Лекция 2. Журналист в поиске информации
Глава дает целостное представление о труде журналиста как процессе познания действительности через сбор и обработку социальной информации. В методическом плане раскрываются технологии выполнения операций по обработке информации.
В результате изучения главы 2 студент должен:
знать
• источники и методы получения информации;
уметь
• получать нужные сведения, используя различные методы сбора материала;
владеть
• профессиональными стандартами в работе с источниками информации.
Информационное поле журналистики
Литера (littera) – металлический брусочек (а в самом начале книгопечатания – деревянный) с обратным выпуклым изображением буквы – стала таким же открытием человечества, как колесо, электричество, радио, электронно- вычислительная машина... "Галактика Гутенберга", названная по имени гениального изобретателя литеры, вписала человечество в мир разветвленных общественных связей и отношений, она обусловила и особое восприятие времени и пространства. Шрифт как алгоритм "печатной" цивилизации выстроил магистрали надежной, быстрой и всеобъемлющей передачи знаний, представлений, моральных норм и культурных традиций.
Изобретение печатного станка и особенно его использование для тиражирования информации во все более возрастающих объемах привело к появлению особого типа информации – журналистской. Ее специфика обусловлена не только ОГЛАВЛЕНИЕм сообщений, но и наличием в них социально-культурного и политического контекста. Будучи социальной по своему статусу, она, в отличие от традиционных видов информации, входит в матрицу социокультурных ценностей. Легко увидеть ее зависимость от логики и динамики развития общественных знаний и представлений. Однако этим ее социокультурная ценность не исчерпывается. "Многотиражное печатное слово, вошедшее сначала в книгу, затем в газету, журнал, другие виды печатных изданий, стало универсальным средством развития человеческого интеллекта, закрепления и сохранения живой памяти, передачи знаний из поколения в поколение. Пресса по праву получила яркие многозначительные характеристики: вяжущее вещество общества, шестая часть света, общественный стаж, живой пульс общества, пропагандист, агитатор, организатор... По словам известного французского ученого XVII в. Г. Лихтенберга, более, чем золото, мир изменил свинец, но не тот, что в пулях, а тот, что в типографических литерах"[1], – так предваряет свой научно-исторический очерк о прессе России исследователь журналистики Б. И. Варецкий.
Произвол властей, подвижничество "просвещенцев", прагматические, рыночные интересы складывающейся информационной индустрии становились источниками и "фильтрами" своеобразных информационных потоков. Оформляясь в то или иное печатное издание, они создавали определенную систему общественного знания о мире и организовывали свой круг потребителей информации. Десятилетиями читая выпуски одной и той же газеты или журнала, человек тем самым идентифицировал себя с образом мира, создаваемым данным печатным органом.
Этот "микрокоммуникационный мир" не только просвещал, наставлял и развлекал, но и создавал своеобразную матрицу самоопределения человека. Представления, формируемые журналистской информацией, дополняли, отчасти углубляли или "расцвечивали" систему знаний и ценностей, построенную традиционными формами обучения, воспитания и развлечения. Информация, транслируемая средствами массового информирования, за столетия своего бытования в жизни людей приобрела отличительное, пожалуй, только ей присущее свойство: она стала социальной.
Социальная информация – это совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов[2]. Изначально являясь "колесиком и винтиком" (по меткому выражению В. И. Ленина) механизма общественно-политических связей, журналистская информация видоизменялась и трансформировалась вместе с изменением социально-политического устройства человеческого общества. Характер этих модификаций как раз и обусловлен "встроенностью" журналистики как социально-политического института в функционирование общественной системы в целом.
Системный характер взаимосвязей журналистики и социума в целом существенно усложняется в эпоху глобализации экономических, социально-политических и социокультурных процессов. Любые кризисы способны привести в движение всю систему общественных связей вплоть до ее радикального преображения. Реформация командно-административной советской системы, как известно, началась с реализации политики гласности – более открытого, чем прежде, информирования масс о социальной реальности во всех ее пространственных и временны́х измерениях. Но главной причиной начавшегося социально-политического переустройства в России тем не менее стало не столько увеличение информационного потока и включение в него новых предметных коллизий, тем и проблем, сколько изменение характера информационного взаимодействия в обществе.
