Определение логистики

Сегодня логистику определяют как науку, процесс, самостоятельный вид деятельности, концепцию, методологию и инструмент управления. И по поводу трактовки понятия "логистика" на протяжении многих лет ведется научная дискуссия.

Научная дискуссия (для читателя с чувством юмора)

В. И. Сергеев придерживается трактовки логистики, близкой к историческим корням, он считает логистику "искусством вычисления, рассуждения"[1] .

Б. К. Плоткин говорит, что логистика — это "научная дисциплина об управлении потоками"[2].

Научная школа Б. А. Аникина рассматривает логистику как "организацию процессов разного типа и всех их вместе взятых"[3].

"Логистика — это функциональное направление, отвечающее за материальный поток, поступающий в организацию, проходящий через организацию и выходящий из нее"[4], — так считают М. Н. Григорьев, А. П. Долгов и С. А. Уваров. Не лишним, наверное, будет напомнить, что поток — движущаяся масса чего-нибудь[5].

И несколько трактовок иностранных специалистов. "Логистика — уникальная область деятельности. Современная логистика — явление парадоксальное"[6]. "Логистика — огромное поле деятельности"[7].

Многообразие современных трактовок логистики отразилось на количестве определений данного термина. Чтобы не приводить столь обширный перечень, остановимся на трех определениях.

Логистика — наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы и с оптимальными затратами ресурсов.

Логистика — процесс планирования, организации и контроля движения материальных потоков и сопутствующих им информации, финансов и сервиса с целью полного удовлетворения требований потребителей и с оптимальными затратами ресурсов.

С позиций бизнеса, логистика — это инструмент интегрированного управления материальным потоком и связанными с ним информационными, финансовыми потоками и сервисом, способствующий достижению целей организации с оптимальными затратами.

Логистика является молодой наукой, многие понятия и термины в которой уточняются, в том числе претерпело несколько изменений и определение логистики.

Объект и предмет управления и исследования в логистике

Объектом исследования и управления в логистике являются потоки. В литературе существует несколько определений потока, большинство ученых сходятся во мнении, что поток — это совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором интервале времени, измеряемая в абсолютных единицах за определенный промежуток времени. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный пункты; траектория и длина пути, промежуточные пункты; скорость и время движения; интенсивность и другие параметры.

Начальный и конечный пункты потока — моменты зарождения и прекращения существования потока соответственно.

Траектория потока — конфигурация продвижения потока между начальным и конечным пунктами.

Длина потока — измерение траектории потока в единицах длины, расстояние между пунктами движения потока.

Промежуточные пункты — точки на пути движения потока, определяющие конфигурацию потока.

Скорость потока — характеристика потока, отражающая прохождение всей или части длины потока за какой-либо промежуток времени.

Интенсивность потока — количество объектов, проходящих по потоку в единицу времени.

С развитием логистики менялись взгляды на объект управления. Так, в середине XX в. считали, что логистика изучает только материальные потоки. С развитием конкуренции стало понятно, что логистика должна фокусироваться не только на материальных потоках, но и на сервисе, уровень которого стал существенно влиять на выбор потребителя. В конце XX в. уже стали различать основные и сопутствующие потоки. К основным потокам отнесли материальные и сервисные, а к сопутствующим — финансовые, информационные, сервисные и другие потоки.

Сегодня можно утверждать, что логистика стала выходить за рамки материальных, сервисных и сопутствующих им потоков. Все большее значение приобретает человеческий ресурс организаций, регионов и государств, поэтому к основным потокам в логистике можно отнести и потоки человеческих ресурсов. Это кадровые (людские), пассажирские (транспортные), туристические и другие потоки.

Материальный поток — находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции и логистические функции.

Параметрами материального потока являются:

• номенклатура, ассортимент и количество продукции;

• габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

• весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

• физико-химические свойства;

• характеристики тары (упаковки);

• условия транспортировки и хранения;

• стоимостные характеристики и др.

В настоящее время сложилась классификация всех видов потоков. Классификация материальных потоков по наиболее важным признакам приведена в табл. 2.1.

Финансовый поток — это направленное движение финансовых ресурсов, связанных с материальными, сервисными и информационными потоками.

