Определение и основные характеристики информационного общества
По современным воззрениям, информационное общество – это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека.
Основными отличительными признаками информационного общества являются:
• информационная экономика;
• высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения;
• высокая информационная культура;
• свободный доступ каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества.
Информационному обществу присущи:
• единое информационное пространство;
• доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
• ведущая роль информационных ресурсов в обеспечении устойчивого поступательного развития общества;
• возрастание роли инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной) в системе общественного производства и усиление тенденций к совместному функционированию в экономике информационных и денежных потоков;
• фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;
• высокий уровень образования, обусловленный расширением возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышенная роль квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик труда;
• высокая значимость проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, наличие эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.
Информатизация как процесс перехода от индустриального общества к информационному
Информатизация должна способствовать развитию города, региона, страны.
Обычно начальная фаза перехода к информационному обществу характеризуется массовым стихийным внедрением автономной вычислительной техники, несложного телекоммуникационного оборудования и автоматизацией простейших процессов.
Вперед фаза отличается созданием и использованием достаточно сложных общегородских, ведомственных и коммерческих информационных систем, баз данных, формированием единого информационного пространства с помощью телекоммуникационных сетей. Сложность работы и затраты на второй стадии информатизации значительно выше, чем на первой, и требуют соответствующего нормативно-правового и организационного обеспечения, многопрофильной кооперации и координации со стороны участников процесса.
К основным стратегическим целям информатизации любого региона можно отнести:
• обеспечение каждому жителю региона свободного доступа ко всей информации, необходимость в которой возникает в процессе его деятельности, отдыха и в быту;
• формирование информационных потребностей населения и обеспечение каждому жителю региона возможности фактического удовлетворения этих потребностей;
• формирование информационной культуры населения;
• превращение информационных ресурсов региона в стратегический ресурс устойчивого и поступательного развития, направленного на достижение главной цели развития региона – стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения;
• обеспечение информационной безопасности региона и каждого его жителя.
К стратегическим направлениям перехода к информационному обществу относятся:
• формирование единого информационного пространства региона и интеграция его в информационное пространство России и единое мировое информационное пространство;
• подготовка населения региона к формированию информационного общества и к жизни в этом обществе;
• создание правовых основ перехода к информационному обществу и обеспечение условий их практического применения;
• создание информационной экономики региона;
• осуществление свободного доступа к информации каждому жителю региона при обеспечении информационной безопасности личности, общественных групп и всего населения региона в целом;
• научное сопровождение формирования информационного общества;
• участие в межрегиональном и международном сотрудничестве и разделении труда при формировании информационного общества города, регионов, стран и мира.
Для этого необходимо решить следующие стратегические задачи:
• создание и развитие информационной инфраструктуры региона и интеграция ее в национальную и мировую информационные инфраструктуры;
• перевод в цифровую форму и на машиночитаемые носители информационного фонда региона, формирование его информационных ресурсов;
• создание условий для роста информационной индустрии (промышленного производства информации и оказания информационных услуг);
• широкое применение современных информационных и телекоммуникационных технологий;
• ориентация воспитания и образования на формирование информационных культуры и потребностей, соответствующих информационному обществу;
• создание рынка информации и знаний как факторов производства и превращение информационных ресурсов региона в основные ресурсы социально-экономического развития за счет расширения доступа к ним;
• становление и в последующем доминирование в экономике города новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
• обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, а также прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации;
• обеспечение привлекательности информационных ресурсов не только для жителей данного региона, но и для других регионов России и стран мира;
• формирование соответствующих банков и баз данных;
• удовлетворение "первоначальных" потребностей в информационной технике;
• формирование индустрии программных средств;
• разработка и начало формирования информационной инфраструктуры, рынка информационных продуктов и услуг.