Определение стоимости проектно-изыскательских работ по укрупненным нормативам
Для определения стартовой цены при проведении подрядных торгов, при планировании объемов ПИР целесообразно разрабатывать и использовать укрупненные нормативы стоимости.
Одним из вариантов расчета по укрупненным нормативам является определение стоимости проектных работ в зависимости от общей стоимости строительства.
Базисная цена разработки проектной документации устанавливается в процентном отношении от общей стоимости строительства в зависимости от категорий сложности объектов проектирования.
Стоимость строительства объекта для расчета базовой цены проектных работ определяется:
- по объекту-аналогу с учетом их сопоставимости;
- по укрупненным показателям сметных нормативов (на единицу мощности, производительности, протяженности и др.);
- по укрупненным показателям сметных нормативов (на единицу показателей: 1 м2 общей площади, 1 м3 объема здания, 1 п. м трассы, 1 га застройки, на единицу мощности, производительности и др.).
Базисная цена (стоимость) проектной документации определяется по формуле
где С - базисная цена проектной документации в текущих ценах; С01 - базисная цена проектной документации на 1 января 2001 г.; /- коэффициент, отражающий инфляционные процессы на момент определения цены проектных работ для строительства объекта.
Для пересчета стоимости строительства объектов из уровня цен по состоянию на 1 января 2000 г. в уровень цен по состоянию на 1 января 2001 г. принимается коэффициент, равный 1,38.
Распределение цены проектных работ по стадиям проектирования приводится в справочниках базовых цен и может уточняться по согласованию проектной организацией с заказчиком.
В случаях, когда проектируемый объект имеет величину стоимости строительства, находящуюся между показателями, приведенными в таблице, базисная цена разработки проектной документации определяется путем интерполяции.
Если стоимость строительства объекта меньше или больше крайних показателей стоимости, приведенных в таблице цен, базисная цена проектных работ принимается в размерах, установленных для крайних показателей (без экстраполяции в сторону уменьшения или увеличения). Экстраполяция как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения процента проектных работ не предусматривается.
К определенной таким образом базисной цене применяются поправочные коэффициенты согласно условиям проектирования ("привязка", реконструкция и т.д.)
Цена разработки проектной документации на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, цехов, зданий и сооружений определяется исходя из стоимости объекта реконструкции, рассчитанной для условий нового строительства этих объектов с применением повышающего коэффициента до 1,5 и понижающего коэффициента, учитывающего объем работ по реконструкции, устанавливаемых проектной организацией по согласованию с заказчиком.
Относительная стоимость разработки разделов проектных работ при реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий, зданий и сооружений устанавливается проектной организацией в пределах определенной общей стоимости проектирования в зависимости от трудоемкости выполняемых работ.
Нами предложена методология определения стоимости ПИР, реализованная на примере методики расчета стоимости инженерных изысканий для строительства и реконструкции автомобильных дорог и сооружений на них. Основные положения методики могут быть реализованы для определения стоимости изыскательских и проектных работ для любых видов строительства.
Стоимость изыскательских работ можно определять тремя различными методами:
1) ресурсным методом, путем разработки ресурсно-технологических моделей с учетом поправочных и переходных коэффициентов;
2) на основе определения трудозатрат изыскателей;
3) на основе существующих нормативов стоимости изыскательских работ путем агрегирования расценок с учетом инфляции.
Для расчета стоимости изыскательских работ могут быть созданы ресурсно-технологические модели, включающие основные ресурсы (трудовые, материальные и амортизационные отчисления), используемые для каждого вида изысканий, прочие затраты в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами Госстроя.
Основными факторами, влияющими на стоимость работ, являются:
- вид изысканий, этап и условия их выполнения;
- состав и объемы намечаемых работ;
- условия и сроки производства намечаемых работ;
- категории сложности природных условий и условий производства работ;
- степень изученности территории и т.п.
