Опросник "Знаю – хочу знать"
Некоторые преподаватели социологии, объявив тему новой лекции, раздают таблицы, которые студенты должны заполнить и передать обратно после занятия. Таблица выглядит следующим образом.
№ |
Знаю |
Хочу знать |
1 |
||
2 |
После лекции преподаватель спрашивает, изменилось ли что- нибудь в данной таблице. Если что-то совпало, то ставится восклицательный знак, что-то отпало – крестик, что-то осталось без ответа – знак вопроса. Подобный бесхитростный прием позволяет педагогу понять уровень знаний и потребности студентов, а заодно отточить свое педагогическое мастерство.
Представление студентов об идеальном учебном занятии
В 2014 г. студентов заочного отделения Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ попросили ответить на вопрос: "Как вы представляете себе идеальное учебное занятие по социологии?" В целом мнения студентов о грамотно спланированном и проведенном учебном занятии можно свести к нижеизложенному.
1. Во время занятия преподаватель должен выделять главные социальные и научные проблемы: "Не перелистывать листы в поисках сюжета, а видеть главное"; "Преподаватель должен быть спокойным, сдержанным и в то же время общительным и коммуникабельным, уметь интересно рассказывать и вычленять главное".
2. Занятие должно подвигать студентов к размышлению над поднятыми проблемами и к выработке своей аргументированной
точки зрения: "Мой учитель научил нас отстаивать свою точку зрения, и это мне очень помогло в жизни, особенно в тех моментах, когда следует сказать НЕТ".
3. В ходе занятия должны подниматься дискуссионные темы: "Невозможно прийти на семинар неподготовленным – это автоматически означает, что ты исключаешься из интереснейшей дискуссии... При этой форме проведения занятий преподаватель может опросить всех учащихся, при этом сохраняя дружелюбную и непосредственную атмосферу в группе. Также возможно, что педагог во время общения решит более полно преподать тот или иной материал, а также сделать упор на “слабые места”, пройти еще раз тот материал, который был плохо усвоен студентами". "Преподавателю необходимо давать возможность студентам говорить и задавать вопросы. По проявляемому интересу он может строить лекцию так или иначе, для себя отмечая вызвавшие наибольшее внимание и реплики/вопросы моменты. Часть занятия можно построить в виде беседы между преподавателем и студентами, где студенты могут говорить, задать вопросы, думать, обсуждать".
4. Занятие должно пробуждать тягу студентов к самообразованию, так как значительную часть материала по учебной тематике им придется искать самостоятельно и без педагога: "Важно пробудить в учащемся интерес к дополнительному образованию (самообразованию), направить его пытливый ум в нужном направлении. Прекрасно, если при учебном заведении есть возможность организовать дополнительное образование".
5. Занятие не получится, если в самом его начале преподавателю не удастся настроить студентов на рабочий лад, когда "студенты внимательно и с интересом слушают преподавателя, проявляют сознательность и, что немаловажно, уважение как к преподавателю, так и к другим студентам, а именно:
• отключают звук на телефоне и, уж конечно, не разговаривают по нему во время лекции;
• не разговаривают друг с другом на отвлеченные темы – это также может отвлекать других;
• не перебивают лектора и не спорят с ним: во-первых, лектор как минимум лучше разбирается в теме лекции, а во-вторых, это отнимает время у всей группы, а ведь студенты пришли послушать именно преподавателя, а мнение товарища по курсу можно узнать, если оно интересно, в любое свободное время или, например, во время семинара или доклада".
"И напротив, если учитель не любит свой предмет, плохо его понимает (знать и понимать – это разные вещи) или ему не интересен сам процесс преподавания (например, его раздражает общение со студентами), то никакие идеальные схемы и методики не сделают урок идеальным".