В массовом сознании доперестроечной эпохи бытовало представление о том, что процесс информирования – это улица с четко отлаженным двусторонним движением. Исходящая из властных структур информация доходит до адресанта и, преломляясь в виде предписанных обществу норм, правил и схем, реализуется в способах действия огромных масс. "Обратный поток" информации, четко регламентированный той же властью, системой постановлений ЦК КПСС, подзаконных актов и решений исполнительной власти "о письмах и откликах трудящихся", создавал определенный ритм функционирования командно-административной системы.
Принятие законов о средствах массовой информации, о доступе к информации и сс защите, приток ранее закрытых тем, открытие новых для общества проблем сначала расширили содержательную схему, а затем и привели к взрыву самой системы информационного взаимодействия по типу "источник информации – приемник информации". Она стала расширяться за счет включения несанкционированных никем, кроме самих участников информационного обмена, адресатов и получателей информации.
Политика гласности (1980-е гг.), как известно, привела к появлению в процессе функционирования информации новых субъектов взаимодействия, а затем к формированию пусть специфической, с известными вариациями и нюансами, но общественной по характеру коммуникации. Публичное общение, без которого невозможно социальное взаимодействие в цивилизованном обществе, получило, наконец, не только санкционированные "сверху" каналы, но и обрело новые, не свойственные ему прежде "магистрали". Появление новых субъектов и привлечение суперсовременных технических средств в качестве материального носителя стало, по сути, одним из основных механизмов социально-политической регуляции общественной системы. Появилась возможность превращения публичного высказывания в явление особого рода – в материализованный голос "единицы", который уже не "тоньше писка" (В. Маяковский), а способен взорвать общественное мнение, поляризовать его и привести к изменениям в настроении масс.
Как категория, структурирующая все виды движения в природе и обществе, информация перестала быть только сообщением, сигналом об изменении. Она превратилась в самостоятельную субстанцию наряду с веществом и энергией. Современные исследователи, занимающиеся проблемами виртуально-компьютерного мира, информацию напрямую связывают с материей. Это дает основания говорить о симптомах еще одной революции в социальной истории человечества – "креалитической". "Если неолитическая революция была орудийной, то креалитическая – субстанциональная. Информация и техника из средства деятельности человека превращается в среду его обитания"[3].
Сложилась новая для российского общества структура информационного взаимодействия: информационное пространство, базы данных, информационные ресурсы, информационная инфраструктура. Новые реалии существенно изменяют характер журналистской деятельности. Информационное пространство как система средств массовой коммуникации, как источник, средство производства и трансляции информации создает для социальных институтов и индивидуальных коммуникантов неограниченное поле деятельности. База данных как совокупность представленных в объективной форме материалов (статей, таблиц, расчетов, нормативных и иных документов) является информационным полем потребления и использования в практической деятельности для неограниченного количества коммуникантов. Информационные ресурсы применительно к журналистской деятельности представляют собой целенаправленно формируемые и творчески преобразуемые данные об обществе для обеспечения взаимодействия социальных структур и отдельных членов социума. Средства массовой информации – это исторически сложившаяся социально ориентированная инфраструктура в информационном пространстве, и именно они обеспечивают производство и непрерывное функционирование социально значимой информации. В недрах этой инфраструктуры создается, воспроизводится и коммуницирует, объединяя общество, ее главная продукция – журналистская картина мира. Она отличается от информационной картины мира, которая является совокупным эффектом циркулирования информации во всей медиасистеме, а не только в журналистике.