Сметная стоимость производства инженерных изысканий автомобильных дорог ресурсным методом состоит из ПЗ, НР и СП, определяемых в процентах ФОТ. В состав ПЗ включаются затраты на заработную плату, материалы и амортизационные отчисления.
Расчет сметной стоимости инженерных изысканий автодорог предлагается осуществлять путем обработки статистической информации данных по проектам, выполненным проектно-изыскательской организацией. В связи с отсутствием раздельного учета затрат по объектам различных видов изысканий, с целью приведения статистических данных к единой размерности разработан алгоритм выбора объектов-представителей с целью определения различных видов затрат на изыскательские работы. Алгоритм включает проведение корреляционно-регрессионного анализа по изыскательским проектам с целью осуществления аналитической группировки рассматриваемых объектов и исключения объектов с завышенной или заниженной стоимостью. Корреляционный анализ позволяет выявить основные показатели объектов, оказывающие влияние на стоимость инженерных изысканий, и определить степень достоверности выбора объектов-представителей.
Определение сметной стоимости проектирования одного условного километра автомобильной дороги осуществляется в приведенной последовательности.
1. Затраты на оплату труда определяются как сумма основной заработной платы работников, занятых производством инженерных изысканий, и начислений на заработную плату. Основная заработная плата определяется исходя из трудоемкости работ согласно форме ЗП по объектам-представителям. Процент начислений на заработную плату устанавливается по фактическим данным.
Расходы на оплату труда на изыскания вида; определяются по следующей формуле:
где Р()Т;. - размер средств на основную заработную плату работников при проведении изысканий одного условного километра автомобильной дороги; п - количество основных категорий работников, занятых изысканиями автомобильных дорог; К~- количество человеко-часов, затрачиваемых работником 1-й квалификации по работам вида;; ЗПср -- заработная плата одного человеко-часа работника 1-й категории, рассчитываемая по формуле
Здесь ЗП- - среднемесячная заработная плата работника 1-й категории; 24 - число рабочих дней в месяц; 8 - количество рабочих часов в день.
Общие затраты на оплату труда определяются по формуле ЗОТ; = РОТ; -Ь Начисления на РОТ. (З-П)
2. Материальные затраты определяются на основании статистического анализа оборотных ведомостей. Перечень основных материалов определяется путем корреляционного анализа данных этих оборотных ведомостей по кредитовому обороту в количественном выражении. Средняя стоимость единицы расходуемых материалов определяется по фактическим данным. Стоимость прочих материалов определяется в процентах стоимости основных материалов по фактическим данным.
К материальным затратам относятся затраты на приобретение материалов, а также на приобретение фондовых, архивных, картографических материалов (включая аэрокосмические) . Размер затрат может определяться либо по смете затрат изыскательской организации, либо по фактическим затратам по объектам-представителям с приложением обосновывающих документов (договоры, счета, чеки и т.п.).
Материальные затраты на проведение изысканий вида I определяются по следующей формуле:
где МЗу - сумма материальных затрат на производство изысканий вида _;; п - номенклатура основных материалов; Ц;- цена единицы материала і (в текущем уровне цен); К* - расход і-го материала на производство изысканий вида;; Ну - норма стоимости прочих материалов, % (рекомендуется в размере 18- 22% в зависимости от организации).
Норма стоимости прочих материалов определяется по формуле
где т - номенклатура прочих материалов.
В состав материальных затрат входят стоимость ГСМ и запасных частей, а также других расходов (кроме амортизации) по внутреннему транспорту.
Размер расхода прочих материалов определяется на основе корреляционно-регрессионного анализа статистических данных (анализа степени зависимости затрат на прочие материалы от объемов выполненных ИР).
3. При расчете затрат на амортизацию основные фонды проектной организации делятся на активную (в данном случае к ним относят ЭВМ и средства оргтехники, а также легковые автомобили) и пассивную (конторское оборудование и здание) части.
