Опора на положительное
Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете неплохих результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно ориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
Философской основой данного принципа служит положение о противоречивости человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными свойствами характера (неумением держать слово, лживостью, ленью и т.п.). Сплошь "отрицательных", как и стопроцентно "положительных", людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, – задача воспитания, направленная на облагораживание личности. Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, необходимо соблюдать правила реализации принципа.
1. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
2. Недопустимо акцентировать внимание только па промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот: выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять, но главное все же – формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.
3. Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические и т.д.), при помощи которых можно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае – задача воспитателя.
4. Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относится и жизнедеятельность воспитанников, и стиль воспитательных отношений, и даже "дух" (выражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.
5. Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.
6. Процесс вооружения знаниями, воспитания нужных качеств требует от учителя мастерства, опыта и терпения. Если желаете получить совершенный результат, то необходимо совершенствовать процесс, ведущий к нему. Варьируйте процесс эдукации в зависимости от обстоятельств и индивидуальных особенностей учеников.