Оптимизация управления ресурсами предприятий (ERP II)

В конце 1990-х гг. была разработана также методология "Планирование ресурсов предприятия, синхронизированное с запросами потребителя" (Customer Synchronized Resource Planning - CSRP), которая охватывает взаимодействие предприятия с клиентами: оформление наряд-заказа, техническое задание, поддержку клиентов, планирование ресурсов в зависимости от объема и состава клиентских заказов. Если стандарты MRP/MRP II/ERP ориентированы на управление запасами и мощностями, планирование, производство и продажу продукта, то в стандарт CSRP включен полный жизненный цикл изделия - от его проектирования с учетом требований заказчика до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи.

Этот новый тип КИС в некоторых источниках стали называть ERP II-системы, основа которых - управление взаимодействием компании с внешней средой. Там, где можно, внутренние и конфиденциальные процессы становятся внешними и открытыми. Излишняя тайна корпоративной информации, которая усложняла деятельность, исчезает. На смену ей приходит четко регламентированная политика в сфере информационной безопасности и безопасности самих ИС.

ERP II в отличие от ERP-систем имеют:

o расширенный функционал, полную автоматизацию функций системы управления в режиме реального времени;

o весомую значимость в деятельности предприятия и принятии управленческих решений;

o переход от автоматизации внутренних бизнес-процессов к распределенным бизнес-процессам, свободному взаимодействию компании со своими контрагентами (заказчиками, поставщиками, банками, налоговыми органами и пр.);

o расширенный круг пользователей ERP II-систем (внутренние и внешние компании всех секторов и сегментов рынка, при этом отсутствуют ограничения на масштабы и географическое положение объектов управления (подразделений корпорации));

o открытое взаимодействие с внешними информационными системами на базе стандартных технологий и программных интерфейсов;

o единое информационное пространство для принятия управленческих решений, высокий уровень качества информации для реализации функций управления, современные информационные технологии обработки данных;

o высокую надежность функционирования КИС, защиту данных от несанкционированного доступа, других угроз целостности и сохранности данных, дружественный пользовательский интерфейс и др.

Как правило, ERP II-системы создаются для отраслей и отдельных направлений бизнеса, модель открытого взаимодействия обеспечивает интеграцию с другими приложениями, поддержку многочисленных стандартов и протоколов межплатформенного взаимодействия (языки Java, XML, ASP, технологии Corba, СОМ, система электронной документации EDI и т.д.).

В ERP II-системы включены функциональные компоненты электронного бизнеса, реализованные как web-приложения:

1) SRM (Supplier Relationship Management) - система управления взаимоотношениями с поставщиками (снабжение) для закупок ресурсов;

2) CRM (Customer Relationship Management) - система управления связями с клиентами (сбыт) для сбыта и реализации продукции;

3) SCM (Supply Chain Management) - система управления виртуальными логистическими цепочками для доставки ресурсов или продукции;

4) BI (Business Intelligence) - система бизнес-аналитики для формирования аналитических отчетов и оценки бизнес-процессов;

5) PLM (Product Lifecycle Management) - система управления жизненным циклом продукта;

6) HRM (Human Resource Management) - система управления человеческими ресурсами;

7) Financials - система управления финансами со стороны различных участников процесса (финансового директора, менеджера, инвестора, сотрудника);

8) Mobile Business (мобильный бизнес) - система обеспечения прозрачности местоположения участников бизнеса в мировом масштабе;

9) КМ (Knowledge Management) - система управления знаниями о бизнесе (извлечение знаний из накопленных фактов); и др.