Охрана природных объектов в городских и сельских населенных пунктах
В границах городского или сельского населенного пункта находятся различные природные объекты, в разной степени приспособленные человеком для своих потребностей. Однако вне зависимости от своего состояния они образуют экосистему населенного пункта, являющуюся составной частью экологической системы РФ в целом. На территории населенных пунктов вопросы использования и охраны отдельных природных объектов обладают определенной спецификой, обусловленной потребностями обеспечения нормального функционирования городских и сельских населенных пунктов.
Одним из главных факторов оздоровления экологической обстановки на территории городов и других населенных пунктов является наличие на их территории системы озелененных территорий. Их роль в поддержании благоприятного качества окружающей среды населенных пунктов по- своему уникальна, поскольку они выполняют роль зеленых фильтров в очищении городского воздуха от копоти, пыли, газа, дыма, выбрасываемых в воздух промышленными предприятиями и автомобильным транспортом, обогащают воздух кислородом, служат одним из средств борьбы с шумом, оказывают положительное влияние на климат, защищают источники водоснабжения от загрязнения и служат местом организованного отдыха населения.
Наличие таких территорий позволяет снизить на 40–50% влияние негативных экологических факторов, воздействующих па городских жителей. Особенно велика их роль в нейтрализации вредных выбросов автотранспорта. Весь санитарно-гигиенический и ландшафтно-рекреационный потенциал озелененных территорий раскрывается в полной мере только при сочетании различных категорий и типов зеленых насаждений, образующих единую систему в пределах городских и пригородных территорий.
Зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов – это совокупность городских лесов и зеленых зон,
расположенных в границах населенного пункта и выполняющих экологические, оздоровительные, рекреационные, эстетические и иные функции в целях смягчения неблагоприятного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду населенных пунктов и поддержание там экологического баланса.
Городские леса – это совокупность зеленых насаждений (деревьев и кустарников) в границах категории земель населенных пунктов, для которых предусмотрен ряд особенностей использования и охраны, обусловленных необходимостью сохранения ландшафтов, растительного и животного мира, окружающей среды населенных пунктов, улучшения микроклимата, организации отдыха и спорта населения, защиты территории от ветровой и водной эрозии.
Под зелеными зонами следует понимать часть территории городского или сельского населенного пункта (бульвары, парки, скверы и т.д.), занятую совокупностью зеленых насаждений, включая древесно-кустарниковые, травянистые и цветочные растения естественного и искусственного происхождения.
Городские леса и зеленые зоны подлежат особой охране в силу ст. 102 ЛК, относящей их к разновидностям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (разновидности защитных лесов).
Территории, на которых расположен зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов, могут располагаться в границах рекреационных зон либо в составе иных территориальных зон, выделяемых в соответствии с требованиями ГрК.
Территориальная зона – это часть территории муниципального образования, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков, а ее границы определены при зонировании земель в соответствии с земельным, экологическим, градостроительным, лесным, водным и иным законодательством.
Исчерпывающего перечня территориальных зон ГрК не содержит. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, в соответствии с п. 2 ст. 85 ЗК устанавливается единый градостроительный регламент.
К зеленому фонду населенных пунктов по своим экологическим функциям тесно примыкают находящиеся за пределами границ населенных пунктов пригородные зоны, в составе которых также могут выделяться зеленые зоны, выполняющие санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Например, в зеленых зонах Волгограда, Камышина, Котельниково, Калача создано около 7 тыс. га искусственных насаждений.
Земли пригородных зеленых зон могут быть отнесены к землям рекреационного назначения – разновидности земель особо охраняемых территорий. В состав зон рекреационного назначения ч. 11 ст. 35 ГрК включает зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В этом случае в соответствии со ст. 105 ЛК в их границах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, в том числе: использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.
Вместе с тем ст. 86 ЗК допускает использование земельных участков из состава земель промышленности и иного специального назначения, на которых расположены зеленые зоны, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства РФ в целях строительства, реконструкции и эксплуатации аэродромов.
По функциональному назначению зеленые насаждения, образующие зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов, располагаются на трех видах территорий: территориях общего пользования (скверы, бульвары, городские леса и т.д.); территориях ограниченного пользования (в пределах жилой, промышленной и иной застройки, включая древестно-кустарниковую растительность садовых, огородных и дачных участков; территориях, особо ценные в культурном отношении); территориях специального назначения (санитарно-защитные, охранные зоны).
Особое место среди них занимают зеленые насаждения особо охраняемых природных территорий городских и сельских населенных пунктов, например, произрастающие в дендрологических парках и ботанических садах. Такая территория получает особый эколого-правовой статус.
Следует различать понятия "охрана" и "защита" зеленых насаждений. Как указывает Ю. И. Щуплецова, под охраной понимается весь комплекс мероприятий по сохранению и развитию зеленых насаждений, а иод защитой только те мероприятия, которые направлены на противодействия таким вредным факторам, как болезни, вредители, пожары[1]. Подобный подход прослеживается и в ЛК.
Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие системы зеленых насаждений, необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Указанные мероприятия могут состоять в возложении обязанностей на граждан и юридических лиц, а также в осуществлении мероприятий по охране зеленого фонда органами государственной власти и местного самоуправления.
Одним из направлений в деятельности по озеленению городских территорий является переход от стратегии создания отдельных (единичных) зеленых островков к созданию (поддержанию и восстановлению) крупных зеленых массивов.
Особое место среди такого рода зеленых насаждений в городах занимают городские леса. Они отличаются от прочих лесов, прежде всего, малой площадью занимаемой территории, которая ограничена границами населенного пункта. Кроме того, городские леса, как правило, созданы искусственно, хотя есть примеры того, как естественные леса, произраставшие на землях, застроенных городскими населенными пунктами, претерпевали существенные изменения и превращались в рекреационные зоны.
Наряду с охраной зеленых насаждений, важнейшей задачей охраны окружающей среды населенных пунктов является охрана водных объектов, расположенных в их границах. Эта взаимосвязь проявляется в том, что увеличение площади городской застройки увеличивает антропогенную нагрузку на водные экосистемы, что, в свою очередь, влечет ухудшение качества питьевой воды и увеличение вследствие этого смертности населения.
В целом охрана вод – это система мероприятий по сохранению и восстановлению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также ликвидации последствий указанных явлений. Как и в случаях охраны других природных объектов, задача охраны вод решается посредством возложения обязанностей на субъектов водных отношений (граждан и юридических лиц, а также публично-правовые образования), включая требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также посредством придания отдельным водным объектам особого эколого-правового статуса. При этом законодатель указывает на особенности охраны поверхностных и подземных вод, а также регулирует как общий порядок охраны вод, так и конкретизацию этих требований в зависимости от вида деятельности или места расположения источника загрязнения.
В числе общих обязанностей вышеуказанных субъектов можно выделить следующие:
– во-первых, охрана водных объектов населенных пунктов от загрязнения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Органы государственной власти осуществляют охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая загрязнение через поверхность земли и воздух, причем ситуация здесь далеко не идеальная;
– во-вторых, охрана водных объектов от засорения, т.е. накопления в них посторонних (обычно нерастворимых) веществ: строительного и бытового мусора, древесины и т.д. Реализация данной обязанности осуществляется посредством установления общего запрета на сброс в городские водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов;
– в-третьих, предупреждение и ликвидация аварийного загрязнения водных объектов, которое возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты и причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей среды населенного пункта, а также биологическому разнообразию.