Определение логистики
Сегодня логистику определяют как науку, процесс, самостоятельный вид деятельности, концепцию, методологию и инструмент управления. И по поводу трактовки понятия "логистика" на протяжении многих лет ведется научная дискуссия.
Научная дискуссия (для читателя с чувством юмора)
В. И. Сергеев придерживается трактовки логистики, близкой к историческим корням, он считает логистику "искусством вычисления, рассуждения"[1] .
Б. К. Плоткин говорит, что логистика — это "научная дисциплина об управлении потоками"[2].
Научная школа Б. А. Аникина рассматривает логистику как "организацию процессов разного типа и всех их вместе взятых"[3].
"Логистика — это функциональное направление, отвечающее за материальный поток, поступающий в организацию, проходящий через организацию и выходящий из нее"[4], — так считают М. Н. Григорьев, А. П. Долгов и С. А. Уваров. Не лишним, наверное, будет напомнить, что поток — движущаяся масса чего-нибудь[5].
И несколько трактовок иностранных специалистов. "Логистика — уникальная область деятельности. Современная логистика — явление парадоксальное"[6]. "Логистика — огромное поле деятельности"[7].
Многообразие современных трактовок логистики отразилось на количестве определений данного термина. Чтобы не приводить столь обширный перечень, остановимся на трех определениях.
Логистика — наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы и с оптимальными затратами ресурсов.
Логистика — процесс планирования, организации и контроля движения материальных потоков и сопутствующих им информации, финансов и сервиса с целью полного удовлетворения требований потребителей и с оптимальными затратами ресурсов.
С позиций бизнеса, логистика — это инструмент интегрированного управления материальным потоком и связанными с ним информационными, финансовыми потоками и сервисом, способствующий достижению целей организации с оптимальными затратами.
Логистика является молодой наукой, многие понятия и термины в которой уточняются, в том числе претерпело несколько изменений и определение логистики.
Объект и предмет управления и исследования в логистике
Объектом исследования и управления в логистике являются потоки. В литературе существует несколько определений потока, большинство ученых сходятся во мнении, что поток — это совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором интервале времени, измеряемая в абсолютных единицах за определенный промежуток времени. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный пункты; траектория и длина пути, промежуточные пункты; скорость и время движения; интенсивность и другие параметры.
Начальный и конечный пункты потока — моменты зарождения и прекращения существования потока соответственно.
Траектория потока — конфигурация продвижения потока между начальным и конечным пунктами.
Длина потока — измерение траектории потока в единицах длины, расстояние между пунктами движения потока.
Промежуточные пункты — точки на пути движения потока, определяющие конфигурацию потока.
Скорость потока — характеристика потока, отражающая прохождение всей или части длины потока за какой-либо промежуток времени.
Интенсивность потока — количество объектов, проходящих по потоку в единицу времени.
С развитием логистики менялись взгляды на объект управления. Так, в середине XX в. считали, что логистика изучает только материальные потоки. С развитием конкуренции стало понятно, что логистика должна фокусироваться не только на материальных потоках, но и на сервисе, уровень которого стал существенно влиять на выбор потребителя. В конце XX в. уже стали различать основные и сопутствующие потоки. К основным потокам отнесли материальные и сервисные, а к сопутствующим — финансовые, информационные, сервисные и другие потоки.
Сегодня можно утверждать, что логистика стала выходить за рамки материальных, сервисных и сопутствующих им потоков. Все большее значение приобретает человеческий ресурс организаций, регионов и государств, поэтому к основным потокам в логистике можно отнести и потоки человеческих ресурсов. Это кадровые (людские), пассажирские (транспортные), туристические и другие потоки.
Материальный поток — находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции и логистические функции.
Параметрами материального потока являются:
• номенклатура, ассортимент и количество продукции;
• габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
• весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
• физико-химические свойства;
• характеристики тары (упаковки);
• условия транспортировки и хранения;
• стоимостные характеристики и др.
В настоящее время сложилась классификация всех видов потоков. Классификация материальных потоков по наиболее важным признакам приведена в табл. 2.1.
Финансовый поток — это направленное движение финансовых ресурсов, связанных с материальными, сервисными и информационными потоками.
