Охрана труда и здоровья в торговле (зарубежный опыт)
Неэффективная охрана труда и здоровья приводит к потере 2,1% ВВП [24]. Сфера торговли является относительно безопасным сектором экономики.
Здесь не отмечено специфических профессиональных заболеваний. По данным Бюро трудовой статистики США [24], смертность и количество тяжелых травм среди специалистов здесь примерно в 5 раз ниже, чем среди строителей, и в 7—8 раз ниже, чем на транспорте и в горнодобывающей промышленности. Специфика торговой отрасли — в большом количестве посетителей, травматизм среди которых даже более высок, чем среди штатного персонала.
Пострадавшие в магазине россияне реже европейцев или американцев взыскивают издержки с администрации магазина. Но это не означает, что несчастные случаи, произошедшие с покупателями, не имеют серьезных последствий. Торговое предприятие может потерять клиентов. Самый большой убыток заведение понесет в том случае, если посетитель предъявит судебный иск о компенсации нетрудоспособности и морального вреда. Указанные случаи регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей", и в большинстве случаев суд встает на сторону пострадавших.
Во всех отраслях народного хозяйства действуют инструкции по охране труда. Например, в торговле действуют Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для работников розничной торговли.
Источниками опасности при оказании услуг розничной торговли являются: опасные помещения (например, скользкие ступени, полы), эксплуатируемые машины и оборудование, опасные товары, персонал (например, пренебрегающий санитарными правилами).
Для предупреждения санитарно-эпидемиологической опасности, пожарной опасности и прочих видов опасности организации должны выполнять требования таких документов, как технические регламенты, санитарные правила и нормы (СанПин), правила пожарной безопасности и прочие нормативные документы.
В помощь бизнесу развитые государства выпускают кодексы надлежащей (наилучшей) практики (подробнее о них см. подпараграф 8.2 .3), в частности кодексы наилучшей торговой практики — GTP (Good Trading Practice). Хотя GTP необязательны к исполнению, они помогают бизнесу избежать неэффективных вложений. Улучшению системы охраны труда путем освоения GTP содействуют альянсы страховых компаний, поскольку они заинтересованы в том, чтобы уменьшить объем выплат по медицинским страховками, взыскать компенсацию с настоящих виновников травм и болезней.
Базовым инструментом управления безопасностью, который применяют руководители магазинов в развитых странах, является пошаговый процесс управления рисками.
Подавляющая часть торговых предприятий заботится о безопасности своих сотрудников и посетителей тем или иным способом: от предупреждения "Осторожно, скользкие ступени" на двери магазина до стандартов крупных розничных сетей.
Управление охраной выделяется в отдельный процесс в том случае, когда она может повлиять на стабильность дохода магазина.
Ниже рассмотрен (табл. 8.2) пятишаговый процесс управления рисками на примере зарубежного винного магазина [24]. При проведении процедуры используется чек-лист, в который вписываются источники опасностей и меры по управлению рисками.
Таблица 8.2
Процесс управления рисками
Название компании: |
Для оценки рисков: |
||||
Шаг 1. Перечень рисков |
Шаг 2. Кто может пострадать |
Шаг 3 |
Шаг 4. Кто устраняет риски |
Шаг 5. Дата пересмотра |
|
Что уже делается |
Что необходимо сделать |
||||
Ручной подъем тяжестей. Доставка, заполнение полок. |
Сотрудники могут получить растяжения и синяки на теле при неверной оценке тяжести |
Персонал обучен правильно поднимать тяжести. На высоких полках лежат только легкие товары. Есть тележка для перемещения больших коробок, например при доставке газет, и персонал обучен использовать ее безопасно. На лестницах и в коридорах поддерживается порядок. Газеты присылаются в пачках приемлемого размера и веса |
Напомнить персоналу, что при доставке любые товары (кроме тех, которые можно легко поднять) надо возить на тележке |
Менеджер и сотрудники |
|
Подскальзывания, спотыкания и падения. Крыльцо (в дождь), пятна грязи и жира, товары на полу, перепады поверхности, пол вокруг морозильника |
Персонал и покупатели могут получить растяжения, переломы и синяки |
Персонал выполняет правило "закончил операцию — сразу убери за собой". Всегда ставятся знаки "Мокрый пол". Пол моется только в часы закрытия магазина. В дождливую погоду кладется нескользкое покрытие у входа. Везде хорошее освещение. Персонал носит обувь с устойчивой подошвой |
Сотрудникам — обращать внимание на зону морозильника. Вытекшую из него талую воду немедленно удалять |
Все сотрудники |
|
Что уже делается |
Что необходимо сделать |
||||
Контакт с отбеливателем и другими чистящими средствами |
Выполняя уборку, сотрудники могут повредить кожу и глаза при прямом контакте с химикалиями. Испарения могут вызвать затруднения дыхания |
Используются швабры, щетки и прочные резиновые перчатки. Персонал обучен безопасно использовать чистящие средства, следуя инструкциям, правильно разводить концентраты и никогда не наливать их в непомеченные емкости |
Заменить "сильные" химикалии более "мягкими" везде, где возможно. Напомнить сотрудникам о необходимости следить за появлением сухой, красной или зудящей кожи на руках. Напомнить сотрудникам о необходимости мыть перчатки перед снятием и снимать их осторожно |
Менеджер |
Шаг 1-й. Менеджер, обходя магазин, склад и другие помещения, фиксирует все источники опасности.
Шаг 2-й. Менеджер заполняет второй столбец чек-листа, в котором указывает, кто и как может пострадать.
Сюда полагается включать не только штатных работников, но и другие категории людей, которые оказываются в зоне магазина, включая контрактных работников (например, мойщиков или инженерные службы торгового центра), а также покупателей. Отдельно надо учесть неопытных сотрудников, беременных женщин, инвалидов и другие уязвимые группы людей.
Шаг 3-й. Менеджер указывает, что предпринимается для устранения каждого источника опасности; что необходимо сделать дополнительно. Основанием для дополнительных мер является изучение лучших практик, рекомендации опытных коллег из других магазинов, имеющих позитивный опыт снижения травмоопасности.
Шаг 4-й. Менеджер собирает персонал, обсуждает результаты, назначает исполнителей, объясняет, как будет контролироваться исполнение указаний, и вывешивает чек-лист в комнате для персонала.
Шаг 5-й заключается в поддержании работоспособности системы управления рисками. Внешняя среда меняется, поэтому управленцам рекомендуется ежегодно пересматривать чек-лист, вписывая новое оборудование и другие влияющие факторы.
Другой пример применения пятишагового процесса представлен в Приложении 7. Из примера видно, что толчком к применению этой процедуры является размер убытков от потенциальных несчастных случаев.