Операторы синектики
Операторы синектики – конкретные психологические факторы, стимулирующие и поддерживающие творческий процесс синектической группы. Их следует отличать от психологических состояний – эмпатии, аффекта, вовлеченности, игры и пр., которые являются следствием этих факторов. Операторы предназначены для пробуждения и мотивации этих состояний.
Технология синектики предполагает три этапа ее осуществления:
– превращение неизвестного в якобы известное;
– превращение известного в якобы неизвестное;
– превращение неизвестного в известное.
Когда возникает проблема, первым шагом к ее решению всегда является стремление ее понять, осмыслить, т.е. свести к чему-то уже известному. Но это сведение всегда является условным, ограниченным, ибо в противном случае не было бы и проблемы, и необходимости ее решения. Вот почему эти действия рассматриваются как сведение неизвестного к якобы известному. Всегда первый шаг, первая реакция на проблему проявляются как попытка ее объяснения в рамках привычных моделей, известных знаний.
Но далее возникает сомнение в том, что этих шагов достаточно для решения проблемы, и исследователь стремится превратить известное в якобы неизвестное, т.е. переосмыслить известное с позиций новой проблемы, усомниться в универсальности существующих знаний. Здесь тоже существует некоторая условность, потому что осмысление существующих знаний осуществляется с позиций новой, еще не решенной проблемы.
В этом процессе всегда происходит перенос знаний из одного поля проблем в другое. Такой перенос осуществляется сначала с сохранением существующих трактовок, потом с их трансформацией или модификацией. Таким образом и происходит возникновение нового знания.
Может показаться, что знание само дает новое знание, достаточно только сформулировать проблему и реализовать технологию синектического поиска решений. Но в действительности это не так. При переносе знаний и их трансформации, при поиске решений проблем большую роль играет информация о практике возникновения, проявления и существования проблемы. Трансформация знаний и происходит на основе практической или экспериментальной их проверки по признакам и факторам новой проблемы.
Информационная база творческой работы предполагает использование не только багажа знаний, но и оперативной информации, в том числе специально запрашиваемой и инициируемой. Эта информация играет важную роль в стимулировании творчества.
Для того чтобы превратить известное в якобы неизвестное, необходимо, быть может, даже искусственно, исказить существующее представление, изменить привычный взгляд на вещи и явления. В творческой деятельности всегда необходимо уметь взглянуть на известное как на неизвестное, усомниться в истинности существующих знаний. Здоровый скептицизм – основа творчества.
Существует пять операторов превращения известного в якобы неизвестное (рис. 4.7).
Рис. 4.7. Состав и структура операторов синектики
Рассмотрим каждый из них подробнее.
1. Субъективная аналогия заключается в своеобразном "перевоплощении" исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации, в силы противоречия, в противодействующие аспекты проблемы. Безусловно, это нелегкая операция, она требует проявить искусство исследовательской деятельности, творческое воображение, индивидуальные особенности личности. Но практика показывает, что в некоторых обстоятельствах для решения определенного класса проблем такая операция может быть очень продуктивной. Такой оператор помогает увидеть не воспринимаемые обычным способом аспекты и грани проблемы. А увидеть их – это значит увеличить вероятность решения проблемы.
Можно привести такой пример применения субъективной аналогии из области исследования системы управления. Исследователь представляет в своем воображении систему управления как разветвляющиеся потоки информации. При нарастании ее количества размываются каналы движения. А это установленные связи подразделений, звеньев, отделов и т.д. Неумеренное накопление информации в том или ином звене переполняет резервуары. Информация становится подобна воде в период весеннего паводка – мутной, грязной, засоренной. Исследователь, воображая такую ситуацию, отождествляет себя со щепкой, плывущей в мутной воде, и остро ощущает опасность, возникающую во всей системе движения информации, т.е. системе управления. Он пытается переплыть из одного потока в другой, ищет необходимый островок, думает, где и как можно укротить стихию, как перестроить систему управления, чтобы упорядочить это захлестывающее движение.
Такой прием субъективной аналогии пробуждает мысли и чувства, стимулирует поиск, и, что самое важное, будит интуицию, включает ее потаенные механизмы.
