Операционный анализ прибыли

Формирование и использование прибыли - основа предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Сравнение суммы прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприятия. Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый по схеме "затраты - оборот - прибыль". Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, цен, объема производства и реализации продукции. Результаты операционного (внутреннего) анализа составляют коммерческую тайну предприятия.

С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач:

1) оценить чувствительность прибыли к изменению основных показателей-факторов, формирующих ее уровень;

2) прогнозировать уровень показателей рентабельности на основе расчета запаса финансовой прочности;

3) оценить предпринимательский риск;

4) выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;

5) оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций;

6) разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации готовой продукции.

Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Их расчет тесно связан с понятием "маржинальный доход", означающим результат от реализации продукции после возмещения переменных расходов. Порог рентабельности определяется отношением постоянных расходов к доле маржинального дохода к выручке от продаж, а запас финансовой прочности представляет собой разницу между выручкой от продаж и порогом рентабельности.

Операционный анализ тесно связан с понятием производственного (операционного) рычага, сила воздействия которого определяется отношением маржинального дохода к валовой прибыли. Этот показатель указывает на степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства и отражает степень производственного риска. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению валовой прибыли.

Расчет маржинального дохода на конкретном предприятии позволяет получить следующие результаты.

1. Маржинальный доход равен нулю. В этом случае выручка от продаж покрывает только переменные расходы, т.е. предприятие работает с убытком, равным сумме постоянных издержек.

2. Маржинальный доход меньше нуля, если выручка покрывает переменные расходы и часть постоянных затрат.

3. Маржинальный доход равен постоянным издержкам. В такой ситуации выручки достаточно, чтобы возместить все постоянные и переменные расходы, но прибыль при этом равна нулю.

4. Маржинальный доход больше постоянных расходов. Это означает, что деятельность предприятия прибыльна, т.е. выручка не только покрывает общую сумму всех расходов, но и образует прибыль.

Эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата (прибыли или убытка). Действие данного эффекта связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных затрат на конечный финансовый результат при изменении объема производства и реализации продукции. Если порог рентабельности пройден, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается и сила воздействия производственного (операционного) рычага падает. Наоборот, повышение удельного веса постоянных издержек усиливает действие производственного рычага. Можно сказать, что сила воздействия производственного рычага - это объективный фактор, выражающий уровень предпринимательского риска.

Чтобы обеспечить безопасность и безубыточность производства, предприятие с небольшой долей постоянных расходов может производить относительно меньше продукции (в физическом выражении), чем предприятие с более высокой их долей в суммарных издержках. Величина запаса финансовой прочности у первого предприятия выше, чем у второго. Финансовый результат предприятия с низким уровнем постоянных расходов в меньшей степени зависит от изменения физического объема производства. Предприятие с высокой долей постоянных расходов вынуждено в значительно большей мере опасаться падения объемов производства и продаж.

В случае снижения выручки от реализации продукции (за счет уменьшения объема производства) сила воздействия производственного рычага характеризует возможную потерю прибыли (или увеличение убытка). В особо трудное положение попадает то предприятие, у которого в условиях спада производства убытки превышают маржинальный доход, т.е. эффект производственного рычага но модулю ниже единицы. Увеличение выручки от реализации продукции на таком предприятии не вызовет быстрого снижения убытков и роста объема производства, вызвавшего его. Наоборот, предприятие, имеющее убытки ниже маржинального дохода, быстрее выйдет из кризисного состояния, так как аналогичный рост объема реализации продукции вызовет более интенсивное снижение убытков. Покажем эту зависимость на следующем примере (табл. 10.6).

Операционный анализ показывает чувствительность, возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и сбыта товаров и, в частности, отвечает на вопрос: на сколько можно изменить объем продаж без потери прибыли? Решение данного вопроса связано со следующей ситуацией. В современных условиях на первый план выходит проблема не роста суммы прибыли, а ее сохранения в заданных самим предприятием параметрах, обеспечивающих оптимальное соотношение между производственными и социальными выплатами и величиной налоговых платежей. Часто эти ограничения не соответствуют максимально возможному уровню прибыли.

Таблица 10.6. Зависимость величины финансового результата от роста выручки от продажи продукции, тыс. руб.

Показатель

Базовые условия

Рост выручки от реализации на 10%

1-й год

2-й год

3-й год

1

2

3

4

5

Выручка от продажи продукции

150 000

165 000

181 500

199 650

Переменные расходы (рост на 10%)

120 000

132 000

145 000

159 720

Маржинальный доход

30 000

33 000

36 300

39 930

Постоянные расходы

38 000

38 000

38 000

38 000

Прибыль ( + ), убыток (-)

-8 000

-5 000

-1 700

+ 1 930

В основу анализа чувствительности положен объем производства, который обеспечивает исходный финансовый результат при изменении одного из следующих показателей: постоянных расходов, переменных издержек и цены за единицу изделия. Рассмотрим возможные варианты.

