Определение типа рынка
Многообразие типов товарных рынков можно классифицировать по ряду укрупненных признаков, связанных с характером товарного обмена, границами территориального охвата рынка, назначением товаров и т.д. В учебной литературе существует несколько классификаций товарных рынков. В табл. 2.1 представлен обобщенный вариант.
Таблица 2.1
Классификация товарных рынков [1]
Признак классификации |
Тип рынка |
Краткая характеристика |
Характер и назначение товара |
Рынок товаров и услуг потребительского назначения |
Рынок товаров и услуг массового спроса, предназначенных для личного потребления, семейного и домашнего использования |
Характер и назначение товара |
Рынок товаров и услуг производственно- технического назначения |
Совокупность лиц и организаций, приобретающих товары и услуги для дальнейшего использования в производстве или для перепродажи другим потребителям |
Информационный рынок |
Система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей информационных продуктов, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников |
|
Рынок интеллектуальных продуктов |
Способ реализации экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи особого товара – интеллектуального продукта |
|
Соотношение спроса и предложений |
Рынок продавцов |
Ситуация на рынке, при которой спрос потребителей на товары и услуги превышает их предложение, в результате чего цены повышаются |
Рынок покупателей |
Ситуация на рынке, при которой предложения производителей и продавцов превышают спрос на товары и услуги по существующим ценам, в результате чего цены на них снижаются |
|
Территориальный охват |
Местный рынок (локальный) |
Форма рыночной территории, обычно развивающаяся в пределах одного или нескольких районов страны |
Региональный рынок |
Рынок определенного товара или товарной группы, сфера функционирования которого ограничивается преимущественно рамками одного региона (области, края, республики) |
|
Национальный рынок |
Сфера осуществления внутриторговых (в рамках отдельной страны на ее внутреннем рынке) и внешнеторговых операций |
|
Мировой рынок |
Совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-экономическими отношениями |
|
Степень вовлеченности потребителя в процесс продаж |
Потенциальный рынок |
Совокупность потребителей, проявляющих некоторый интерес к определенному продукту |
Доступный рынок |
Совокупность потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к определенному продукту |
|
Целевой рынок |
Привлекательный сегмент или сегменты рынка, на которых предприятие сосредотачивает свои основные усилия. Эти сегменты отличаются друг от друга по показателям предпочтительности, ответных реакций и доходности |
|
Степень вовлеченности потребителя в процесс продаж |
Освоенный рынок |
Совокупность потребителей, уже купивших или являющихся постоянными покупателями некоторого продукта |
Организационная структур |
Открытый рынок |
Сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей неограничен |
Закрытый рынок |
Товарный рынок, на котором продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, договорными отношениями, не имеющими серьезного коммерческого характера |
|
Перспектива сбыта |
Целевой рынок |
См. выше |
Бесплодный рынок |
Рынок, практически не имеющий перспектив для реализации представленных на нем товаров и услуг |
|
Основной рынок |
Рынок, где реализуется основная часть товаров и услуг предприятия |
|
Дополнительный рынок |
Рынок, который поглощает небольшую часть товаров (услуг) |
|
Конъюнктурная оценка рынка |
Развивающийся рынок |
Состояние рынка, при котором происходит быстрый экономический рост |
Сокращающийся рынок |
Состояние рынка, при котором происходит сокращение его доходности за счет снижения объема продаж и других факторов |
|
Стабильный рынок |
Рынок, на котором объем торговых операций постоянно велик, а спрос равен предложению |
|
Нестабильный рынок |
Рынок, на котором происходит быстрое и беспорядочное движение цен |
|
Стагнирующий рынок |
Состояние, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода |
|
Субъекты, вступающие в обмен |
Потребительский рынок |
Совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями товаров и услуг, с одной стороны, и их потребителями – с другой; это отношения по поводу спроса, предложения и реализации предметов и услуг индивидуального потребления, складывающиеся в торговле, общественном питании, в сфере платных услуг[2]. Подразделяется на: • рынок продовольственных товаров; • рынок непродовольственных товаров; • рынок услуг |
Субъекты, вступающие в обмен |
Рынок предприятий (организаций) |
Совокупность предприятий (организаций), приобретающих и (или) и арендующих товары и услуги, используемые ими для выполнения своих производственных и управленческих функций, а также в целях перепродажи |
Рынок промежуточных продавцов (рынок перепродаж) |
Совокупность лиц и организаций приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя |
|
Рынок государственных учреждений |
Государственные учреждения, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается |
|
Уровень насыщения рынка |
Равновесный рынок |
Состояние рынка, когда спрос на товары и услуги практически совпадает с предложением на них |
Дефицитный рынок |
Ситуация на рынке, когда спрос на товары и услуги превышает предложение на них |
|
Избыточный рынок |
Ситуация на рынке, когда предложение превышает спрос на товары и услуги |
|
Организация рыночного обмена |
Оптовый рынок |
Рынок лиц или организаций, приобретающих большие партии товаров либо услуги для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи или перераспределения |
Розничный рынок |
Имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места[3]. Розничные рынки подразделяются на универсальные и специализированные |
|
Экспортный рынок |
Рынок, на котором осуществляются внешнеторговые операции товаров и услуг. Предполагает дополнительные исследования новых зарубежных рынков сбыта, создание зарубежных сбытовых служб и пр. |
|
Импортный рынок |
Деятельность по ввозу в страну товаров и услуг. Предполагает исследование зарубежных рынков для обеспечения высокоэффективных закупок |
|
Конкуренция |
Рынок свободной (совершенной) конкуренции |
Все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности. Взаимоотношения регулируются на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей |
Конкуренция |
Рынок несовершенной конкуренции |
Виды несовершенной конкуренции: • рынок чистой монополии – состоящий всего из одного продавца с товаром, у которого нет аналога или заменителя, что позволяет производителю диктовать свои условия потребителям; • рынок монополистической конкуренции – состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в рамках широкого диапазона цен, обоснованного способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров; • олигополистический рынок – состоит из малого числа продавцов, весьма чувствительных и к политике ценообразования, и к маркетинговым стратегиям друг друга |
Степень зрелости рынка |
Неразвитый рынок |
Характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаше всего товарный (бартерный) характер |
Развитый рынок |
Рынок, на котором рыночный механизм получает полный простор для проявления, где имеется отлаженная система рыночной инфраструктуры, а участники рыночных отношений (собственники) обладают свободой рыночной деятельности |
|
Соответствие действующему законодательству |
Легальный рынок |
Открытый рынок, деятельность которого осуществляется в соответствии с законодательством |
Нелегальный рынок |
Выделяют "серый" и "черный" рынки, которые возникают чаще всего как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), или как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин) |
Исходя из принадлежности товара к тому или иному типу рынка, маркетологи используют определенный набор коммерческих инструментов, соответствующих данному рынку.