Затраты на амортизацию основных фондов А определяются по следующей формуле:
где і - группа амортизируемого имущества; Б - - балансовая стоимость имущества і'-й группы, необходимого для проведения изысканий вида;'; На|-- норма амортизации; А^- затраты на амортизацию при проведении изысканий вида)'.
4. Прочие затраты определяются по фактическим данным по следующей формуле:
где Нпр^ - норматив прочих затрат (рассчитывается на основании фактических данных и составляет 20-25%).
5. Накладные расходы определяются по следующей формуле:
где Нир - норматив НР (в процентах ФОТ).
6. Размер сметной прибыли может рассчитываться следующим образом:
где Нсп - норматив сметной прибыли (в процентах ФОТ).
7. Общая сметная стоимость ПИР на один условный километр (метр) определяется по формуле
где См - сметная стоимость изысканий вида;.
Вследствие различий в содержании этапов изыскательских работ общую стоимость можно разделить на две составляющие: постоянную и переменную. Стоимость ИР предлагается определять по формуле
где С - стоимость производства инженерных изысканий; и - количество необходимых видов инженерных изысканий; а;. - постоянная составляющая стоимости изысканий вида;, руб.;
- переменная составляющая стоимости изысканий вида руб.; х- - количество единиц измерения изысканий вида;.
В постоянную составляющую стоимости производства инженерных изысканий каждого вида входит стоимость основной части подготовительного и части камерального этапов работ. Данная величина затрат является постоянной для любого участка дороги длиной 1 км (для любого участка моста площадью 1 м2), для которых проводятся изыскания.
В постоянной величине стоимости производства инженерных изысканий каждого вида должны быть учтены расходы:
1) на получение технического задания на производство изысканий;
2) изучение и обобщение исходных данных, необходимых для производства изысканий;
3) согласование с заказчиком программы (предписания) изысканий и подготовки договорной документации;
4) подготовку, поверку приборов, инструментов, оборудования и метрологическое обеспечение единства и точности средств измерений;
5) внутренний контроль и приемку изыскательских материалов;
6) сдачу отчетных материалов изысканий заказчику.
Величина Ъ представляет собой переменную составляющую стоимости полевого, подготовительного и камерального этапов проведения каждого вида изыскательских работ.
В каждый из составляющих элементов а и Ъ входят заработная плата с отчислениями во внебюджетные фонды, стоимость необходимых материалов, амортизация оборудования, а также прочие затраты, НР и СП.
При определении стоимости инженерных изысканий кроме базисной стоимости учитываются ценообразующие и усложняющие коэффициенты.
К ценообразующим коэффициентам относятся поправки, учитывающие затраты на внешний транспорт, а также на командировочные расходы.
При расчете командировочных расходов проводят корреляционный анализ взаимосвязи расстояний и количества дней нахождения в командировке. Наличие тесной взаимосвязи между названными выше показателями (коэффициент парной корреляции К = 0,98) позволило определить, что при расстоянии от места нахождения проектной организации до объекта около 300 км на командировку приходится один день. Дальнейшие расчеты позволили установить поправочный коэффициент, учитывающий командировочные расходы.
Расходы на командировки работников рассчитываются при помощи поправки П1, которая определяется по формуле
где Ч - количество работников, направляемых в командировку, человек; 5 - расстояние до объекта, км; С - тарифная ставка, руб.; Ят- расходы на оплату командировочных (суточные, проживание).
Оплата транспортных услуг может определяться по объектам-представителям либо по смете затрат изыскательской организации, либо по фактическим затратам (аренда транспортных средств), либо путем расчета по форме ЗП с учетом следующих затрат:
1) заработная плата водителей (исходя из необходимости пребывания транспортных средств на месте производства работ в течение всего времени выполнения изыскательских работ, что регламентировано правилами техники безопасности), механиков;
2) ЕСН;
3) отчисления в фонд социального страхования;
4) затраты на приобретение материалов (ГСМ, шины, запчасти);
5) амортизационные отчисления;
6) отчисления на текущий ремонт;
7) отчисления на ОГЛАВЛЕНИЕ автобазы (автостоянки);
8) командировочные расходы водителей (при необходимости);
9) уплата налогов и сборов, включая местные налоги.