Финансовые потоки могут быть классифицированы по отношению к логистическим системам (внешние и внутренние), назначению (финансовые потоки, обусловленные процедурами закупки, инвестиционной деятельностью, формированием материальных затрат в процессе производства или в процессе распределения и др.), по способу переноса авансированной стоимости (финансовые потоки при движении основных фондов и оборотных
Таблица 2.1. Классификация материальных потоков
Признак классификации потока |
Вид потока |
Характеристика потока |
Отношение к логистической системе |
Внешние |
Поступают в систему извне; покидают пределы системы |
Внутренние |
Движутся внутри системы |
|
Номенклатурный состав потока |
Одиономенклатурные |
Состоят из объектов одного вида |
Многономенклатурные |
Состоят из разных объектов (продуктов) |
|
Ассортимент |
Одпоассортиментные |
Состоят из объектов определенного вида или наименования, не отличающихся по сортности, типам, размерам, маркам и другим признакам |
Многоассортиментные |
Состоят из объектов определенного вида или наименования, отличающихся друг от друга сортностью, типами, марками и другими признаками |
|
Степень детерминированности |
Детерминированные |
Характеризуются определенностью параметров в каждый момент времени |
Стохастические |
Параметры потока являются случайными величинами |
|
Характер движения потока во времени |
Непрерывные |
Перемещение объектов осуществляется в каждый момент времени |
Дискретные |
Объекты перемещаются с интервалами |
|
Характеристика объектов потока в процессе транспортировки |
Тяжеловесные |
Транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из допустимых параметров |
Легковесные |
Не обеспечивают полного использования грузоподъемности транспортного средства |
|
Крупногабаритные |
Транспортное средство, габаритные размеры которого с грузом или без груза по высоте, ширине или длине превышают хотя бы одно из допустимых значений |
|
Навалочные |
Объекты потока перевозятся навалом, используется бункерная погрузка или погрузка ковшовой техникой |
|
Наливные |
Погрузка объектов осуществляется наливом, разгрузка — сливом |
|
Штучные (тар- но-штучные, бестарные) |
Измеряются, принимаются к доставке и выдаются штуками |
средств), по формам расчетов (наличные средства, безналичные расчеты, учетно-финансовые потоки), по видам хозяйственных связей (вертикальные и горизонтальные).
Информационный поток — это поток сообщений в устной, документной (в том числе и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку.
Информационные потоки могут быть классифицированы по отношению к логистической системе и ее звеньям (внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные), по виду носителей (на бумажных, магнитных носителях, электронные и др.) по времени возникновения и периодичности использования (регулярные, периодические, оперативные, онлайн, офлайи), по назначению информации (директивные, нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные), по степени открытости и уровню значимости (открытые, закрытые, коммерческие, конфиденциальные, простые, заказные), по способу передачи информации (курьер, почта, телефон, телеграф, радио, телевидение, электронная почта, факс и др.).
Сервисный поток — поток услуг, выполняемых в логистической системе с целью удовлетворения потребностей как внешних, так и внутренних по отношению к организации потребителей.
Сервисные потоки — это единственный вид потоков, который можно отнести и к основным, и к сопутствующим потокам. Возникает вопрос: как разграничить эти потоки? В частности, В. С. Лукинский и Т. Н. Одинцова предлагают разделить сервисные потоки на два вида следующим образом: к основным сервисным потокам следует отнести потоки, которые тесно связаны с материальным потоком в части сбыта и эксплуатации какой-либо продукции (машин, оборудования, бытовой и промышленной техники и других товаров). Это предпродажные услуги, услуги, оказываемые в процессе продажи, и послепродажный сервис. Ко второму виду отнесены остальные виды услуг, которые сопутствуют материальному потоку: выполнение доставки товаров, грузопереработка на складе, комиссионирование и т.п.[8]
Поток человеческих ресурсов не нуждается в определении. Однако следует коротко охарактеризовать особенность данного вида потока — неопределенность (непредсказуемость) поведения потока из-за наличия активного элемента, которым является человек. Эта особенность потока человеческих ресурсов проявляется в том, что человек может:
• покинуть (войти) систему по собственной инициативе;
• адаптироваться не только к внешним изменениям, но и к управляющим воздействиям, влиять на решения управляющей подсистемы;
• противодействовать разрушающим тенденциям за счет самоорганизации, самообучения, саморегулирования, самосовершенствования.
Объект управления в логистике в обобщенном виде представлен па рис. 2.1.
Рис. 2.1. Классификация объектов исследования и управления в логистике
Предметом исследования в логистике является оптимизация ресурсов при управлении потоками в логистических системах. Именно в оптимизации ресурсов организации необходимо видеть роль логистов в управлении логистическими видами деятельности и цепями поставок.