Аналогичный пример можно привести и из области исследования инфляционных явлений, угрозы банкротства. А разве менеджер, обдумывающий стратегию развития, не может перевоплотиться в птицу, летящую осенью на юг, распределяющую свои силы и определяющую направление и ориентиры для передышки. А некоторым может быть ближе аналогия с движением самолета или космического аппарата. Все это определяется субъективными качествами исследователя.
Субъективную аналогию можно использовать не только при регулировании индивидуальной творческой деятельности. Наибольший эффект она может дать при групповом исследовании, когда воображение отдельного человека мотивирует групповое воображение и включается в него.
2. Прямая аналогия заключается в сравнении фактов из двух параллельно существующих областей знаний или процессов, ситуаций, проблем. Это оператор работает с опорой на механизмы памяти, анализ подобий и тождества, перенос параметров с одного объекта на другой. Наиболее известным примером использования прямой аналогии в исследовательской деятельности является перенос свойств биологического объекта на объекты техники, природы в целом или даже общества. Именно так возникала идея кибернетики.
Для эффективного использования прямой аналогии необходимо иметь хорошее образование, разносторонние знания, богатые творческие интересы. Специалист узкого профиля, занятый сугубо специализированной деятельностью, как правило, ограничен в возможностях успешного использования прямой аналогии, потому что он не может выйти за границы своей специализации, посмотреть на проблему с позиций другой области знаний, квалифицированно перенести свойства одного явления на другое. В этом польза широкой образованности. Конечно, понятие образованности не тождественно поверхностности понимания окружающей действительности. Не "понемногу обо всем и ничего о конкретном", а "главное о многом и все о конкретном" – вот формула образования современного менеджера исследовательского типа.
Применение прямой аналогии является ассоциативным поиском тождеств среди явлений окружающего мира.
3. Символическая аналогия предполагает поиск и обнаружение парадоксов в привычном, противоречий в известном, неясного в ясном, бесспорном. Действие этого оператора опирается на здоровый скептицизм.
Механизм символической аналогии заключается в превращении любого заключения в парадокс, противоречие. Можно привести такой пример: управление – насилие. Отсюда возникает потребность в более глубоком понимании того, что такое управление. Иначе: управление – пламя. Здесь возникает ощущение теплоты, света, маяка, фактора объединения людей, общности интересов и пр. Какую роль играет управление в жизни и деятельности людей? Каким должно быть управление? Как оно развивается? Каковы закономерные тенденции этого развития? Как изменяются свойства управления и почему? Насколько разнообразны его типы? Вот какие вопросы рождает эта символическая аналогия.
Подобный эксперимент с применением символической аналогии можно провести с любой категорией науки управления и увидеть посредством таких операций новые проблемы или новые грани известных проблем, неизвестное в известном. А именно это и нужно исследователю.
Для символической аналогии очень важно выделить главную функцию исследуемого объекта и, опираясь на неё, определить, имеются ли у него противоположные этой функции качества, как может выглядеть их реальное сочетание, как это сочетание поможет нам более глубоко понять сущность исследуемого объекта.
4. Соединение субъективной и символической аналогии дает нам еще один оператор – образная аналогия. Его особенность заключается в первоначальном превращении объекта исследования в некоторый образ, который сопоставляется в последующем с образом-критерием, образом функционального тождества, образом-развитием и т.д.
При использовании этого оператора большую роль играет художественное воображение, возникающее из эмоциональных посылок. Особенностью оператора является построение целостного образа объекта, совокупности его основных свойств и качеств и сопоставление с подобным образом. "Фирма подобна морскому лайнеру", "Государство – это я" (высказывание Людовика XIV), "Экономика – это среда обитания человека", "Информация – это поле коммуникаций людей" и т.д.
5. Фантастическая аналогия отличается предельной свободой оперирования символами, образами. Здесь ведущую роль играет символ или образ-идеал, то, что является явлением желаемого будущего, недостижимым в реальном, но рождаемым реальностью, противоречащим объективным законам, которые "мешают" найти решение. Это помогает увидеть неожиданный ракурс проблемы, ощутить непредвиденный поворот мысли. Например, "управление (менеджер) только мешает работать", "современная техника уничтожает человека", "чем совершенней управление, тем оно опасней для природы" и т.д.