Жизнь животных в сообществе
И при выработке навыков, и при решении задач на интеллект (например, составлении сложного орудия) члены сообщества животных путем подражания используют опыт других, более одаренных, особей. В сообществах часто вожак (лидер) показывает, как надо что-то делать.
Уже говорилось о том, что ориентировка в стандартных условиях может быть генетически заданной, а в меняющихся она проявляется как самостоятельное звено (фаза, стадия) поведения. Она может осуществляться как ориентировочный рефлекс (часто говорят – ориентировочно-исследовательский) в простых случаях или как самостоятельная развернутая исследовательская активность в сложных ситуациях. Оказалось, что такой способностью (потребностью) все особи наделены в разной степени. Исследования показали, что в каждом сообществе выделяется небольшая часть особей с повышенной исследовательской активностью. Они, как правило, чаще расплачиваются жизнью за свою активность, но для сообщества они выполняют важнейшую функцию исследования изменений в привычных условиях жизни или при освоении новых территорий.
Преимущества жизни в сообществе
Жизнь в сообществе предполагает большие индивидуальные особенности животных, выполняющих в нем разные функции. Должны быть особи:
• с повышенной способностью решать нестандартные задачи;
• с повышенной агрессивностью (они охраняют сообщество и завоевывают новые территории);
• с повышенной отзывчивостью к проблемам других особей;
• с повышенной исследовательской активностью.
Такое сообщество обладает большими возможностями в выживании. Объединение особей в сообщество дает им преимущества:
а) через совместную добычу пищи.
Например, один волк с лосем не справится, а стая волков, иногда ценой гибели отдельных особей, способна одолеть лося; северные олени, проходя стадом по снегу, разбивают паст и добывают ягель;
б) через совместную защиту от врагов и неблагоприятных условий.
Например, пчелы и муравьи совместно защищают свои жилища от нападения; птицы совместно защищают свои гнездовья от врагов, а моржи – свои лежбища от белых медведей; бизоны при опасности образуют круг, в котором самки и молодняк располагаются в центре, а самцы по окружности рогами к нападающим; при сильном ветре пингвины собираются в плотную стаю и медленно идут по ветру, меняясь местами от периферии к центру стаи; пчелы в холодное время собираются в клубок, также меняясь местами; муравьи обогревают муравейник, нагреваясь на солнце и затем отдавая тепло в центре муравейника и т.д.;
в) через разделение обязанностей внутри сообщества по полу, возрасту и индивидуальным особенностям (разведка, добыча пищи, охрана, уборка жилища, уход за молодняком и пр.). Особенно наглядно это происходит у пчел и у некоторых видов муравьев, где отдельные операции групп насекомых организованы в единую деятельность.
Например, муравьи-листорезы выращивают плесень на специально приготовленной массе из листьев, и в этой деятельности наблюдается четкое разделение функций: одни муравьи срезают листья и приносят их в муравейник, другие – их жуют, третьи – раскладывают кусочки плесени на жвачке и ухаживают за "посевом", четвертые охраняют муравейник. Так достигается общий результат при ограниченном вкладе каждой особи – логика деятельности обеспечивается функциями, фиксированными (временно или всегда) за каждой особью. Получается коллективная деятельность без понимания каждым общего ее замысла (прообраз конвейерной сборки);
г) через возможность пользоваться чужим опытом и решениями через подражание и формирование коллективного опыта сообщества.
Например, живущие на одном из островов Японии обезьяны всю пищу, которую им бросают туристы, перед сдой вначале полощут в морской воде, но это поведение не врожденное и не видотипичное, а выученное. Таким же выученным оказалось поведение синиц одного лондонского квартала – одна синица научилась протыкать клювом бутылки с молоком и молочными изделиями, а через некоторое время это стали делать все синицы, живущие в этом квартале.