Жизненный цикл инноваций и их финансовый жизненный цикл
Рассмотрим жизненный цикл инноваций (нововведений). Для этого напомним понятие самой инновации.
Жизненный цикл инновации
Инновация (нововведение) рассматривается с трех сторон.
1. Как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества.
2. Как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества.
3. Как ряд результатов процесса получения и использования новации: как новшество и как внедренное новшество. Этот период распишем поподробнее.
В результате рыночной диффузии новшество, наконец, дошло до потребителя (т.е. оно получено, приобретено). Состоялась адаптация к новшеству (фирма подготовлена к его использованию). Прошло его освоение (потребитель изучил новшество и научился его использовать). Проведена рутинизация новшества (т.е. потребитель включил его в свою технологию деловых процессов и организационную культуру, теперь он проводит свои деловые операции по обновленной технологии, с новыми навыками). Потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда). Далее он получил от новшества выгоду в виде импульса новизны, новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств производимых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качества, новый уровень сервиса).
В широком смысле слова новации включаются в понятие "инновации" как часть единого процесса. Общий вид жизненного цикла инновации представлен на рис. 9.
Весь жизненный цикл состоит из четырех частей:
1) зарождение инновационной идеи и инновационного проекта;
2) создание новшества;
3) распространение новшества;
4) потребление новшества.
Первая часть — зарождение идеи и инновационного проекта. Она включает всего две стадии — фундаментальные и прикладные исследования.
Первая стадия жизненного цикла инноваций — это фундаментальные исследования (ФИ) во всех их трех разновидностях:
Рис. 9 . Жизненный цикл инноваций
теоретические исследования (ТИ), экспериментальные исследования (ЭИ), поисковые исследования (ПоИ). Цель для корпораций и крупных компаний — накапливание знаний и опыта исследований в интересующей области науки. Рыночная оценка не производится и маркетинговые планы не составляются. Организационное оформление в какую-либо творческую группу не производится. Исследования проводит ученый и его помощники, идеи вырабатывает он же (в его роли может быть изобретатель). Инвестирование госбюджетное, поскольку фундаментальные исследования в основном проводятся государственными научными учреждениями. Отсюда берутся научные идеи для будущих инновационных венчурных предприятий. В корпорациях же фундаментальные исследования проводятся в рамках специального бюджета (примерно 10% затрат на НИОКР).
Вторая стадия — это прикладные исследования (ПрИ). Здесь научная идея преобразуется в конкретную идею новой технологии или нового продукта, новой услуги. Вырисовывается контур будущего инновационного проекта. Цель НИР прикладного характера — стратегическое позиционирование фирмы, заявка на интересы и возможности в данной области знаний. На этой стадии проводится прикладное исследование — отыскивается конкретный путь реализации научной идеи, выдвинутой на первой стадии, проводится опытно-конструкторская разработка (ОКР) в части разработки технического задания (ТЗ), в котором ставится задача разработки конструкции и технологии, создается информационный образ устройства, технологии или услуги в виде экспериментального макета. Здесь происходит организационное оформление инновационного проекта в виде творческой группы или бригады либо создания инновационной венчурной компании.
Вторая часть жизненного цикла инновации — создание новшества. Она включает четыре стадии:
1) ОКР;
2) строительная часть;
3) техническая подготовка производства;
4) само промышленное производство.
Третья стадия — ОКР. Это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к опытному, а в дальнейшем к промышленному производству.
Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. К ним относятся:
1) разработка конструкторских решений (КР) — конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские решения и работы);
2) разработка проектных решений (ПР) — идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные решения и работы);
3) разработка технологических процессов опытного, серийного и массового производства, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую определенный полезный результат (технологические работы);
4) создание опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества), их испытание в течение времени, необходимого для получения технических и прочих данных и накопления опыта, что должно в дальнейшем найти отражение в технической документации по применению нововведений.
Четвертая стадия — строительная часть. Ведутся архитектурные и строительные работы для создания производственных площадей под новое производство у изготовителей и площадей, требуемых для использования новой техники и соответственно новой технологии у потребителей. Разрабатываются и принимаются проектные решения (ПР).
Пятая стадия — техническая подготовка производства (ТПЦ). Осуществляется КПП — конструкторская подготовка производства (корректировка чертежей под заводские условия) и ТлПП — разрабатывается технология серийного и массового производства, проводится технологическая подготовка серийного и массового производства (учитывающая местные условия), а также ЭиОПП — экономическая и организационная подготовка, включая финансовую подготовку и подготовку трудовых ресурсов.
Шестая стадия — промышленное производство (ПП). С учетом рынка налаживается серийное, массовое и специальное производство.
Третья часть — распределение (распространение) новшества (стадии 7—9).
Седьмая стадия —маркетинг. Маркетинговый мониторинг и маркетинговые решения пронизывают практически все стадии (исключение составляет только первая стадия — фундаментальные исследования. Это укладывается в понятия "комплекс маркетинга", "система 4Р" (Рг — маркетинговая разработка товара, Р2 — ценообразование на новый товар, Р3 — рыночное и нерыночное распространение нового товара и Р4 — продвижение нового товара на традиционные и новые рынки) и "система маркетинг-микс", система "6Р", дополнительно включающая еще две категории: Р5 — человеческий ресурс, знания и обучение и Р6 — сервисная поддержка нового товара. На Западе брендинг усиленно развивают последние 15—20 лет, в России — последние 5 лет.
Восьмая стадия —логистика. Здесь прежде всего имеются в виду потоки инноваций — от потоков идей и инновационных проектов, составляющих инновационные программы, до потоков знаний в группе, подразделении, организации, корпорации, отрасли, государстве.
Девятая стадия — диффузия. Рыночное и нерыночное распространение новшества. Нерыночное: внутрифирменное, внутрикорпорационное, внутриотраслевое, через муниципальные, региональные и государственные инновационные программы и проекты развития и обучения. Рыночное: через "пионерный" рынок, мелкосерийный, серийный, крупносерийный, массовый, специальный, имитационный, сервисный, лизинговый, франчайзинговый и другие рынки.
Четвертая часть — потребление новшества (стадии 10 и 11).
Десятая стадия —рутинизация. Здесь главное — это перенесение всего нового в жизнь организации-инноватора, повышение его старого рутинного образа действий до новой рутины (именно "рутины", поскольку только года действия становятся рутинными, возможен высокопроизводительный труд), основанной на внедряемом новшестве. Таким образом, организация повышает свой технологический и культурный уровень, приобретает определенные конкурентные преимущества.
Одиннадцатая стадия — потребительский сервис. Сервисная поддержка нового продукта многогранна: обучение персонала в использовании новшеств, предпродажная подготовка, послепродажное обслуживание, помощь в сбыте.
Финансовый жизненный цикл нового товара
На рис. 10 представлена финансовая картина жизненного цикла нового товара.
На нем дана картина затрат на инновационный процесс, выручки от продажи новых товаров и прибыли от инновационного продукта. Следует обратить внимание на ряд знаменательных точек и периодов финансовой кривой: ТПБ, ТГБ, ТНПК:
- ТПБ —точка простой безубыточности: момент, когда новый товар покидает зону убытков и попадает в зону прибыли — начинает приносить прибыль.
- ТГБ — точка глобальной безубыточности: момент, когда приведенная общая выручка превысит приведенные суммарные затраты, когда фирма вернула свои инвестиции.
Рис. 10. Финансовый жизненный цикл нового товара
- ТНПК — период накопления продуктивного капитала: с момента (А), когда новый товар принес средства, достаточные для инвестирования в проект с целью продления ЖЦТ или в другие проекты фирмы (до момента Б).