1. Если постоянные расходы изменяются, то объем производства в натуральном выражении (Ц), обеспечивающий исходные условия, можно определить следующим образом:

где МД' - маржинальный доход в отчетном периоде;

Кмд0 - доля маржинального дохода в выручке в базисном периоде; Цо - цена за единицу продукции в базисном периоде.

2. Если изменяются переменные издержки (ПР), то объем производства в физическом выражении ((¿2) устанавливается но формуле

где МДо - маржинальный доход в базисном периоде.

3. Если изменяется цена (Ц), то объем производства (Оз) в физическом выражении вычисляется по формуле

],|с Ц| - цена за единицу продукции в отчетном периоде.

Например, предприятие, выпускающее 10 тыс. шт. изделий по цене 20 000 руб. за единицу (в том числе 14 400 руб. - переменные издержки), а общая сумма постоянных расходов (СР) составляет 30 540 тыс. руб.

Итак, базовые условия:

1) выручка от реализации (объем продаж) - 200 000 тыс. руб. (100%);

2) переменные расходы (ПР) - 144 000 тыс. руб. (72%);

3) маржинальный доход - 56 000 тыс. руб. (28%);

4) постоянные расходы (СР) - 30 540 тыс. руб. (15,27%);

5) прибыль (П) - 25 460 тыс. руб. (12,73%).

Оценим 10% увеличение цены до 22 000 руб. (20 000 х 1,1). Тогда при исходном объеме производства в 10 тыс. шт. изделий показатели деятельности предприятия примут следующий вид:

1) выручка от реализации продукции - 220 000 тыс. руб. (100%);

2) переменные расходы (прежние) - 144 000 тыс. руб. (65,45%);

3) маржинальный доход - 76 000 тыс. руб. (34,55%);

4) постоянные расходы (СР) - 30 540 тыс. руб. (13,88%);

5) прибыль (П) - 45 460 тыс. руб. (20,67%).

Далее подставим базисные и новые показатели деятельности предприятия в приведенные формулы (10.2)-(10.4). В итоге получим следующий результат.

1. Если изменяются постоянные издержки (CP), то объем производства (Q) в физическом выражении составит: 76 000 : 0,28 / 20,0 = 13 571 изделие. Следовательно, из-за увеличения постоянных издержек на 10% (с 30 540 тыс. до 33 594 тыс. руб.) для обеспечения базисного финансового результата предприятие вынуждено будет дополнительно произвести 3571 изделие.

2. Если изменяются переменные издержки, то объем производства в физическом выражении равен: 56 000 : 0,345 5: 20,0 = 8 104 изделия. Итак, в результате роста переменных расходов на 10% предприятие вынуждено снизить объем производства на 1896 изделий (10 000 - 8104).

3. Если увеличивается продажная цена, то объем производства в физическом выражении составит: 56 000 : 0,345 5 : 22,0 " 7367 изделий.

Таким образом, 10% рост продажной цены (с 20,0 тыс. до 22,0 тыс. руб.) способствовал снижению объема производства на 2633 изделия (К) 000 - 7367), что характерно для предприятий-монополистов.

На основе операционного анализа можно оценить факторы, влияющие на изменение прибыли. Например, если рассмотреть последовательно 10% изменения переменных и постоянных издержек, то получим следующие результаты.

1. Увеличение переменных издержек (на 10%) привело к снижению прибыли на 14 400 тыс. руб. : (200 000 - 144 000 - 30 540) -

- (200 000 - 158 400 - 30 540), или 43,4%.

2. Рост постоянных издержек (на 10%) вызвал снижение прибыли на 3054 тыс. руб. (200 000 - 144 000 - 30 540) - (200 000 -

- 144 000 - 33 594), или 12%.

3. Рост продажной цены изделия на 10% привел к росту прибыли на 20 000 тыс. руб.: (45 460 - 25 460), или 56,0%.

Таким образом, приоритетное значение по степени влияния на прибыль имеет изменение цены и менее существенное - колебание постоянных издержек. Данное соотношение указывает на значительный запас финансовой прочности предприятия. В нашем примере он будет равен: выручка от реализации - порог рентабельности: 200 000 тыс. - 109 071 тыс. руб. = 90 929 тыс. руб., или 45,5% к сумме выручки от реализации. Это означает, что предприятие сможет выдержать 45,5% снижение выручки от реализации продукции без серьезной угрозы для своего финансового состояния. В рассмотренной ситуации руководство предприятия должно сконцентрировать внимание на разработке обоснованной ценовой политики, которая при успешной ее реализации даст максимальный финансовый результат.