При изысканиях для объектов, находящихся далее чем на 50 км от проектно-изыскательской организации, расходы по эксплуатации машин при инженерных изысканиях учитываются поправкой П2 на внешний транспорт, которая определяется по формуле
где I - группа автомобилей (табл. 3.5); 5 - расстояние до объекта, км; Я(- - расход топлива на 100 км, л; С,- - стоимость топлива, руб/л.; Ч; - число машин каждой группы.
Для расчета поправки, учитывающей затраты на внешний транспорт, при корреляционном анализе и методе статистических группировок автомобили поделены на четыре группы, и для каждой определен средний расход ГСМ (см. табл. 3.5).
Таблица 3.5. Средний расход ГСМ для групп автомобилей
Группа автомобилей |
Расход ГСМ, л/100 км |
Легковые автомобили 1 |
10,5 |
Легковые автомобили 2 |
19 |
Грузовые автомобили, автобусы |
44,5 |
Грузовые автомобили, автобусы дизельные |
49,5 |
Примечание. Приведенные в табл. 3.5 данные о среднем расходе ГСМ получены путем статистической обработки результатов работы ОАО "ГипродорНИИ" за несколько лет.
Применение формулы (3.21) обосновано лишь в тех случаях, когда командировочные расходы водителей учтены поправкой П:
Более полно состав затрат на внешний транспорт учитывается при расчете поправки по следующей формуле:
где Смч( - стоимость одного машино-часа эксплуатации автомобиля группы ц р. - средняя скорость движения автомобиля группы 1.
Определение поправочных коэффициентов, характеризующих влияние факторов, усложняющих производство инженерных изысканий на объекте, проводится с использованием экономико-статистических методов: метода группировок, нахождения среднего значения, корреляционно-регрессионного анализа данных проектных организаций и коэффициентов, использовавшихся при составлении справочников базовых цен.
Стоимость рассчитывается для условий производства изысканий в средней полосе европейской части России (по уровню заработной платы), благоприятного периода года и нормального режима проведения изыскательских работ.
При определении сметной стоимости изысканий, выполняемых в других районах РФ, в условиях специального режима, а также в неблагоприятный период года, к базисной стоимости применяются соответствующие коэффициенты.
При определении стоимости инженерных изысканий предлагается следующий перечень коэффициентов:
К1 - районные коэффициенты;
К2 - коэффициент, учитывающий проведение инженерных изысканий в пустынных и безводных районах;
К3- коэффициент, учитывающий проведение инженерных изысканий в неблагоприятных климатических условиях;
К4 - коэффициент, учитывающий изменение величины НР организации;
К5 - коэффициент, учитывающий изменение величины СП организации.
К6 - коэффициент учета инфляции.
Коэффициент Кг рассчитывается по формуле
где Од- удельный вес фонда оплаты труда в стоимости изысканий на 1 км дороги (принимается равным 0,35); 3n + Hc - средняя по региону заработная плата инженера-изыскателя плюс надбавка в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ЗП - средняя по региону заработная плата инженера-изыскателя в базисном районе (Московской области) ; £>; - доля расходов по отдельным статьям затрат в структуре стоимости изыскательских работ; 17- - индекс изменения цен на 1-й вид ресурса в анализируемом районе по сравнению с базисным.
Коэффициенты К2 и К3 определяются путем корреляционно-регрессионного анализа значений данных коэффициентов в справочниках цен на изыскания.
