Окончание Смуты и воцарение династии Романовых
После освобождения Москвы перед Вторым ополчением возникло три задачи. Необходимо было, во-первых, решить вопрос о власти; во-вторых, подавить остававшиеся очаги мятежа; в-третьих, урегулировать отношения с Речью Посполитой и Шведским королевством, войска которых находились на российской территории.
В течение ноября 1612 г. от имени Второго ополчения по России рассылались грамоты, приглашавшие делегатов в Москву на Земский собор, который должен был решить вопрос об избрании царя. От каждого города приглашалось до 10 представителей. Всего отозвалось около 50 городов. На собор прибыли представители разных сословий – дворяне, горожане, духовенство, казаки, даже черносошные крестьяне. Эго был самый представительный земский собор в истории России. По разным оценкам, в нем участвовало не менее 700 человек.
Официально русским царем считался польский королевич Владислав. Помимо него главными претендентами на престол были:
1) лидер Первого ополчения князь Дмитрий Трубецкой;
2) лидер Второго ополчения Дмитрий Пожарский;
3) родственник Ивана Грозного по женской линии (через его жену Анастасию Романову) Михаил Романов;
4) шведский принц Карл Филипп;
5) сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек "Ворёнок Ивашка".
Кроме того, выдвигались кандидатуры князей Дмитрия Черкасского, Ивана Воротынского, Иван Мстиславского, Василия Голицына. Назывались даже имена некоторых татарских ханов. Кандидатуры отпадали одна за другой. Вначале исключили иноземцев и "Ворёнка". Персоны князей и бояр не проходили либо из-за недостаточной знатности рода (Пожарский, Воротынский, Черкасский), либо из-за некоторых "пятен в биографии", приобретенных в годы Смуты (Трубецкой, Мстиславский). Василий Голицын находился в польском плену, его избирать было нельзя.
В итоге все сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова – сына патриарха Филарета. Род будущего государя через царицу Анастасию Романову состоял в родстве с самим Иваном Грозным. Кроме того, Романовы были популярным и знатным родом. Юность кандидата в цари позволяла не опасаться тиранических наклонностей, а наличие именитых родственников, связанных в разной степени со многими влиятельными княжескими и боярскими родами, обеспечивало поддержку знати. Кандидатуру одобрили и казаки, историк А. Л. Станиславский даже называл Михаила "казачьим царем".
21 февраля 1613 г. земский собор принял решение об избрании Михаила Федоровича Романова русским царем. На престоле утвердилась династия Романовых, правившая Россией до февраля 1917 г.
Дело было за малым: сообщить Михаилу о его избрании. Сам Романов на соборе не присутствовал, мало того, никто точно не знал, где он в данный момент находится. Была сформирована делегация во главе с рязанским архиепископом Феодоритом и боярином Ф. И. Шереметевым, которая 2 марта выехала в сторону Ярославля на поиски нового русского царя. Через духовенство удалось установить, что Михаил с матерью находится в Костромском Ипатьевском монастыре. 14 марта "посольство" от земского собора прибыло к обители.
Однако когда 15 марта архиепископ Феодорит в монастырской церкви вручил Михаилу постановление земского собора о его избрании, то в ответ услышал "плач с великим гневом". Михаил наотрез отказался становиться царем. Его мать, инокиня Марфа, заявила, что не пускает сына царствовать, и разъяснила свою позицию: все люди в Русском государстве "измалодушествовались", совершили много клятвопреступлений, убийств, "поруганий", в том числе и в отношении бывших государей, – разве может отрок возглавить мятежную страну? Для него эта ноша слишком тяжела: "У сына и в мыслях нет на таких великих преславных государствах быть государем".
Уговоры длились несколько часов. Помогло крайнее средство: "умоление иконой". Феодорит и священник Авраамий Палицын взяли чудотворный образ Богородицы и стали им молить Марфу и Михаила, говоря, что избрание юного Романова – завет Бога, сто нельзя нарушать, иначе Небеса разгневаются на тех, кто противится воле Божьей. Со слезами на глазах Михаил Федорович Романов согласился вступить на русский престол.
С именем Михаила Романова связана легенда о подвиге крестьянина Ивана Сусанина. Он якобы завел в Исуповское болото отряд поляков, которые искали и хотели убить юного Романова, претендента на русский престол. Ученые спорят, какие реальные события стоят за этой легендой. По всей видимости, имеется в виду поход черкас (украинских казаков) зимой 1612/1613 г. под Каргополь и Вологду, в ходе которого их отряды действительно проходили недалеко от села Домнина Костромского уезда, где жил Иван Сусанин, и Макарьева Унженского монастыря, в котором тогда совершали паломничество Михаил Романов с матерью инокиней Марфой. О подвиге Сусанина рассказывается в грамоте 1619 г., в которой его родственники просили себе налоговые льготы. В ней говорится, что враги пытали Сусанина, чтобы он рассказал, где находится Михаил. Крестьянин умер в мучениях, но не выдал будущего царя. Такие (или похожие) события вполне могли иметь место, а вот красивая легенда о гибели польского отряда в непроходимом болоте, видимо, была сочинена позднее.
