Оптимальные условия формирования сочувствия, заботливости как важнейших предпосылок доброты в дошкольном возрасте

Здесь можно выделить три главных условия, одно из которых переходит из возраста в возраст. Это яркое эмоциональное общение с акцентированием внимания к чувствам. С одной стороны, в дошкольном возрасте сохраняют свою важность телесные контакты родителей с ребенком: подержать его на руках, приласкать, полежать с ребенком в кровати – необходимые элементы контакта.

Гаяна, 4 года

Дочка каждое утро стала просыпаться пораньше, чтобы полежать со мной в постели, которую папа к тому времени освобождает. Очень обижается, если я встаю раньше.

С другой стороны, поскольку главным средством общения становится речь, ребенок получает возможность освоить сферу чувств, поэтому родителям необходимо обращать его внимание на чувства – свои и чужие. Например, сообщать ребенку о тех ситуациях, когда родители устали, расстроены или обрадованы. Спрашивать о том, что чувствует ребенок после утренника в детском саду, когда разбил любимую чашку мамы и т.п. Обращать внимание на мимическое выражение чувств.

Олег, 3 года и 8 месяцев

Олег живет летом у бабушки. Рассказывает ей: "Мне приснился добрый белый паучок. А у тебя, бабушка, такая добрая улыбка, что я возьму тебя в Москву".

Время от времени полезно предлагать ребенку специальные игровые задания, которые способствуют осознанию им своих эмоциональных проявлений, а соответственно, и пониманию внутреннего мира других людей.

Второе условие – проявление сопереживания взрослых друг к другу и к самому ребенку. В этом возрасте особенно полезна такая форма участия, как прощение взрослыми проступков ребенка. Дело в том, что дошкольники очень сильно ориентированы на их оценку взрослыми, им очень хочется быть хорошими и, совершив с их точки зрения плохой поступок, переживают, боятся осуждения или наказания. Когда взрослые говорят ребенку, что разделяют его переживания, видят, как ему самому стыдно, и потому не наказывают его, ребенок на собственном опыте чувствует проявление их соучастия. Однако если взрослые сконцентрируются только на ребенке, забыв про отношения друг с другом, трудно будет ожидать, что ребенок вырастет добрым. Дошкольник, как губка, впитывает поведение родителей, причем нередко даже то, на что сами родители мало обращают внимание. И если подчас кажется, что ребенок что-то не замечает, то это впечатление обманчиво: просто ребенок иногда отсроченно выдает то, что впитал в семье.

Даша, 4 года и 10 месяцев

Я иногда прошу мужа принести мне в постель чай. Если он этого не делает, шутливо сержусь. Не думала, что дочь это заметит. Но тут мы с ней стали играть в куклы. Как будто мы обе мамы, обе замужем. Обсудили, что любят кушать наши дочки. А потом дочка спрашивает:

– А ваш муж вам помогает?

Отвечаю, что да. А она говорит:

– А мой не всегда. Я его прошу чай принести в кровать, а он не приносит.

Стоит иметь в виду еще один факт. Ребенок с большей долей вероятности будет подражать тому взрослому, который представляется ему более могущественным и компетентным в той сфере, которая кажется детям наиболее интересной. Вот почему мальчик скорее всего будет подражать отцу, а дочь – матери. Причем чем более теплые и тесные отношения будут установлены между ними, тем с большей вероятностью следует ожидать того, что дети переймут модели поведения взрослых.

Третье условие – необходимость присвоения проявлениям заботы, внимания к другому человеку статуса взрослого самостоятельного поведения. Поскольку ребенок всячески стремится "быть" взрослым, радуется, когда его называют взрослым, то помогать другим ребенку очень захочется. Поэтому полезно периодически искусственно ставить ребенка в позицию взрослого.

Олег, 3 года и 10 месяцев

Ужинаем. Сын рассказывает: "Я молодец, я подметаю, я большой, могу большим веником подметать".

Олег, 4 года

Вечером гуляем с сыном. Он крепко сжимает мою руку: "Боюсь". Я отвечаю: "А я не боюсь. Ведь ты же меня защитишь".

Таким образом, фундамент доброты закладывается в семье и выполнение обозначенных ранее условий этому существенно поможет. Но нужно помнить, что для дошкольников важным становится общение со сверстниками, в процессе которого сочувствие, заботливость как предпосылки доброты, с одной стороны, проявляются, а с другой – формируются. Первоначально возникнув в семье, забота о другом человеке первую "тренировку" получает во взаимоотношениях со сверстниками.

Наблюдая за играми, в частности за тем, какие роли и как кто выполняет, можно увидеть детей, у которых предпосылки доброты не сформированы. Они, как правило, стремятся получить только престижные роли – принцессы, командира, капитана; настаивают, чтобы игра велась только по их правилам, не учитывают интересов других детей. В свою очередь, сверстники к таким детям относятся без симпатии, стараются не принимать их в игры. И наоборот, у детей популярных, тех, которых остальные считают добрыми, замечено умение брать на себя различные роли в играх, откликаться на предложения других ребят; они не навязывают товарищам свою волю и соглашаются играть практически со всеми.

Однако не только в играх со сверстниками проявляется и тренируется доброта. Очень важно взаимодействие ребенка с игрушками: оно также является опытом проявления ребенком доброты. Хорошо, если у ребенка есть любимая игрушка – кукла, мишка, слоник или что- либо еще, которую он бережет, о которой заботится. Если такой игрушки нет, а ребенок предпочитает только бессмысленно ломать их, родителям имеет смысл подумать, почему это происходит. Может быть, следует обратиться за помощью к специалисту, ведь подобное взаимодействие ребенка с игрушками явно демонстрирует то, что сочувствие и заботливость у него сформированы недостаточно.