Определение дачи взятки (активного подкупа)
Определения активного подкупа содержатся и в Конвенции ООН против коррупции (п. "а" ст. 21), и в Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (ст. 2): преднамеренное "обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества любому из публичных должностных лиц для самого этого лица или любого иного лица, с тем чтобы это публичное должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций".
Состав преступления сформулирован как усеченный – юридически завершен с момента обещания; предложение может быть как прямым, так и косвенным. Предметом подкупа является любое неправомерное преимущество; выгодоприобретателем – любое лицо. Характеризуя требуемые действия должностного лица, говорится об исполнении функций, а не о должностных полномочиях или служебном положении (т.е. может использоваться и личное влияние, обусловленное служебными функциями).
Уголовное законодательство большинства стран, имплементируя международно-правовые предписания, также рассматривает согласие на предложение взятки (само предложение) и требование ее как момент юридического завершения этого состава преступления; в качестве предмета взятки также рассматривается любое незаконное преимущество – привилегия либо выгода (ст. 385 Уголовного кодекса КНР, ст. 141.1 Уголовного кодекса
Австралии, ст. 362 Уголовного кодекса Нидерландов, ст. 144 Уголовного кодекса Дании, ст. 197 Уголовного кодекса Японии, ст. 2 гл. 20 Уголовного кодекса Швеции, ст. 432–11 Уголовного кодекса Франции; более того, п. 1 ст. 70.1 и п. 1 ст. 140 Уголовного кодекса Австралии непосредственно указывают, что "выгода от взятки включает в себя любое преимущество и не ограничена собственностью").
Определение получения взятки (пассивного подкупа)
Тождественные определения пассивного подкупа содержатся в Конвенции ООП против коррупции (п. "b" ст. 21) и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (ст. 3): "Прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение каким-либо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица или же принятие предложения или обещания такого преимущества, с тем чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций". Как и ранее рассмотренный, данный состав преступления относится к категории усеченных – окончен с момента испрашивания вознаграждения или принятия предложения; предметом преступления является любое незаконное преимущество (т.е. не ограничивается имущественными отношениями); способ испрашивания или принятия предложения может быть как прямой, так и косвенный; вместо реализации полномочий или служебных обязанностей говорится об осуществлении функций (которые охватывают и должностные полномочия, и служебные обязанности, и личные связи).
Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией также определяет взяточничество посредством использования понятия "международного стандарта", понятий "активный" и "пассивный подкуп". Подкупом охватывается и посредничество третьих лиц. Моментом юридического завершения подкупа является момент его предложения (ходатайства) или вымогательства. Подкуп может осуществляться не только в пользу публичного должностного лица, от которого требуется определенное поведение, но и в пользу иных лиц.
Как разъяснено в п. 7 Комментариев к Конвенции о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций, подкуп должностного лица является преступлением независимо от размера взятки. В данном положении заложена идея о том, что если объектом преступного посягательства в случае акта коррупции является авторитет государственной власти, а ОГЛАВЛЕНИЕм коррупции – эффект "обманутых ожиданий" (добросовестный налогоплательщик ожидает от чиновника столь же добросовестного исполнения им своих служебных обязанностей, тот же под воздействием коррупционного ангажемента обманывает такие ожидания и за деньги налогоплательщика ущемляет его же интересы – социальное предательство), то для авторитета государственной власти больший ущерб представляют случаи "продажи его по дешевке". Ответственность за коррупционные преступления не может выполнять функции контроля доходов субъектов. В связи с этим в национальном законодательстве большинства государств отсутствует дифференциация уголовной ответственности за дачу, получение взятки в зависимости от размера взятки (юридически значимыми обстоятельствами являются статус чиновника и социальная значимость совершаемых за коррупционное вознаграждение действий (бездействия).
Имплементация положений международного права в Законе Великобритании о взяточничестве 2010 г. отличается некоторыми особенностями. На ответственность получателя взятки влияет то, что он обещал сделать или сделал в интересах взяткодателя (насколько значимо было принятое им решение или совершенное действие).