Оперативное руководство
Менеджер управляет с помощью распоряжений, приказов, с помощью команды к непосредственно подчиненным менеджерам, которые будут доводить эти распоряжения в той или иной форме до персонала и его мотивировать. Распоряжения должны быть направлены на персонал, готовый их воспринимать, т.е. лояльный к фирме и руководителю, достаточно компетентный, чтобы выполнить соответствующую работу или алгоритм действий; мотивированный, т.е. желающий выполнить хорошо данное ему распоряжение, и понимающий само распоряжение в тех терминах и формулировках задач, в которых его предлагает менеджер.
К основным видам управленческого воздействия относятся: приказ, распоряжение (устное или письменное), рекомендации, убеждение, внушение.
Приказ предполагает увековечить требования руководителя с обозначенными требованиями по отношению к конкретным исполнителям с указанием сроков действий и иногда возможных полномочий, если таковые не оговорены в должностной инструкции. Приказ по фирме может выдавать только первое лицо или его непосредственный заместитель, когда известно, что эта сфера деятельности полностью перепоручена этому заместителю.
Распоряжение - устное или письменное указание, определяющее задачи, обязанности и порядок работы исполнителя. Оно такое же категоричное, как и приказ, но на уровне менеджеров другого порядка.
Рекомендации - изложение мнения о рациональном пути решения задачи, носящее характер предложений. Очень часто они могут издаваться как на уровне middle manager, так и на уровне low manager. Если это происходит на уровне менеджеров и специалистов более низкого уровня, то это тот уровень, который предполагает, что специалист разбирается лучше в этой области. И решение опирается на рекомендации исполнителей. В случае неуспеха карается, а в случае успеха - нет. С другой стороны, они могут исходить от первого лица, если последнее не считает нужным афишировать какой-то приказ.
Демонстрация личного опыта (чаще всего на уровне low managers).
Убеждение полностью направлено на логические центры человека. Оно часто основывается на аргументации.
Внушение может аргументироваться авторитетами, но на самом деле это психологическое воздействие. Руководителю всегда приходится выпирать: что лучше убеждение или внушение? Человеку спокойному, хладнокровному подходит убеждение, а человеку в состоянии стресса, нервному - внушение.
На хорошем предприятии все больше переходят на командно-проектный менеджмент, когда руководитель является не изготовителем приказов, распоряжений и рекомендаций, а дирижером высококвалифицированной команды, которая представляет собой коллективный орган управления и сама вырабатывает решения.
Координация
Координировать - значит прежде всего, согласовывать все операции на предприятии таким образом, чтобы облегчить функционирование и успех; придать материальному и социальному организму каждого подразделения надлежащие пропорции; все четко выверить по времени; все надежно застраховать.
Координация на практике означает следующее.
1. Каждая служба работает в согласии с остальными: служба снабжения четко знает, что и в какое время она должна доставить; служба производства точно знает, какой объем продукции и к какому сроку нужно выпустить, не опаздывает и не перепроизводит.
2. Отделы и подотделы в каждой службе точно осведомлены об их участии в общем деле, об их роли и рисках с точки зрения общей концепции фирмы, об их ответственности.
3. Программа в различных службах и отделах постоянно согласуется с обстоятельствами, существующими на местах, и параллельно с требованиями организации в целом, сроками и программами всех остальных служб. Совершенно очевидно, что без современных средств связи и компьютерных технологий это невозможно.
Координация в малых специализированных фирмах осуществляется за счет регулярных совещаний (например, каждое медицинское учреждение проводит ежедневно утреннее совещание, которое называется "пятиминутка"). Совещания, как правило, документируются. Обычно речь идет о протоколе. При этом в различных организациях проводятся конфиденциальные совещания, где протокол не ведется. Иногда руководители, уверенные в своих силах, готовят протокол совещания заранее в надежде, что именно таким образом будет идти ход событий. Главное на совещании - получить максимум информации и не допустить того, чтобы участники совещания не работали.
Контроль - управленческая деятельность, направленная на выявление, исправление и предупреждение отклонений достигнутых результатов от намеченных установок, параметров, целей. Контроль - это наблюдение за объектом и процессами, происходящими с ним, с целью проверки соответствия состояния объекта желаемому и прогнозируемому состоянию, предусмотренному нормативными актами, законами, программами и планами.
Эффективность в экономике измеряется отношением получаемого эффекта, результата к полным затратам, обусловившим его получение. Об эффективности управления экономикой следует судить по показателям экономической эффективности управляемых объектов и процессов исходя из формулы
Эффективность = Результат / Затраты на получение результата.
Высший уровень эффективности управления - это результат при наименьших затратах на управление. Если же расходы на управление ограничены заданной величиной, то следует установить, какой максимальный результат может быть достигнут при данном уровне расходов. В этом случае также достигается наибольший из возможных показатель эффективности управления, рассматриваемого как самостоятельный процесс.
Главный ресурс управления - труд работников сферы управления экономикой, называемый управленческим трудом. Информационная производительность управленческого труда определяется количеством управленческой информации требуемого качества и назначения или количеством управленческой документации, производимой работником за определенное время.
Показатель производительности труда управленцев - это экономический эффект, достигаемый в результате деятельности определенного органа управления.
Особенность: проблема определения, количественного измерения эффективности управления остается предметом исследования науки управления.
Мотивация (стимулирование) - управленческая деятельность, процесс побуждения к выбору того или иного типа поведения в зависимости от силы воздействия стимулов, мотивов и ожидаемых результатов. Она позволяет раскрыть потенциальные возможности персонала управления и увеличить степень их использования.
Основные принципы мотивации следующие.
1. Установление четких целей и задач. Работник должен ясно понимать, чего от него ждут.
2. Гласность. Наличие обратной связи. Информация о результатах работы всего коллектива создает у работников чувство причастности и ответственности. Информация о результатах работы каждого сотрудника может стимулировать трудовую деятельность с помощью настроя состязательности. Информация о вознаграждении по результатам работы и объяснение разницы в его размерах помогают избежать чувства несправедливости у сотрудников.
3. Взаимоувязка целей и вознаграждения, определение критериев оценки. Сотрудники должны знать, какое вознаграждение они получат при определенных результатах работы.
4. Единство материальных и моральных методов стимулирования. Сочетание денег, материальных благ и похвалы приводит к более эффективной трудовой деятельности работников.
5. Создание благоприятных условий для эффективной работы. Благоприятный климат в коллективе, эстетичность рабочего места положительно влияют на трудовую деятельность.
6. Использование преимущественно положительных стимулов. Преобладание выговоров, штрафов может привести к напряженной обстановке в трудовом коллективе, к сокрытию информации из-за боязни наказания.
7. Учет личных качеств работника. Особенности характера, способности, система ценностей определенного человека выявляют факторы мотивации, способные оказать на него наибольшее воздействие [4].