Ольвия
На правом берегу Южно-Бугского лимана в начале IV в. до н. э выходцами из Милета была основана Ольвия (Счастливая). Раскопки предоставили богатый материал о хозяйстве и быте горожан.
Ольвия была обнесена крепостной стеной с башнями, в северной части находились главные городские ворота. Город делился на нижний и верхний, расположенный на вершине холмов, имел правильную планировку, сто территория была разбита на кварталы, улицы пересекались под прямым углом. В центральной части верхнего города находилась площадь (агора), от которой начиналась главная городская магистраль. На площади размещались торговые ряды, а неподалеку под открытым небом находился греческий театр. С севера к ольвийской агоре примыкал священный участок с большим алтарем, храмами Зевса и Аполлона. В центре города был возведен постамент для мраморных плит с декретами.
В результате раскопок в Ольвии были найдены подвалы и специальные склады для зерна. Хлеб поступал в город от скифов в обмен на ремесленные изделия. О торговле Ольвии известно по находкам монет и черепкам от глиняных сосудов, на которых ставили клеймо. Жители Ольвии вели оживленную торговлю с Милетом, островами Родосом и Самосом. Из городов, расположенных на материке, больше других с Ольвией торговал Коринф. В V в. до н.э. возросло количество товаров, привезенных в город из Аттики. Вместе с керамической посудой в Ольвию ввозились вино и оливковое масло, ткани и прочие изделия греческого ремесла. Ольвия же поставляла в греческие города хлеб, скот, рыбу и рабов.
В Ольвии были найдены каменные плиты с надписями, повествующими о прочных торговых связях с городами Греции, Причерноморья, в частности с Херсонесом и Гераклеей. Постоянным партнерам предоставлялись привилегии. На одной каменной плите написаны льготы жителям Афин, приезжавшим в Ольвию торговать.
Жилые дома в Ольвии строились из камня. Внутри дома обычно находился дворик, вымощенный цветной галькой. Вдоль домов устраивались специальные стоки для дождевой воды. В III в. до н.э. в Ольвии появились богатые дома со сложной планировкой, а также и двухэтажные. В верхней части города были открыты развалины большого дома, в котором главный внутренний двор был окружен колоннами и выложен мозаикой из разноцветной речной гальки. В Ольвии были обнаружен].! древнегреческие тексты (законы) и декрет в честь погребенного ольвийского богатого гражданина, который неоднократно передавал городу большие суммы денег на восстановление городских укреплений.
Рис. 64. Постройки Ольвии:
1-2 - дом с алтарем, реконструкция (по Б. В. Формаковскому, Е. И. Леви)
В конце IV в. до н.э. Ольвия была осаждена Запирионом, одним из полководцев Александра Македонского. Однако ему не удалось взять хорошо укрепленный город. При этом город подвергался и другой опасности - его часто беспокоили скифы. В конце III в. до н.э. отношения Ольвии с соседями-скифами обострились в результате продвижения в Причерноморье сарматских племен. Жители города были обеспокоены создавшимся положением. Не случайно во II в. до н.э. в Ольвии появились монеты с изображением скифского царя Скилура: город попал в зависимость от скифов. Несколько позже Ольвия подверглась нападению со стороны фракийских племен - готов; они захватили город. Все эти события в той или иной степени отражены в археологических материалах.
Херсонес
Позже, чем другие города Северного Причерноморья, в конце V в. до н.э., на юго-западной оконечности Крымского полуострова возник Херсонес. Его основали выходцы из Гераклеи Понтийской, расположенной на южном побережье Черного моря. Сейчас город почти полностью раскопан археологами. В III в. до н.э. Херсонес занимал площадь около 38 га. Как и другие греческие города, он имел правильную планировку улиц. Дома строились из белого известняка. Из каменных блоков были сложены башни и крепостные стены, в ширину достигавшие 4 м, а в высоту - 10 м. Различные приемы кладки камня и следы заделанных пробоин в крепостной стене свидетельствуют о многочисленных штурмах, которые пережил город за свою историю. В центре города были расположены общественные здания и храмы, площадь украшали античные статуи богов и знатных горожан, оказавших Херсонесу какие-либо услуги.
