Опера в России
Русская опера XIX в. - особая страница и в истории жанра, и в истории русской музыки. Два столетия западноевропейского развития практически не затронули Россию - только во времена правления Екатерины II служившие при дворе итальянцы начали учить русских музыкантов писать профессионально. И естественно, постановки итальянских опер разбудили интерес к жанру и стилю оперы. Но не только и не столько любопытство, сколько поиски национальной идеи для многонациональной империи в XIX столетии, идеи славнофильства и стремление быть на "европейской" высоте стали стимулом для создания русского оперного стиля. Этот подвиг был совершен Глинкой, создавшим в полном смысле слова первую русскую оперу.
Михаил Иванович Глинка (1804-1857) обучался в Петербурге у знаменитых музыкантов того времени - скрипача Ф. Бема и пианиста Дж. Фильда, у итальянца Тоди учился пению. В 1830 г. выезжает в Италию, занимается там вокалом и композицией, изучает итальянскую оперу, особенно Беллини и Доницетти. Поучившись после Италии в Германии, Глинка в 1834 г. начинает работать над оперой "Иван Сусанин". В ноябре 1836 г. не без сложностей она была принята к постановке с названием "Жизнь за царя". Премьера прошла с огромным успехом, возвестив о рождении русской классики. Сам государь император поздравлял композитора.
Следующий оперный замысел был связан с поэмой "Руслан и Людмила". Глинка мечтал о либретто самого А. Пушкина, но этому помешала безвременная гибель поэта. Ровно через пять лет после "Сусанина" в ноябре 1842 г. состоялось первое представление "Руслана и Людмилы", но опера вызвала бурную критику и ее вскоре сняли с репертуара. Смерть матери, личные неурядицы привели к тому, что Глинка покидает Россию, едет в Испанию, затем в Париж. Умер он в Берлине, был похоронен там, но затем сестра перевезла останки в Россию, могила М. Глинки находится на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Новаторский характер первой русской оперы связан с важной и впоследствии для русской музыки темой - показом в качестве главного героя народа. Патриотические чувства Глинки, конечно, были возбуждены историческим моментом - детскими воспоминаниями о подвигах Отечественной войны 1812 г. и декабристского движения, хотя он и был далек от политики. Показ народа не в бытовых сценах, а как участника героических событий было явлением новым и необычным. В партии Сусанина, предстающего в первом акте в бытовых зарисовках предстоящей свадьбы дочери Антониды, главным становится финал со знаменитой арией "Ты взойдешь, моя заря". Она начинается очень напевным речитативом "Чуют правду, смерть близка", а сама мелодика арии - блестящий образец нового русского оперного стиля. Глинка сам умело пел, обладал красивым голосом, и его мелодическое чутье замечательно: синтез русской народной широкой распевной песни с законами оперной кантилены оказывается "русским чудом". Оно обнаруживается и в характеристике других действующих лиц: Антониды, Вани, Собинина. Каватина и рондо Антониды, трио "Не томи, родимый" - образцы обаятельной мелодики, грустной и нежной, светлой и радостной.
Но самое потрясающее - это хоровая интродукция. Хоровое искусство в России развито благодаря колоссальному вниманию двора к церковной музыке; придворная певческая капелла - прекрасный творческий коллектив, вдохновлявший не одного русского композитора. Глинка, опираясь на эту национальную традицию, создает монументальную композицию в интродукции: с мужским хором в духе старинных молодецких и солдатских народных песен и женским хором с хороводным пением и плясовой. Немецкое обучение Глинки сказывается в окончании хоровой сцены - технически сложной большой фуге.
Театрально очень умело выстроен сюжет оперы: с бытовыми сценами первого и третьего актов контрастирует второй, так называемый польский акт, который очень сценически красочен и эффектен по музыке. Во время пышного бала во дворце короля Сигизмунда звучит часто исполняемый сегодня оркестрами блестящий полонез, а также краковяк, вальс и мазурка - своеобразная симфоническая сюита. Еще один номер, часто звучащий сегодня, - это заключительный хор "Славься", которым народ прославляет погибших героев и воинов во главе с Мининым и Пожарским, - настоящий русский гимн.
Русская опера, не успев возникнуть, заслуживает самых высоких слов одобрения. Глинкинская традиция народной оперы была подхвачена и блестяще развита Модестом Петровичем Мусоргским (1839-1881). Его опера "Борис Годунов" и сегодня одна из репертуарных опер во всем мире, невзирая на то, что в ней практически никакого места не отведено любви и героике. При представлении в 1869 г. администрации Императорского театра встал вопрос об отсутствии женской роли для примадонны, хотя, конечно, дело было в обескураживающем новаторстве Мусоргского.
Сам композитор говорил, что его цель - показать народ как великую личность, воодушевленную единой идеей. Так задача не стояла ни у Верди, ни у Вагнера, ни тем более у Бизе. Хотя народные, хоровые эпизоды присутствовали, и в романтической опере были найдены разные типы музыкального воплощения таких массовых сцен. Понимая, что не найдет поддержки в постановке оперы, Мусоргский сделал вторую редакцию, и в 1874 г. она правдами и неправдами появилась на сцене, но и здесь ей пока не было суждено счастливой сценической судьбы. Уже после смерти Мусоргского (1839-1881) постановка была возобновлена в Петербурге в 1896 г. в редакции Н. Римского-Корсакова, чтобы уже навсегда привлечь мировую публику к этому шедевру. Более полувека, с легендарного спектакля 1948 г., "Борис Годунов" был знаковой постановкой Большого театра, и сегодня многие исполнительские версии доступны на аудио- и видеодисках.