IIP при изысканиях для строительства и реконструкции автомобильных дорог и мостов приняты в размере 110% величины ФОТ. При других значениях HP норматив корректируют путем поправочного коэффициента К4, рассчитываемого по формуле
где Нн|, - установленная для конкретной проектной организации норма НР, % ФОТ; 110 - нормативный размер НР в % ФОТ работников, установленный в соответствии с МДС 81-33.2004.
Коэффициент К5, учитывающий изменение величины сметной прибыли проектной организации, определяется по формуле
где Нп - установленная для конкретной проектной организации норма СП, % ФОТ; 95 - нормативный размер СП в % ФОТ работников, установленный в соответствии с МДС 81-34.2004. Формула для определения стоимости изысканий примет вид
При длине трасс до 10 км к стоимости полевых работ в зависимости от длины трассы применяются следующие коэффициенты':
- 1,5 - до 1 км;
- 1,2 - от 1 до 5 км;
- 1,1 - от 5 до 10 км.
Кроме того, к определенной по формуле (3.26) стоимости могут применяться различные коэффициенты при производстве определенных видов изыскательских работ. Например, при составлении инженерно-геологических карт и разрезов с помощью компьютерных технологий к ценам может быть применен повышающий коэффициент 1,5.
При выполнении полевых работ в условиях стационара к стоимости (расценкам) применяется понижающий коэффициент 0,85; если лабораторные и камеральные работы выполняются в экспедиционных условиях, то к стоимости (расценкам) на эти работы применяется повышающий коэффициент 1,15.
При необходимости срочного выполнения изыскательских работ к сметной стоимости изысканий допускается применять повышающий коэффициент, величина которого устанавливается в договоре по соглашению сторон. Величина коэффициента за срочность, как правило, не превышает 1,5.
Расходы по организации и ликвидации работ на объекте оцениваются в размере 6% сметной стоимости полевых работ, а также выполняемых в экспедиционных условиях камеральных работ.
В базисной стоимости (расценках) инженерных изысканий не учтены и поэтому должны определяться дополнительно расходы:
1) по оформлению по поручению заказчика разрешений (регистрации) на производство изысканий силами организации, выполняющей изыскания;
2) организации и ликвидации работ на объекте;
3) рубке просек и визирок;
4) таксации зеленых насаждений;
5) сбору сведений по инвентаризации строений и сооружений;
6) содержанию изыскательских баз и радиостанций при изысканиях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в малонаселенных (необжитых) районах (высокогорных, пустынных, таежных, тундровых);
7) монтажу, демонтажу и содержанию специального изыскательского оборудования;
8) курированию (методическому руководству) работ, передаваемых для выполнения субподрядными организациями;
9) подготовке и выдаче заказчику промежуточных материалов инженерно-геодезических изысканий;
10) вспомогательным работам.
Пример определения стоимости производства инженерно-геодезических изысканий для строительства автомобильной дороги (метод расчета основан на определении укрупненных показателей стоимости)
Определим стоимость производства инженерно-геодезических изысканий для строительства 7 км автомобильной дороги II технической категории в Воронежской области. Объект расположен на расстоянии ПО км от г. Воронежа. Норма НР в проектной организации составляет 100% величины ФОТ, норма СП - 90% ФОТ. Изыскания проводятся в нормальных условиях.
Постоянная величина стоимости а = 4,45 тыс. руб., переменная величина стоимости Ь = 24,75 тыс. руб.
Так как объект расположен на значительном расстоянии от места расположения изыскательской организации (более 50 км), необходимо определить поправки на командировочные расходы и внешний транспорт.
По формулам (3.21) и (3.22) имеем
Так как нормативы НР и СП в изыскательской организации отличаются от рекомендованных МДС, необходимо определить поправочные коэффициенты К4 иК5.
В соответствии с формулами (3.24) и (3.25)
Коэффициент Ку определенный в соответствии с формулой (3.23), равен 0,88.