Финансовые потоки могут быть классифицированы по отношению к логистическим системам (внешние и внутренние), назначению (финансовые потоки, обусловленные процедурами закупки, инвестиционной деятельностью, формированием материальных затрат в процессе производства или в процессе распределения и др.), по способу переноса авансированной стоимости (финансовые потоки при движении основных фондов и оборотных

Таблица 2.1. Классификация материальных потоков

Признак классификации потока

Вид потока

Характеристика потока

Отношение к логистической системе

Внешние

Поступают в систему извне; покидают пределы системы

Внутренние

Движутся внутри системы

Номенклатурный состав потока

Одиономенклатурные

Состоят из объектов одного вида

Многономенклатурные

Состоят из разных объектов (продуктов)

Ассортимент

Одпоассортиментные

Состоят из объектов определенного вида или наименования, не отличающихся по сортности, типам, размерам, маркам и другим признакам

Многоассортиментные

Состоят из объектов определенного вида или наименования, отличающихся друг от друга сортностью, типами, марками и другими признаками

Степень детерминированности

Детерминированные

Характеризуются определенностью параметров в каждый момент времени

Стохастические

Параметры потока являются случайными величинами

Характер движения потока во времени

Непрерывные

Перемещение объектов осуществляется в каждый момент времени

Дискретные

Объекты перемещаются с интервалами

Характеристика объектов потока в процессе транспортировки

Тяжеловесные

Транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из допустимых параметров

Легковесные

Не обеспечивают полного использования грузоподъемности транспортного средства

Крупногабаритные

Транспортное средство, габаритные размеры которого с грузом или без груза по высоте, ширине или длине превышают хотя бы одно из допустимых значений

Навалочные

Объекты потока перевозятся навалом, используется бункерная погрузка или погрузка ковшовой техникой

Наливные

Погрузка объектов осуществляется наливом, разгрузка — сливом

Штучные (тар-

но-штучные,

бестарные)

Измеряются, принимаются к доставке и выдаются штуками

средств), по формам расчетов (наличные средства, безналичные расчеты, учетно-финансовые потоки), по видам хозяйственных связей (вертикальные и горизонтальные).

Информационный поток — это поток сообщений в устной, документной (в том числе и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку.

Информационные потоки могут быть классифицированы по отношению к логистической системе и ее звеньям (внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные), по виду носителей (на бумажных, магнитных носителях, электронные и др.) по времени возникновения и периодичности использования (регулярные, периодические, оперативные, онлайн, офлайи), по назначению информации (директивные, нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные), по степени открытости и уровню значимости (открытые, закрытые, коммерческие, конфиденциальные, простые, заказные), по способу передачи информации (курьер, почта, телефон, телеграф, радио, телевидение, электронная почта, факс и др.).

Сервисный поток — поток услуг, выполняемых в логистической системе с целью удовлетворения потребностей как внешних, так и внутренних по отношению к организации потребителей.

Сервисные потоки — это единственный вид потоков, который можно отнести и к основным, и к сопутствующим потокам. Возникает вопрос: как разграничить эти потоки? В частности, В. С. Лукинский и Т. Н. Одинцова предлагают разделить сервисные потоки на два вида следующим образом: к основным сервисным потокам следует отнести потоки, которые тесно связаны с материальным потоком в части сбыта и эксплуатации какой-либо продукции (машин, оборудования, бытовой и промышленной техники и других товаров). Это предпродажные услуги, услуги, оказываемые в процессе продажи, и послепродажный сервис. Ко второму виду отнесены остальные виды услуг, которые сопутствуют материальному потоку: выполнение доставки товаров, грузопереработка на складе, комиссионирование и т.п.[8]

Поток человеческих ресурсов не нуждается в определении. Однако следует коротко охарактеризовать особенность данного вида потока — неопределенность (непредсказуемость) поведения потока из-за наличия активного элемента, которым является человек. Эта особенность потока человеческих ресурсов проявляется в том, что человек может:

• покинуть (войти) систему по собственной инициативе;

• адаптироваться не только к внешним изменениям, но и к управляющим воздействиям, влиять на решения управляющей подсистемы;

• противодействовать разрушающим тенденциям за счет самоорганизации, самообучения, саморегулирования, самосовершенствования.

Объект управления в логистике в обобщенном виде представлен па рис. 2.1.

Рис. 2.1. Классификация объектов исследования и управления в логистике

Предметом исследования в логистике является оптимизация ресурсов при управлении потоками в логистических системах. Именно в оптимизации ресурсов организации необходимо видеть роль логистов в управлении логистическими видами деятельности и цепями поставок.