Лекция 10. Олимпийские игры как коммерческий продукт
В результате изучения главы студент должен:
• знать роль и место МОК в организации международного спорта и Олимпийских игр; правовой статус Оргкомитета "Сочи 2014"; роль государства-организатора Олимпийских игр; функции Оргкомитета "Сочи 2014"; характеристику организационно-правовой основы коммерческих отношений между юридическими лицами на Олимпиадах; юридическое, экономическое и эмоциональное значение олимпийских символов; полномочия высшего органа управления Оргкомитета "Сочи 2014"; юридическое понимание сущности терминов: "партнеры Сочи-2014", "лицензиаты Сочи-2014", "маркетинговые партнеры МОК"; виды юридической ответственности, применяемые за нарушение российского законодательства о товарных знаках;
• уметь обосновывать необходимость и полезность сравнительно-правовых и организационных подходов к ведению спортивного бизнеса в период проведения Олимпийских игр; ориентироваться в многообразии подходов к ведению спортивного бизнеса в различных видах спорта в период проведения Олимпийских игр; определять и учитывать особенности ведения спортивного менеджмента но различным видам спорта на олимпийских играх;
• владеть представлением о социально-экономическом аспекте Олимпийских игр, проводимых в Сочи в 2014 г.; о месте и роли страны-организатора в организации и проведении Олимпийских игр; об особенностях правового статуса Оргкомитета "Сочи-2014"; об особенностях организационно-правовой основы коммерческих правоотношений, складывающихся на Олимпиадах.
Роль Международного олимпийского комитета в организации и проведении Олимпийских игр
Престижность проведения крупнейших спортивных соревнований по массовым видам спорта проявляется не только с учетом политических и идеологических факторов, но и экономических и социальных.
Страны, претендующие на достижение высоких командных результатов на Олимпийских играх, несут большие финансовые нагрузки на ОГЛАВЛЕНИЕ своих олимпийских национальных команд. Так, расходы на пребывание российской олимпийской делегации на летних Олимпийских Играх-2012 в Лондоне (27 июля – 12 августа) составили 361 млн руб. Эта сумма учитывала все расходы, связанные с пребыванием российской делегации на Олимпийских играх, включая проезд и проживание.
Только на экипировку спортсменов и членов российской олимпийской команды была потрачена сумма в 126 млн руб.[1] Из федерального бюджета были выделены средства в сумме 130 млн руб., а из бюджета ОКР – 105 млн руб.
Проведение крупнейших международных соревнований влечет за собой необходимость развития инфраструктуры (транспортные системы, спортсооружения, гостиницы, аэропорты). Умелое проявление спортивного менеджмента влечет за собой возможность получения солидной экономической прибыли.
Например, подготовка к проведению чемпионата мира по футболу в России в 2018 г. повлечет за собой строительство не только новых стадионов, но и гостиничных комплексов не менее чем на 60 тыс. номеров. Предстоит также модернизировать аэропорты под нормы пропускной способности, определенной ФИФА и т.п. Предварительные подсчеты свидетельствуют о том, что общие затраты на проведение чемпионата мира 2018 г. составят более 600 млрд руб. (примерно 20 млрд долл.). Вложенные средства должны окупиться и принести определенную прибыль организаторам.
Общие оперативные расходы, которые потратили Афины на Олимпиаду-2004, составили 2,4 млрд долл. Общая стоимость Олимпиады в Пекине-2008 составила около 43 млрд долл. По оценкам некоторых китайских экспертов, непрямые доходы всех отраслей экономики Китая, так или иначе оказавшихся связанными с проведением Олимпийских игр в Пекине-2008 в течение последних семи лет, могли составить почти 72 млрд долл.
Было подсчитано, что за олимпийскими сражениями на летних Олимпийских играх в Пекине-2008 только из двух государств наблюдала огромная телеаудитория – почти 500 млн китайцев и 214 млн американцев. 63 компании являлись олимпийскими спонсорами на пекинской Олимпиаде-2008, из них 12 компаний заплатили в среднем по 72 млн долл, за то, чтобы называться глобальными олимпийскими партнерами и использовать олимпийскую символику на своей продукции и в своих рекламных материалах. Для официальных китайских спонсоров Олимпиада обошлась дешевле – в сумме они заплатили чуть более 20 млн долл.
Не остались без прибыли и телекомпании. Например, американская корпорация NBC Universal, заплатив 894 млн долл, за право трансляции спортивных мероприятий на территории США, получила доход в сумме 1 млрд долл., или около 100 млн чистой прибыли. Китайский общенациональный канал CCTV-1 за 17 млн долл, приобрел эксклюзивные права на освещение Игр на территории Китая. В то же время, его доходы от олимпийской рекламы составили 394 млн долл.
С учетом опыта проведения прошедших Олимпийских игр, победа Рио-де-Жанейро при определении места проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в 2016 г. позволит жителям не только этого города, но и всей Бразилии и, в определенной степени, государствам "Южной Америки получить спортивные, культурные, образовательные и иные "дивиденды" далеко за пределами продолжительности этих событий"[2].
Такой же смысл содержится и в словах бывшего игрока сборной России по футболу Андрея Аршавина, сказанных сразу после предоставления России права на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 г. о том, что мы "еще не понимаем до конца масштаба события"[3]. В 2011 г. на подготовку к чемпионату мира-2018 государством запланировано потратить 20 млн долл. Основное финансирование процесса подготовки начнется после вступления в силу Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".