходят не целенаправленно, а стихийно в процессе общения в компаниях друзей, куда случайно могут прийти незнакомые индивиду люди, могущие стать поводом для нового знакомства (рис. 6.7). Такие знакомства происходят чаще всего, и здесь практически пет разницы в показателях в зависимости от пола опрашиваемого. Однако если рассматривать вопрос деловой сферы и создания эффективного круга знакомых, можно обратить внимание на то, что "нужные" знакомства для формирования "полезного" круга знакомых юноши заводят гораздо чаще, чем девушки. Даже в студенческой среде, где, по сути, еще только развиваются коммуникативные навыки студентов, у молодых людей такое развитие в деловой сфере происходит более быстро и осознанно. Среди юношей 20% респондентов заводят такие эффективные знакомства, тогда как у девушек этот показатель около 15%.
Рис. 6.7. Места, выбираемые для общения молодыми людьми во внеучебное время
Следует подчеркнуть, что для опрошенных девушек этот показатель достаточно высок, хотя он и ниже, чем у респондентов-юношей.
Кроме того, рассмотрим места встреч, которые молодые люди чаще всего выбирают для того, чтобы пообщаться со своими друзьями во внеучебное время. В целом согласно данным гистограммы видно, что разница присутствует в каждом исследуемом признаке, однако не в каждом признаке разница существенна. Сначала следует сказать, что наиболее популярными для всех местами времяпрепровождения являются кафе, бары, прогулки по городу, парки и сады. Скорее всего, это связано с наибольшей доступностью и возможностью проводить в этих местах достаточно долгое время, это наиболее бюджетные варианты. Прогулки по городу, парки и сады не требуют материальных затрат, что позволяет молодежи совмещать свое общение с друзьями в этих местах отдыха. Относительно кафе и баров – это тоже достаточно доступный вид заведений, где зачастую студентам предоставляются скидки, акции, выгодные предложения, что позволяет студенческой молодежи посещать их довольно регулярно.
Рассмотрим те места проведения досуга, которые по сути своей являются интересными, полезными и познавательными, но посещаемость которых гораздо ниже, – кинотеатры, театры, выставки и музеи. Если говорить о кинотеатрах, то средневзвешенная цена предложения на билеты в г. Москве в 2012 г . составила 354 руб. (по результатам исследования 108 кинотеатров, или 91% киноплощадок, действовавших в столице). Это не соответствует уровню студенческих доходов, например, если сравнивать с ценами билетов в Европе и США. Студенты не могут позволить себе часто посещать кинотеатры, особенно вечером, когда цена билета еще выше.
Если рассматривать ценовую категорию билетов в театры, то согласно информации из открытых источников, максимальная цена составляет 4000 руб. Этот факт может объяснить низкую посещаемость студенческой молодежью театров. Если же рассматривать посещение театров с точки зрения мотивации, то можно предположить, что студентам просто не хватает мотивации найти более дешевые варианты билетов, поскольку во многих театрах существуют также акции для студентов, предоставляющие бюджетные варианты их приобретения. Этот вопрос касается влияния различных факторов, играющих роль в процессе социализации индивида.
Обратим внимание на наиболее различающиеся признаки: "кафе, бары", "прогулки по городу", "клубы" – это те признаки, в которых доминируют девушки; "на природе", "спортивная площадка" и "университет" – это те признаки, в которых проявили себя юноши.
Рассмотрим вопрос стереотипизации поведения молодых людей и девушек в современном обществе. Очевидно, что природой заложено различное поведение представителей мужского и женского пола, однако сейчас в современном обществе ввиду того, что часто происходит смешение ролей, девушки все больше занимают руководящие позиции наравне с юношами. Поданным открытых источников за последние 10 лет, в России число девушек-руководителей приближается к числу юношей-руководителей: в настоящее время около 42% топ-менеджеров – девушки.
По мнению современного студенчества, несмотря на изменение роли девушки в российском обществе, в неформальной обстановке девушки и юноши имеют спой стиль общения, присущий каждому гендеру. В этом мнения студентов схожи: 70% девушек и 70% молодых людей считают, что в неформальной обстановке юноши и девушки имеют свой собственный стиль поведения во время общения. 20% юношей и 30% девушек считают, что разница в поведении есть, но тем не менее и молодые люди ведут себя схожим образом. И всего лишь 2% опрошенных молодых людей считают, что нет разницы в юношеском и женском общении, среди девушек респондентов с таким мнением не оказалось (рис. 6.8).