Стоимость изысканий, рассчитанная по формуле (3.26), составит
С = ((4,45 + 24,75 х 7) х (1 + 0,35 х (-0,1-0,05) + + 0,53 + 1,135)) х 0,88 =150,022 тыс. руб.
При разработке ценовых нормативов (а, Ь) на основании обработки данных конкретной проектной организации можно избежать необходимости учета и определения поправочных коэффициентов.
Стоимость изыскательских работ при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и сооружений на них можно определять по величине трудозатрат на объектах-представителях (форма ЗП, калькуляция) в ценах текущего периода.
Стоимость изыскательских работ, выполняемых изыскательскими организациями (подразделениями), в текущих ценах по трудозатратам изыскателей определяется по формуле
где Сир - стоимость инженерных изысканий в текущих ценах, тыс. руб.; Сс - величина себестоимости выполняемых изыскательской организацией работ, тыс. руб.; Р - уровень рентабельности организации, выполняющей работы.
Величина себестоимости рассчитывается по формуле
где 1,36 - коэффициент, учитывающий отчисления в бюджет (26%) и надбавку на командировочные расходы (10%); ЗПср- среднемесячная заработная плата в текущих ценах (инженера I категории (геодезиста, геолога)), тыс. руб.; Кзи -удельный вес заработной платы исполнителей в себестоимости проектно-изыскательской продукции в организации (принимается равным 0,35); Г- затраты труда, человеко-дни.
К базисной стоимости изысканий, определенной по формуле (3.27), применяются те же коэффициенты, что и в п. 1 предлагаемой методики. Исключением являются коэффициенты, учитывающие изменения норматива НР и СП, так как данные величины учтены коэффициентом рентабельности.
Таким образом, стоимость изысканий в каждом конкретном случае определяется по формуле
Проблема практического использования предлагаемого метода заключается в необходимости расчета трудоемкости выполнения всех видов проектных и изыскательских работ. Трудоемкость можно определить путем статистических наблюдений в организации.
В настоящее время можно назвать следующие методы определения трудоемкости выполнения проектных работ:
- статистический;
- экспертный;
- стоимостной.
Наиболее точные результаты может дать определение нормативов трудоемкости проектирования на основе учета фактических трудозатрат.
Необходимыми условиями достоверности учета фактических трудозатрат являются следующие:
1) учет следует вести по определенным периодам, проще всего по месяцам;
2) учету должны подвергаться все трудозатраты сотрудников и сравниваться с фондом рабочего времени и табелем выхода сотрудника на работу;
3) одновременно с учетом фактических трудозатрат должны учитываться усложняющие и облегчающие проектирование факторы.
Метод экспертной оценки основан на математической обработке данных по трудоемкости проектирования, полученных от максимально возможного числа высококвалифицированных специалистов по каждой специальности.
При прочих равных условиях метод позволяет обеспечить приемлемую точность результатов. Однако, учитывая то обстоятельство, что мнения экспертов всегда субъективны и, кроме того, в большинстве случаев фиксируют накопленный данным экспертом опыт проектирования, который не всегда основан на передовых, прогрессивных формах организации технологического процесса, метод не дает полной уверенности в его достоверности, если экспертной оценкой не будут использоваться надежные расчетные способы хотя бы грубой прикидки конечных результатов.
Пример определения стоимости производства инженерно-геодезических изысканий для строительства автомобильной дороги (метод расчета основан на определении трудозатрат изыскателей)
Определим стоимость производства инженерно-геодезических изысканий для строительства 7 км автомобильной дороги II технической категории в Воронежской области. Объект расположен на расстоянии 110 км от г. Воронежа. Коэффициент рентабельности изыскательской организации - 17%. Изыскания проводятся в нормальных условиях.
Трудозатраты изыскателей составили 16,9 человеко-дней для 1 км. Следовательно, на изыскания для строительства автодороги длиной 7 км трудозатраты составят 65,8 человеко-дней.
