Определение основных движущих сил отрасли
М. Портер предложил классифицировать движущие силы отрасли в целях выявления важных и второстепенных причин изменений в отрасли. Основные движущие силы отрасли иногда называют доминантными. Движущие силы представлены рядом факторов, изменения которых приводят к значительным изменениям самой отрасли. Анализировать движущие силы отрасли следует для выработки стратегии предприятия, позволяющей ему успешно действовать в условиях внешней враждебной конкурентной среды. Движущие силы отрасли оказывают влияние независимо от действий предприятий. Следовательно, все большее значение приобретает фактор опережения, а это означает, что необходимо увеличивать достоверность прогнозов, которые становятся органичным элементом системы управления. Факторов, которые можно считать движущими силами, довольно много, часть из них специфична и характерна только для отдельно взятых ситуаций или отраслей [17].
Анализ движущих сил включает (табл. 4.3 и 4.4):
1) определение основных движущих сил отрасли;
2) определение степени влияния движущих сил на отрасль.
Таблица 4.3
Этап 1. Определение основных движущих сил отрасли
Факторы, являющиеся движущими силам и |
Влияние фактора на отрасль |
Изменение долгосрочных темпов роста отрасли |
Фактор влияет на соотношение спроса и предложения, на условия вхождения в рынок и выхода из него, на характер и интенсивность конкуренции. Устойчивый рост спроса привлекает новые компании и усиливает конкуренцию. На сужающемся рынке усиливается конкурентное давление, ужесточая борьбу за долю рынка и вызывая приобретения и слияния, в результате чего происходит консолидация отрасли при уменьшении участников |
Изменения в составе потребителей |
При появлении новых способов использования товаров появляются новые потребители. Выделенные силы меняют характер конкуренции, поскольку изменяется ассортимент товаров, изменяются прежние и появляются новые системы сбыта; возникают новые методы продвижения |
Появление новых товаров |
Укрепляет рыночную позицию компаний, производящих новые товары, за счет тех компаний, которые выпускают старую продукцию и запаздывают с выходом на рынок со своей новой продукцией. Появление новых товаров восстанавливает рост отрасли |
Технологические изменения |
Технологические новинки коренным образом изменяют ситуацию в отрасли, создавая возможности для производства новых и более качественных товаров при меньших издержках и открывая новые перспективы для отрасли в целом |
Маркетинговые инновации |
Приемы маркетинга повышают интерес к товарам, увеличивают спрос в масштабах отрасли, усиливают дифференциацию компании и снижают себестоимость продукции |
Вход на рынок или выход из него крупных компаний |
Появление на рынке нового мощного конкурента всегда меняет условия конкуренции: меняется не только расстановка сил среди игроков, но и характер конкуренции. То же самое происходит и при выходе из отрасли крупной компании: меняется структура конкуренции в отрасли, сокращается число лидеров (при улучшении позиций остающихся игроков), обостряется конкурентная борьба оставшихся компаний |
Распространение технического ноу-хау |
Это приводит к уменьшению преимуществ компаний, владевших ранее этим ноу-хау |
Глобализация в отрасли |
Фактор становится движущей силой, в случае когда: • для достижения экономии на масштабе компаниям необходимо расширять рынок своей продукции за пределы страны; • низкая цена является ведущим фактором захвата рынка; • крупные компании в поисках новых рынков стараются закрепиться в как можно большем количестве стран; • основные природные ресурсы или материалы поставляются из разных стран |
Изменение в издержках и прибыли |
Увеличение либо сокращение разрыва между издержками и прибылью у основных конкурентов может радикально изменить характер конкурентной борьбы в отрасли |
Переход потребителей от стандартизированных товаров к дифференцированным |
Развитие отрасли во многом определяется повышением либо снижением интереса потребителей к персонализированным товарам. Заметив смещение покупательских предпочтений в сторону персонализированной продукции, поставщики могут расширить клиентскую базу за счет изготовления товаров на заказ, новых моделей, оригинального дизайна, дополнительных функций. Вместе с тем потребители иногда считают, что стандартный товар по более низкой цене удовлетворяет их потребности ничуть не хуже, чем дорогостоящие товары с большим набором дополнительных свойств и индивидуальным обслуживанием. Сдвиг потребительских предпочтений в сторону стандартных товаров обостряет ценовую конкуренцию |
Влияние административных органов и изменение политики правительства |
Ослабление вмешательства государства в экономику может привести в ряде отраслей к ускоренному развитию и изменению стратегических подходов |
Изменение общественных ценностей и образа жизни |
Возникновение новых социальных проблем, изменение общественного мнения и стиля жизни – мощный источник перемен в отрасли |
Снижение неопределенности и риска в бизнесе |
Растущая отрасль обычно характеризуется отсутствием подробной информации о параметрах рынка, поэтому привлекает склонных к риску игроков. Есл и компаниям-пионерам сопутствует успех, в отрасль устремляются и более осторожные игроки (поздние последователи), обычно из числа крупных, финансово устойчивых компаний, ищущих выгодные возможности для инвестирования в растущие отрасли |
Таблица 4.4
Этап 2. Определение степени влияния движущих сил на отрасль
Фактор |
Тип влияния фактора на отрасль |
Степень влияния фактора |
Оценка воплощения характеристики |
Фактор 1 |
|||
Фактор 2 |
|||
Фактор 3 |
Оценка воплощения характеристик определяется произведением двух характеристик:
1) тип влияния фактора на отрасль: отрицательные значения означают отрицательное влияние на организации, а положительные значения – соответственно положительное. Обычно используется бинарная система счисления: "+1" – положительное влияние, "–1" – отрицательное влияние;
2) каждой из характеристик может быть предписан весовой коэффициент, определяющий ее важность для отрасли (как правило, вес задается в пределах от 0 (совершенно не важно) до 1 (абсолютно важно)).
Чем ближе оценка воплощения характеристики к 0, тем менее важна эта характеристика для отрасли, поэтому доминанты имеют оценку воплощения ближе к "-1" или "+1". Таким образом, на отрасль оказывают влияние многие факторы, но лишь некоторые из них можно квалифицировать как движущие силы в том смысле, что именно они определяют особенности развития отрасли.