Рис. 6.8. Ответы на вопрос: "Существует ли разница в поведении юношей и девушек в неформальной обстановке?"
Также важно рассмотреть сложившиеся стереотипы в отношении поведения юношей и девушек в формальной обстановке, которая по сути своей предполагает наличие определенных "правил подчинения" процесса ведения деловых переговоров. Этот фактор играет роль и видоизменяет общение, делая его более кратким и сжатым.
Интересен тот факт, что независимо от увеличения количества девушек, занимающих руководящие позиции, где общение происходит в жестких рамках деловых коммуникаций, большинство молодых людей и девушек полагают, что разница в деловом общении юношей и девушек скорее присутствует. И лишь менее 5% молодых людей и девушек полагают, что разницы в деловом общении не существует, поскольку есть нормированный для таких случаев язык общения, набор выражений-клише, которым стандартно пользуются как юноши, так и девушки.
Такое процентное соотношение мнений может свидетельствовать о наличии стереотипа маскулинности и феминности в сознании современного студенчества. Однако результаты анализа по методике выявления маскулинности и феминности выявили, что сегодня именно у юношей наблюдается высокая степень проявления феминности, что подтверждает тенденцию к феминизации современного общества, которая проявляется уже в студенческой среде (рис. 6.9).
Рис. 6.9. Проявление маскулинности и феминности у юношей и у девушек
Еще одним из признаков, который позволяет подтвердить различия в мужском и женском коммуникативном поведении, является употребление нецензурных выражений. Бытует мнение, что девушки гораздо реже, чем молодые люди, позволяют себе использовать нецензурные выражения, поскольку их с детства воспитывают подобающим образом и внушают то, что воспитанная девушка не должна позволять себе выражать свои мысли, подкрепляя их ненормативной лексикой.
Действительно, по результатам исследования молодежи видно, что процент молодых людей, часто использующих нецензурные выражения, выше, чем процент нецензурно выражающихся девушек. В ситуациях очень редкого использования матерных слов зависимость обратная: процент девушек здесь намного превышает процент молодых людей.
Однако, несмотря в целом на достаточно высокий процент употребления нецензурных выражений, молодые люди (и юноши, и девушки) употребляют их только в тех местах, где, по их мнению, это допускают нормы – 91% респондентов.
В коммуникативном поведении молодежи большую роль играют стратегии психологической защиты, которые они используют.
Поскольку в процессе общения коммуниканты воспринимают друг друга через определенное искажение, которое обусловливается стратегией психологической защиты организма, можно выявить уровень этого искажения и выделить три типа стратегии.
Миролюбие – стратегия защиты, при которой доминирующее положение занимают интеллект и характер.
Избегание – стратегия защиты, при включении которой происходит экономия интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.
Агрессия – стратегия защиты, при которой действия человека базируются на инстинктах.
Если рассмотреть стратегии, которые выбирают девушки и молодые люди, то можно проследить интересную тенденцию. Хотя в выборе стратегии агрессии типичное лидерство принадлежит мужчинам, а в выборе стратегии миролюбия – женщинам, заметна тенденция того, что многие юноши часто прибегают к стратегии избегания, что говорит о наличии у них склонности проявлять феминные черты (рис. 6.10).
Рис. 6.10. Средние показатели стратегии психологической защиты
Миролюбие проявляется у юношей и у девушек одинаково: в указанной стратегии происходит комбинирование интеллекта и проявление характера. Когда студенты получают образование в высшей школе, они развивают свои интеллектуальные способности, которые определяют их дальнейшее поведение, поскольку обучение в России смешанное, молодые люди получают информацию наряду с девушками.
Проявление стратегии миролюбия предполагает наличие уживчивого характера, рациональных действий, направленных на поддержание комфортного состояния в коммуникативном пространстве.
Заметна тенденция того, что юноши часто прибегают к стратегии избегания, что говорит о наличии у них склонности проявлять феминные черты, поскольку для юноши типичнее выбирать стратегию агрессии.