Так как объект расположен на значительном расстоянии от места расположения изыскательской организации (более 50 км), необходимо определить поправки на командировочные расходы и внешний транспорт.
По формулам (3.21) и (3.22) определим
Коэффициент Кр определенный в соответствии с формулой (3.23), равен 0,88.
Себестоимость изысканий, рассчитанная по формуле (3.27), составит
Стоимость изысканий, рассчитанная по формуле (3.28), составит
В целях перспективного планирования объемов изыскательских работ, а также при формировании стартовой цены на изыскательские работы для строительства и реконструкции дорог и сооружений на них могут применяться нормативы, установленные в справочниках базовых цен на изыскания.
Формула для определения стоимости на основе справочников
где С - стоимость выполнения инженерных изысканий на объекте, тыс. руб.; С- - стоимость выполнения)-го вида изысканий по соответствующему справочнику с учетом поправочных коэффициентов, тыс. руб.; - коэффициент, учитывающий инфляционное изменение текущей стоимости относительно цены, указанной в справочнике. При определении коэффициента инфляции применяется укрупненная номенклатура статей затрат, сложившаяся в изыскательных организациях (подразделениях) в 2004-2005 гг.
Примерный состав укрупненной номенклатуры статей затрат:
- материальные затраты;
- оплата труда (фонд оплаты труда, отчисления на социальные нужды);
- амортизационные расходы;
- командировочные расходы;
- полевые расходы;
- прочие затраты.
Коэффициент инфляции К- определяется как средневзвешенная величина коэффициентов изменения расходов по отдельным статьям затрат с учетом уровня рентабельности работ и рассчитывается по формуле
где Р - коэффициент рентабельности работ (например, Р = 1,3 при рентабельности 30%); О. - удельный вес расходов в себе-
стоимости работ; - коэффициенты удорожания стоимости по отдельным статьям затрат.
Пример определения стоимости производства инженерно-геодезических изысканий для строительства автомобильной дороги (метод расчета основан на определении базовых цен)
Определим стоимость производства инженерно-геодезических изысканий для строительства 7 км автомобильной дороги 11 технической категории в Воронежской области. Объект расположен на расстоянии ПО км от г. Воронежа. Изыскания проводятся в нормальных условиях.
В соответствии с данными таблиц СБЦ1995 г. стоимость изысканий в уровне цен 2001 г. составит
6375 x 7+ 185 + 1926,83 + 4481 + 1792,4 = 53,01 тыс. руб.
Коэффициент удорожания на 11 квартал 2006 г. по отношению к данным 2001 г. составил 2,14; районный коэффициент для Воронежской области равен 0,88.
Тогда стоимость изысканий в текущем уровне цен составит
С = 53,01 х 2,14 х 0,88 = 132,95 тыс. руб.
Стоимость ПИР определяется на разных этапах жизненного цикла проекта различными участниками инвестиционного процесса с различными целями. Требуются разные уровни точности при проведении расчетов, например точность установления стартовой цены для проведения торгов может быть меньше, чем точность определения цены подрядчика при подготовке тендерного предложения. Множество задач определения стоимости обусловливает наличие нескольких методик ее расчета, отличающихся сложностью вычислений, точностью, статусом применяемых нормативов.
Нами приведены примеры определения стоимости изыскательских работ на одном и том же объекте разными методами. Отличие этих методов обусловливает и различие в результатах. Как было сказано выше, точность стоимостных расчетов увеличивается при детализации затрат на производство работ. Поэтому в приведенных примерах наименее точен расчет, основанный на применении укрупненных показателей стоимости (расчет по объектам-аналогам). Большей точностью обладает расчет, основанный на определении базисных цен (расчет базисно-индексным методом). Максимальная точность в данном случае достигается при расчете стоимости инженерных изысканий по трудозатратам изыскателей.
Тем не менее все расчеты могут применяться в зависимости от целей определения стоимости работ.