2 мая 1613 г. Михаил приехал в Москву. Путь в столицу занял у него почти семь недель. Такая медлительность была нарочитой: по пути Михаил заезжал в монастыри, прикладывался к святыням, принимал многочисленные делегации своих сторонников, отдавал первые распоряжения. За это время страну успели привести к присяге новому царю. Но самым главным было то, что за это время вокруг него собрался Государев двор – множество дворян, стольников, стряпчих, жильцов. Таким образом, в Москву Михаил Романов въехал во главе небольшого личного войска, что было серьезным аргументом в неизбежном дележе власти с боярскими группировками. Учитывая, что в столице в это время находилось несколько тысяч казаков, поддержавших Михаила, спорить с ним было бы опрометчиво. Тем самым новый царь сразу поставил на место боярские кланы.
Уже с первых царских шагов Михаил действовал очень грамотно. Он тщательно соблюдал всю святость (в первую очередь по приезде приложился к гробам Рюриковичей в Архангельском соборе), вел себя очень скромно (поселился в небольшой кремлевской палате у Благовещенского собора, состоявшей из сеней и двух комнат). Несмотря на то, что он изначально пользовался симпатией и поддержкой населения и вполне мог бы править "самодержавно", Михаил демонстративно прибегал к коллективным формам правления, советовался с Боярской думой, земскими соборами. Тем самым он лишал потенциальную боярскую оппозицию повода и возможности к выступлению. 11 июля 1613 г. Михаил Романов венчался на царство, а на следующий день, 12 июля, ему исполнилось 17 лет.
"В 1613 году безликость Михаила Федоровича – это прежде всего его нейтральность. В хороводе претендентов на Мономахов венец почти каждое имя вызывало или сильную неприязнь или, напротив, горячую поддержку. И то и другое было равно опасно. Имена кандидатов оказывались как бы эмоционально окрашены, проявлены и... засвечены, чего нельзя было сказать о Михаиле Федоровиче. Его, собственно, выручил возраст. В сознании общества он еще юноша, недавний отрок. А отрок всегда чист душой. Его детский лепет – “немотствование”, свидетельство общения с Богом. Смута придала образу “отрока” еще больший смысл: невинный отрок Дмитрий, последний сын Ивана Грозного, зарезанный в Угличе, – исход всех бедствий... Михаил Федорович, собственно уже не отрок, недоросль. Весь этот ряд – чистота, безгрешность в море порока. В психологическом плане для людей Смуты в этих символах таилась спасительная надежда на очищение и возрождение.
К тому же Михаил Федорович, как и все его родственники, был стороной страдательной, что всегда казалось привлекательным и дорогим русскому умонастроению. Прошедший через страдания всегда поймет страдания другого, а значит – умилосердствует и поможет. Михаил отроком пострадал от злого Бориса Годунова, когда его разлучили с отцом и матерью и сослали вместе с теткой в Заонежский Толвуйский погост. Вкладывая в уста Филарета Никитича горькие причитания: "милые... мои детки маленки, бедные остались, кому... их кормить и поить?" – книжник вполне обоснованно рассчитывал на горячее читательское сочувствие.
Безликость первого Романова имела и то преимущество, что позволяла каждой из общественных сил связывать с ним свое представление о том, каким будет будущее. Ближайшее окружение Михаила Федоровича, для которого личные качества претендента не были тайной за семью печатями, делало ставку на его покладистость и молодость. “Миша Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден”, – эти слова, якобы принадлежащие боярину Ф. И. Шереметеву, непременно упоминают историки для характеристики позиции аристократии в момент избрания Михаила Федоровича".
Формально окончание Смуты связывается с 1613 г., с воцарением Михаила Романова. Однако в действительности преодоление Смуты как социально-политического и социально-экономического кризиса растянулось на много лет. Последние очаги гражданской войны были подавлены к 1615 г., а перемирие со Швецией и Речью Посполитой, принявшими непосредственное участие в гражданской войне в России, было достигнуто в 1617 г. (Столбовский мир со Швецией) и 1618 г. (Деулинскос перемирие с Польшей). Экономические последствия Смуты были ликвидированы только в 1620-е гг.