В выборе стратегии агрессии лидируют молодые люди. Максимальные значения проявления этой стратегии очень разнятся у молодых людей и девушек: 23% – у юношей, 15% – у девушек. В ситуации агрессивной стратегии требуется проявление своего личностного потенциала, энергетики, импульсивности. В этом плане юноши ведут себя намного активнее, поскольку им наиболее привычно состояние проявления инициативы, поддержания беседы, действий в ситуации неопределенности, когда требуется быстрое решение поставленных задач. В данном случае статистически подтвердилась связь между гендером и выбором стратегии психологической защиты в процессе коммуникативного взаимодействия.
Кроме того, заслуживают внимания данные, полученные при анализе различий в степени негативной установки общения юношей и девушек, обучающихся в московских вузах.
Так, негативная коммуникативная установка может проявляться в следующих случаях.
1. Завуалированная жестокость по отношению к людям. В замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание откликаться на их проблемы.
2. Открытая жестокость в отношениях к людям. Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки, человеку безразличны переживания по поводу большинства окружающих его людей: выводы о них резкие, однозначные и сделанные, возможно, раз и навсегда. Такая установка заранее отрицательно настраивает нас практически на любого партнера. Он еще плохо известен, но вы уже подстраховали себя на случай разочарования – вы насторожены, вами управляет негативный опыт. Подобные ожидания не могут способствовать укреплению коммуникативных контактов.
3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия: ведь в жизни имеют место огорчительные явления, не замечать которые было бы наивно. Поэтому некая доля негативизма в установке к людям неизбежна – нельзя же воспринимать действительность сквозь "розовые очки", однако нежелательно допускать ситуацию, когда нам негативный опыт предыдущих коммуникативных взаимодействий мешает построить новые отношения.
4. Брюзжание, или склонность делать постоянные необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
5. Негативный личный опыт общения с окружающими, показывающий, в какой мере человеку "везло" в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности и общению.
Полученные в ходе анализа особенностей взаимодействия студенческой молодежи г. Москвы социологические данные свидетельствуют, что у студентов отчетливо выражена негативная коммуникативная установка в общении. Тем не менее они зачастую маскируют свое негативное отношение к чему-либо происходящему для того, чтобы решать свои проблемы быстрее. Правила поведения формируют определенную модель, которой студент должен соответствовать, взаимодействуя с другими людьми, что определяет комфортную и гармоничную ситуацию.
При этом идет большая психологическая нагрузка, потому что студент пытается тщательно маскировать даже самые малые проявления негатива, поэтому внешне изменений в поведении можно не заметить, однако внутреннее напряжение в таком случае будет увеличиваться, если не будет происходить разрядки. В этих случаях можно говорить о том, что люди "выпускают пар" в семье, с близкими, таким образом освобождаясь от негативных мыслей и стрессового состояния, которое возникает в результате долгого напряжения.
В данном случае статистически подтверждается связь между гендером и наличием завуалированной жестокости как компонента негативной коммуникативной установки в процессе коммуникативного взаимодействия. Юноши больше склонны обладать завуалированной жестокостью, девушки – гораздо меньше, поскольку чаще выбирают стратегию миролюбия и ведут себя соответственно, не нарушая свой внутренний баланс (рис. 6.11).
В этом смысле юноши чаше выбирают стратегию агрессии, что может сказываться и на показателях проявления завуалированной жестокости.
Рис. 6.11. Признаки негативной коммуникативной установки
На уровне гендерных различий можно увидеть дифференциацию в степени развития и проявления коммуникативных склонностей современной молодежи (рис. 6.12).
Рис. 6.13. Уровни коммуникативных склонностей
Рассматривая данные по уровням коммуникативных склонностей, можно сделать вывод, что ситуация складывается таким образом, что достаточно много юношей и девушек обладают высоким уровнем развития коммуникативных склонностей – 36%, а средним – 33%. Однако также необходимо отметить, что и молодые люди, и девушки не достигают высокого и среднего уровня коммуникативных склонностей (суммарно составляют более 50% респондентов в своем гендере), что говорит о необходимости проведения различных мероприятий, семинаров, практических тренингов для развития у молодежи коммуникативных качеств.
Возможно, все это последствия того, что современная эпоха характеризуется интенсивной разработкой компьютерных и других информационных технологий, которые реализуются во всех сферах деятельности человека и детерминируют стремительное погружение молодежи в информационную среду и, как следствие, способствуют росту некомпетентности в обычном коммуникативном взаимодействии.