Херсонесу принадлежали обширные угодья в приморской полосе, где раскинулись небольшие сельские поселения, среди которых была и Керкинитида (современная Евпатория). Приморская территория считалась государственной землей и сдавалась участками отдельным гражданам города. Вот как выглядело сельское поселение на Гераклийском полуострове. Поселок состоял из сельскохозяйственных усадеб. Вокруг жилых помещений возводились постройки для хранения продуктов и инвентаря. Земля в виде прямоугольных участков отводилась под виноградники. Участки обносили низкой каменной стенкой. Каждое сельское поселение представляло собой маленькую крепость, где можно было укрыться в случае внезапного нападения обитавших по соседству тавров. На время длительных военных операций жители, вероятно, уходили в город.
Жители Херсонеса выращивали хлеб и виноград, который шел на изготовление вина. Вино производилось в основном для продажи, а хлеб выращивали для внутреннего потребления. По закону граждане не могли продавать хлеб на сторону. Виноделие же было широко развитым товарным производством. Об этом свидетельствуют многочисленные винодельни с каменными давильными прессами, отстойниками для сока и обилие посуды для хранения и транспортировки вина - херсонесские амфоры. На них ставили специальные клейма, по которым можно проследить адреса херсонесских виноделов. Наряду с простыми амфорами херсонесцы делали изящную чернолаковую столовую посуду и терракотовые статуэтки. Кроме гончарного были развиты и другие ремесла: ткацкое, оружейное и ювелирное.
Рис. 65. Древнегреческая архитектура:
1 - фасад ионийского храма в Херсонесе, III в. до н.э. (реконструкция И. Р. Пичикяна); 2 - часть мраморного архитрава с греческой надписью-посвящением царю Аспургу; 3 - фасад храма Аспурга (по В. Д. Блаватскому, М. М. Кобылиной)
Херсонес был рабовладельческой республикой. Археологами был найден текст присяги граждан Херсонеса III в. до н.э., выбитый на мраморной плите, стоявшей когда-то в центре города. Каждый гражданин должен был именем богов поклясться охранять демократический строй своего города: "Я буду единомышлен о спасении свободы и государства, и граждан, не предам Херсонеса, Керкинитиды и Прекрасной Гавани и прочих укрепленных пунктов и остальной территории, которыми Херсонес управляет, ничего, никому, ни эллину, ни варвару, но буду оберегать все это для херсонесского города. Я не буду ниспровергать демократического строя и не позволю этого предающему и ниспровергающему, и не утаю этого, но доведу до сведения государственных должностных лиц. Я не буду составлять заговора пи против херсонесской общины, ни против кого-либо из граждан, кто не объявлен врагом народа".
Рис. 66. Раскопки античного поселения III-II вв. до н.э. (Восточный Крым) (по А. А. Масленникову)
В Херсонесе поклонялись местным божествам. Верховным божеством была Дева. В городе находились храм и жертвенник в ее честь, выстроенные на акрополе. Почиталось и другое божество - Херсонес, олицетворявшее город. Наряду с местными культами популярностью пользовался культ греческого мифологического героя Геракла.
Жизнь херсонесцев протекала под постоянной угрозой нападения со стороны тавров, а потом и скифов. Нападения участились в конце III-II в. до н.э. Известно, что херсонесцы заключили договор о помощи с Понтийским царством. Когда в конце II в. до н.э. на город напали скифы, понтийский царь Митридат послал на помощь Херсонесу флот во главе с полководцем Диофантом. Об этих и последующих событиях мы знаем из эпиграфического памятника - почетного декрета в честь Диофанта. Он разбил скифов, захватил их столицу - Неаполь Скифский. Однако и Херсонес был включен в состав Понтийской державы.
В 63 г. до н.э. Херсонес перешел иод власть Рима. В городе был размещен римский легион. Хозяйственная жизнь города в период господства Рима продолжала развиваться. В первые века нашей эры основной статьей экспорта Херсонеса стала рыба. Археологам удалось найти большое количество рыбозасолочных цистерн и кладовых соленой рыбы. В одной из надписей упоминается существовавший в городе специальный рыбный рынок.
Во времена римского господства город формально продолжая считаться свободным, чеканил свою монету, но фактически находился на положении римского провинциального центра.