Журналистская картина мира представляет собой особую форму знания, поскольку она возникает в результате синтеза различных видов информации и включает оценку результатов познания по отношению к исследуемой реальности. Информационная картина мира, создаваемая множеством всевозможных медиа, является безграничным и слабо приспособленным для конкретного потребителя полем обращения различной (по форме и содержанию) информации. В этом "океане" разнообразных данных человек может потерять ориентиры или "утонуть". Напротив, картина реальности, предоставляемая журналистикой, более конкретна, она аккумулирует, объединяет соотносимые с реальностью образы и представления. В отличие от "жестких" математизированных и логизированных теорий естественных наук и от знаков и символов гуманитарных научных дисциплин журналистика делает достоянием всех и каждого "мягкую" форму знания – не в виде схем и формул, а в форме конкретных, зачастую зримых представлений о способе взаимодействия с природой и обществом.
Массмедиа выступают одним из субъектов организации жизненного пространства человека, который только в процессе информационного взаимодействия может почерпнуть подтверждение своих убеждений, получить ответы на вопросы об устройстве своей жизни, стратегиях взаимоотношений с окружающей его действительностью.
Журналистская информация является уникальным конструктом, позволяющим осуществлять многовариантный процесс производства и передачи социально значимых смыслов. Субъекты этого производства – авторы сообщений – воспроизводят фрагменты реальности, осмысляя образы и факты с точки зрения их социальной значимости. В то же время социальный контекст в процессе опредмечивания реальности, как правило, складывается под влиянием личностного видения событий и субъективного выражения их смысла, т.е. он зависит от мировоззрения, позиции, установок журналиста. В этом единстве "социального – индивидуального" заложен эвристический (творческий) потенциал производства и воспроизводства социальных смыслов в журналистской деятельности. Именно эта двойственность в первую очередь делает ее творчеством, в высшей степени востребованным обществом. Процесс становления медиасобытий, в который включается журналист, необычайно привлекателен для него самого и оказывается в высшей степени нужным публике, ожидающей не просто фактов, а их представления в определенной системе взглядов и оценок.
В факте, интерпретируемом журналистом, содержится не только образ объективно существующей реальности. Творческая переработка информации – упорядочение, категоризация, осмысление – представляет собой своеобразную переплавку познавательных процессов, обусловленных социальной заданностью профессиональной деятельности. Журналист, постигший назначение и таинства своей профессии, четко осознает задачу быть не только "летописцем" современности, но и хранителем ее ценностей – духовных, культурных и материальных. Создавая социокультурную реальность в форме картины мира современного человека, журналистика как никакой другой институт общества способствует сохранению и рациональному функционированию "жесткого ядра культуры" нации и страны в целом – традиций, культурных и нравственных ценностей и др. Без этого невозможно стабильное существование общества, особенно в его переходном или кризисном состоянии.
Профессиональные журналисты ясно видят демаркационную линию, отделяющую информацию во благо общества от той, что может разрушить социальное равновесие. И критерий здесь один – социальная значимость публикаций.
Дмитрий Бутрин, заведующий отделом газеты *Коммерсант", описывает критерий социальной значимости публикаций (рис. 2.1).
...Работа политического деятеля отличается от журналистской работы. Для политического деятеля эта информация годится, а для журналиста – нет. И как журналисты мы обязаны предположить, что юридические фирмы, занимающиеся оформлением... документов для российских чиновников и бизнесменов, довольно часто занимаются непонятными вещами.
Более того, мой опыт работы с такими документами, где стоит не та подпись, не та печать и так далее, подсказывает мне, что в этих бумагах либо все напутано, либо документов должно быть в двадцать раз больше. Я десятки раз сталкивался с ситуацией, когда видел, что передо мной подделка, но потом выяснялось, что этой бумаге сопутствуют еще какие-то
Рис. 2.1. Журналист о критериях оценки информации
документы, потом еще, то есть криминала в этом не видно. Вообще, надо сказать, что случаи откровенной подделки документов – большая редкость. Человеку, даже если он Александр Бастрыкин [председатель Следственного комитета России. – Прим. ред.], подделывать документы, лжесвидетельствовать сложно...
Все вышесказанное убеждает меня в том, что эта новость не может появиться в газете. Так что если бы я в данный момент работал текущим редактором, я бы такую заметку в номер не поставил. Хотя, конечно, попросил бы ее написать, чтобы понять, нет ли там чего-то новенького.