6. Преподаватель должен "читать лекцию не очень быстро, чтобы студенты успевали и записывать, и понимать о чем речь, но и не очень медленно, чтобы они не заснули: лучше всего спросить, все ли успевают". Нельзя преподавать социологию, "подавая материал монотонно, в форме монолога". "Преподаватель должен понимать, что чем реже он заглядывает в свои конспекты/книги и чем больше говорит от себя, тем интереснее его слушать... Живая речь – один из главных козырей преподавателя. Необходимо сделать так, чтобы и па первом занятии, и на последующих лекциях ее был максимум".
7. ОГЛАВЛЕНИЕ социологического занятия следует продумать так, чтобы информация подавалась системно, а не как набор несвязанных фактов: "И чем дальше и сложнее – тем интереснее! Потому что теперь у меня в голове четкая система знаний, от простого к сложному – как здание, в котором каждый кирпичик был мне понятен и знаком... Идеальный педагог – это человек, знающий и влюбленный в свой предмет, умеющий заинтересовать и увлечь своими знаниями и дающий эти знания систематизировано – от простого к сложному, потому что для него важно, чтобы ученик понял и полюбил предмет так же, как его учитель".
8. ОГЛАВЛЕНИЕ занятия можно слегка варьировать: "Хороший педагог не строит свои лекции по какому-то стандарту, а исходя из темы, из состава аудитории, из настроения этой самой аудитории дает материал так, чтобы студентам было понятно и интересно".
9. Во время занятия все студенты должны быть вовлечены в работу, "когда учащиеся заинтересованы в том, что происходит в аудитории, а именно задают интересующие их вопросы. Это говорит о том, что они активно участвуют в учебном процессе и понимают, о чем идет речь, не имеют желания отвлечься на посторонние вещи и заинтересованы в своих оценках и баллах. Главное то, что полученная информация запоминается, а не проходит бесследно".
10. Занятие должно демонстрировать не только узко специализированную эрудицию педагога, но и его знание интересов и потребностей студенческой аудитории: "Для этого необходимо обладать широким кругозором, быть разносторонне развитым и уметь подкреплять теорию конкретными примерами происходящего в современной жизни, а также иметь представление об увлечениях современной молодежи".
11. Преподаватель должен быть психологически и технически подготовлен к началу занятия: ему надо "заранее составить план занятия, приготовить принадлежности, которые ему понадобятся, и наглядные пособия, которые должны быть под рукой, а в начале занятия – дать ученикам небольшое количество времени, чтобы выложить на парту необходимые им вещи".
12. По ходу занятия нужно использовать психологические приемы, чтобы удерживать внимание студентов: "Педагог должен замечать, когда кто-то отвлекается и не следит за темой, и принимать меры. В конце урока необходимо закрепить пройденный материал путем повторения основных понятий и терминов и дать домашнее задание, желательно творческое".
13. Для занятия "можно запастись интерактивом: книгами, видеоматериалами, фотоматериалами и т.п. Компьютерные технологии позволяют это сделать на самом высоком уровне".
14. ОГЛАВЛЕНИЕ занятия должно соответствовать дидактическому принципу практицизма: "Любого студента, который пришел заниматься искренне, всегда интересуют два аспекта: чем полезен данный изучаемый предмет в перспективе (как его можно применить на практике и в повседневной жизни), а также кто из известных современных ученых добился мировой известности благодаря именно этому предмету, изучая и расширяя его границы. Преподаватель может рассказать о наиболее известных ученых – своих современниках и о важности изучаемого предмета, сопровождая рассказ визуальным материалом".
15. "Целесообразно продумать изюминку лекции. Каждая лекция должна содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов, – то, что они будут помнить, когда многое забудут. Изюминкой может стать интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известным фактам".
16. Во время занятия нужно следовать дидактическому принципу прочности освоения материала: "Мозг запоминает информацию тогда, когда она представлена в виде определенных моделей, схем и ассоциаций. Поэтому правильнее давать кроме определений под запись еще и ассоциативные схемы".
Студенты констатируют: "На практике это, к сожалению, не всегда так, но ответственность за то, какой все-таки будет лекция, лежит как на преподавателе, так и на студентах".