Вершиной русской оперной школы является творчество Петра Ильича Чайковского (1840-1893): "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа", "Черевички", "Иоланта" ставятся на всех сценах мира, восхищая миллионы почитателей. Главная заслуга Чайковского в жанре оперы - создание лирико-психологической драмы. Основу драмы составляет конфликт любви и судьбы, фатальная обреченность человека, стремящегося к счастью. Зловещая сила движет пружины действия балетов "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик". Образ рока имеет у Чайковского свою музыкальную персонификацию не только в опере и балете, но и в симфонической музыке - в Четвертой, Пятой, Шестой симфониях, в фантазии "Фатум", в увертюре-фантазии "Ромео и Джульетта", в симфонии "Манфред". Смерть Ленского как фатальное событие освещает собой драму "Евгений Онегин", роковая и губительная страсть Германа к картам в "Пиковой даме" создает трагедийный конфликт.
Чайковский очень скрупулезно работал над литературной основой для опер, стараясь подобрать ситуации и характеры, которые бы его самого волновали. При работе над "Онегиным" он был увлечен и поражен сходством сюжета и собственной судьбы: Антонина Милюкова, его будущая жена, написала ему письмо с признанием. Выбор любимого в России романа в стихах А. Пушкина был неоднозначным: поначалу предложение показалось Чайковскому диким, но потом в письме брату он признавался: "Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимой силой захотелось положить на музыку все, что в "Онегине" просится на музыку".
Вместе со всеми поэтически звучащими, певучими лирическими сольными фрагментами в опере замечательно динамично и красочно выстроены сцены: в поместье Лариных, где варят варенье и принимают крестьян с задумчивым хором "Болят мои скоры ноженьки" и шутливой песенкой "Уж как по мосту, мосточку"; сцена на балу, где происходит ссора, с очаровательными куплетами картавящего месье Трике; дуэль Онегина и Ленского с замечательно драматическим дуэтом "Враги". Искренность и увлеченность, с которой работал композитор над "Евгением Онегиным", слышны в каждом такте этой замечательной музыки.
Исполнение этого сочинения, названного не оперой, а "лирическими сценами", Чайковский доверил студентам - после представления отрывков в декабре 1878 г. в консерватории в марте 1879 г. состоялся ученический спектакль под управлением Н.Г. Рубинштейна на сцене Малого театра. Один из критиков после первого ученического концерта назвал Чайковского несравненным элегическим поэтом в звуках. И только в начале 1881 г. состоялась официальная премьера в Большом театре, не вызвавшая расположения публики: это было слишком непривычно для аудитории, привыкшей к монументальности оперного зрелища. Чайковский вносил множество изменений в последующие постановки, чтобы превратить свои лирические наброски в спектакль для большой сцены. И только в XX в. выдающийся режиссер К.С. Станиславский возобновил камерного "Евгения Онегина", хотя впоследствии на сценах мира утвердились обе традиции - монументальная и камерная.
В конце 1870-х гг. Чайковский пишет оперу "Орлеанская дева" по трагедии Ф. Шиллера, а в 1880-е гг. еще две трагические оперы - "Мазепа" и "Чародейка". "Мазепа" по поэме А. Пушкина "Полтава" отличается не столько исторической истиной, сколько романтической трактовкой сюжета и образа Гетмана в традициях В. Гюго и Ф. Листа.
Однако самым значительным произведением в оперном жанре является "Пиковая дама" по повести Пушкина, созданная в 1890 г. И здесь отношения с литературным первоисточником отличаются изменением концепции - Чайковский создает лирико-психологическую драму, очень современно звучащую. Либретто было написано братом композитора Модестом Чайковским, и время действия перенесено из эпохи Александра I в конец XVIII в. Либреттист разделял весьма распространенное мнение о блестяще написанном пушкинском анекдоте, считая повесть прелестной, но пустяковой. Композитор своей музыкой обессмертил пушкинский текст и создал произведение огромной силы воздействия на слушателей. Чайковский не просто писал увлеченно эту оперу, как "Евгения Онегина", - он сам говорил, что писал с "самозабвением и наслаждением" и окончил оперу в 44 дня!
Первое исполнение состоялось в декабре 1890 г. в Мариинском театре под управлением Э. Направника с постановкой танцев знаменитым петербургским балетмейстером Мариусом Петипа; в оформлении сцены и костюмов приняли участие пять художников. Чайковский сам готовил партии Германа и Лизы с артистами - знаменитым тенором Николаем Фигнером и его супругой Медеей Фигнер. Грандиозный успех композитор предрекал: "...или я ужасно ошибаюсь, или "Пиковая дама", в самом деле, шедевр...". С таким же громким резонансом прошли постановки оперы в том же году в Киеве и в 1891 г. - в Большом театре в Москве; первое зарубежное представление состоялось в 1892 г. в Праге.
Огромное инструментальное симфоническое мастерство Чайковского в опере не просто отмечалось современниками и впоследствии искусствоведами - его симфонизированный оперный стиль оказывал колоссальное влияние на инструментальную музыку, которая становилась все более театральной. Не последнюю роль в этом процессе сыграли балеты композитора - симфонические театральные фантазии "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик".
Своеобразной альтернативой лирико-психологической музыкальной драме П. Чайковского служит историческая опера А.П. Бородина "Князь Игорь" и оперное творчество H.A. Римского-Корсакова (1844-1908). Среди его 15 опер - замечательные волшебные сказки "Снегурочка" (1880) и опера по былине "Садко" (1896), полное волшебства русское "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904), сказка-сатира "Золотой петушок" по А. Пушкину (1907). С середины 1890-х гг. оперы Римского-Корсакова ставятся в знаменитой Частной опере С. Мамонтова в Москве, в постановках которой зарождается новое направление в театральном искусстве русских художников М. Врубеля, братьев В. и А. Васнецовых, К. Коровина, А. Головина.