Определение метода закупок ресурсов
Выбор метода закупок ресурсов зависит от значительного количества факторов. Однако среди них можно выделить два основных:
• объем партии закупаемых ресурсов;
• периодичность закупки ресурсов (рис. 3.8).
Рис. 3.8. Основные методы закупок ресурсов
Данные, приведенные на рис. 3.8, позволяют выделить четыре основных метода закупок ресурсов:
1) закупки ресурсов фиксированными партиями:
• одной партией;
• мелкими партиями;
2) закупки ресурсов по котировочным ведомостям;
3) закупки ресурсов по мере необходимости;
4) закупки ресурсов с заказом на поставку.
Закупка ресурсов одной партией предполагает поставку ресурсов крупной партией за один раз. Это может быть обусловлено как интересами покупателя, так и производственными возможностями поставщика данных ресурсов.
Преимуществами данного метода являются:
• исключение возможности неравномерности и неритмичности обеспечения предприятия ресурсами;
• незначительная трудоемкость работ по оформлению документов на поставку ресурсов;
• возможность использования скидок на крупные партии ресурсов.
К недостаткам данного метода следует отнести:
• повышенные затраты на складирование и хранение ресурсов;
• отвлечение части оборотных средств предприятия в запасы, нс дающее возможности получения дохода от их использования в течение определенного периода времени.
Закупка ресурсов мелкими фиксированными партиями предусматривает договоренность между поставщиком и потребителем на поставку некоторого количества ресурсов несколькими партиями в определенные промежутки времени.
Преимуществами данного метода являются:
• снижение затрат на складирование и хранение ресурсов;
• экономия оборотных средств предприятия;
• создание предпосылок для внедрения перспективных логистических концепций управления предприятиями (цепями поставок).
Недостатками данного метода являются:
• отклонения от условий поставок ресурсов, с одной стороны, может приводить к образованию значительного количества запасов, а с другой стороны – способствовать образованию дефицита данных ресурсов;
• высокая трудоемкость логистических операций, связанных с управлением мелкими партиями ресурсов;
• необходимость обязательной покупки предприятием- покупателем оговоренного в контракте количества ресурсов в случае изменения спроса на изготавливаемую им продукцию.
Закупка ресурсов по котировочным ведомостям обычно практикуется для поддержания конкуренции среди поставщиков и снижения цен на ресурсы. Процесс закупок начинается с того, что покупатель посылает предполагаемым поставщикам ресурсов "требования на квоты" (Requests for Quotes – RFQs). Каждое RFQs содержит всю необходимую информацию о требуемых ресурсах и способах их получения. Возвращаемые поставщиками RFQs содержат данные о затратах на изготовление данных ресурсов, на доставку и сопутствующий сервис и цены поставщиков, исходя из их рентабельности.
Сравнивая полученную от различных поставщиков информацию в ответах на RFQs, менеджер по закупкам выбирает оптимального поставщика, обеспечивающего наилучший вариант закупок ресурсов по цене и сервису.
Закупка ресурсов по мере необходимости состоит в следующем. Выбрав поставщика и получив от него согласие на поставку необходимых ресурсов, предприятие направляет ему заказ на поставку данных ресурсов, в котором указывается, что заказанный объем поставок является приблизительным в течение определенного интервала времени. В установленных временных интервалах поставщик с некоторой периодичностью (ежедневно, еженедельно, ежемесячно или по мере необходимости) общается с покупателем для выяснения объема и времени поставок ресурсов. При этом оплачивается только то количество ресурсов, которое было поставлено покупателю. После истечения срока контракта потребитель не обязан получать ресурсы, которые еще должны быть поставлены, и оплачивать их.
Закупка ресурсов с заказом на поставку применяется главным образом для получения ресурсов, используемых потребителями нечасто, когда нет возможности получать их по мере необходимости. Центр закупок обычно оформляет заказ на приобретение ресурсов, который требует определенного времени на исполнение. Исходя из этого, возникает ряд негативных моментов осуществления данных операций:
• необходимость детальной проработки заказа на ресурсы;
• трудоемкость выбора поставщика требуемых ресурсов;
• сложность управления процессами закупок различных по количеству и характеристикам ресурсов у различных поставщиков данных ресурсов и др.
Если воспользоваться различными комбинациями комплекса логистики (см. рис. 1.4), то можно классифицировать все встречающиеся варианты ситуаций взаимодействия поставщика (пс) и потребителя (пт) с учетом возможностей первого субъекта и потребностей второго субъекта (рис. 3.9).
Рис. 3.9. Варианты взаимодействия поставщика (пс) и потребителя (пт) по основным компонентам логистики
Данные рис. 3.9 позволяют выявить рациональные решения в области принятия решения о характере и месте закупки ресурсов или сбыта продукции и услуг. Для этого следует учитывать соотношения:
где – интервал времени, необходимый для изготовления требуемой партии ресурсов поставщиком и ее поставки на склад потребителя; – интервал времени между поступлениями партий ресурсов их потребителю в соответствии с его интересами;
где – количество ресурсов в партии, минимально необходимое поставщику с точки зрения технологии их изготовления и транспортировки, определяемое на основе себестоимости изготовления данных ресурсов и, соответственно, их цены; – количество ресурсов в партии, поставляемой потребителю в соответствии с его интересами;
где – качество продукции и услуг, обеспечиваемое их поставщиком; – качество продукции и услуг, необходимое их потребителю;
где – затраты на изготовление продукции и оказание услуг их поставщиком; – предельная величина затрат потребителя на приобретение продукции и услуг.
Анализируя данные, представленные на рис. 3.9, можно сделать следующие выводы:
• варианты взаимодействия контрагентов могут быть оценены предприятием с точки зрения качества, необходимого поставщику либо качества, необходимого потребителю ресурсов; исходя из этого, можно оценить эффективность варианта действий для достижения поставленных перед ним целей;
• указанные выше особенности позволяют оценить варианты поведения предприятия при поступлении заказа на продукцию и услуги от их потребителя и последующем размещении заказа уже со своей стороны у поставщика ресурсов;
• возможны комбинированные варианты удовлетворения запросов потребителя, например, на основе закупок ресурсов как у их производителя, так и у торговых посредников (региональных дистрибьюторов, дилеров и др.);
• в зависимости от колебаний спроса на продукцию и услуги предприятию-потребителю целесообразно менять варианты поведения, т.е. при падении спроса на них отказываться от прямых поставок и прибегать к услугам торговых посредников; при этом, естественно, следует учитывать так называемые затраты на формирование отношений с новым поставщиком;
• при определенных характеристиках рассматриваемого рынка продукции и услуг возможен диктат как поставщика, так и потребителя с навязыванием условий сделки одной из сторон другой стороне; оптимальным вариантом является готовность поставщика к удовлетворению потребностей клиента, в том числе посредством передачи заказа субподрядчикам.