Лекция 16. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

В результате изучения главы бакалавр должен:

знать название законов, регулирующих охрану окружающей среды от отдельных видов негативного воздействия; ОГЛАВЛЕНИЕ требований, предъявляемых к охране окружающей среды от физического, радиационного, биологического и иных видов негативного воздействия; правоприменительную практику по вопросам охраны окружающей среды от различных видов негативного воздействия;

уметь правильно толковать нормы права, регулирующие вопросы охраны окружающей среды от различных видов негативного воздействия; грамотно применять правовые нормы, регулирующие вопросы охраны окружающей среды от различных видов негативного воздействия;

владеть навыками проведения консультаций граждан и юридических лиц по вопросам охраны окружающей среды от различных видов негативного воздействия.

Охрана окружающей среды от физического воздействия

Под негативным физическим воздействием понимается вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства, главным образом, атмосферного воздуха на здоровье человека и окружающую среду.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью ограничения такого воздействия, поскольку в на стоящее время более 20% жителей развитых стран, в том числе и России, страдает от повышенного шума, инфразвука, ультразвука, длительное воздействие которого вызывает серьезные заболевания. Еще около 45% населения постоянно испытывают чувство дискомфорта от действия повышенного шума, инфразвука, ультразвука. В Москве и Санкт-Петербурге в зоне повышенного акустического загрязнения проживает свыше 30% населения этих городов. В целом по Российской Федерации в различных регионах под действием сверхнормативного акустического загрязнения находится от 30 до 50% населения. На рабочих местах в промышленности и сельском хозяйстве действию повышенного шума, инфразвука, ультразвука и вибрации подвергаются не менее 20 млн человек. Существенный вред зданиям и сооружениям наносит вибрация, источником которой являются как промышленные предприятия, так и автомобильный и железнодорожный транспорт.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует закон прямого действия, регулирующий вопросы защиты населения и территорий от шума, инфразвука, ультразвука и вибрации. Имеющееся в стране законодательство, включая Закон об охране окружающей среды в части регулирования акустической среды и защиты от шума, инфразвука, ультразвука и вибрации, имеют декларативный характер и фактически не являются законами прямого действия.

В то же время Российская Федерация располагает вполне современной нормативной базой в области шума, инфразвука, ультразвука и вибрации.

К основным действующим нормативным документам следует отнести ряд государственных стандартов, например, ССБТ ГОСТ 12.1.003–83 "Шум. Общие требования безопасности"; ССБТ ГОСТ 12.1.012–90 "Вибрационная безопасность. Общие требования"; СНиП II-12–77 "Нормы проектирования. Защита от шума" и т.д. Общее число нормативных документов, регламентирующих параметры шума, инфразвука, ультразвука и вибрации, превышает 300 наименований. Поэтому продолжает оставаться актуальной разработка и принятие закона, который бы логически завершал пирамиду нормативно-правовых актов, регламентирующих защиту населения и территорий от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий.

Предусмотренные ст. 55 Закона об охране окружающей среды обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по предупреждению и устранению воздействия негативных физических воздействий на окружающую среду корреспондируют предусмотренному Конституцией и федеральными законами праву граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не должны оказывать вредное воздействие на здоровье населения.

В целях реализации данного права граждане имеют возможность требовать предоставления информации о состоянии факторов среды обитания, включая данные об уровне негативного физического воздействия на нее, осуществлять общественный экологический контроль, требовать возмещение в полном объеме вреда, причиненного здоровью или имуществу нарушением санитарного законодательства в части защиты населения и территорий от шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий и т.д. При этом экологическое законодательство не ограничивается установлением обязанностей по предотвращению факторов негативного физического воздействия только на здоровье граждан, предусматривая и меры по предотвращению такого воздействия и на объекты животного мира, места их обитания, естественные экологические системы и природные ландшафты.

Особую актуальность выполнение природоохранных мер по предотвращению физического воздействия имеет в местах наиболее компактного проживания населения – городских и сельских населенных пунктах.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Данный закон в ст. 27 устанавливает санитарно-эпидемиологические требования и к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека (машины, механизмы, установки, устройства и т.д.), которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), и нс должны оказывать вредное воздействие на человека.

Указанные меры не всегда соблюдаются на практике.

Типичным примером нарушения санитарных и экологических прав и законных интересов граждан является установка без их согласия на крышах их многоквартирных жилых домов приемопередающих антенн (например, для обслуживания сотовой связи). Подобные действия нередко ведут к превышению уровня электромагнитного излучения и ухудшению здоровья жителей близлежащих от антенн квартир.

Особое внимание экологическое законодательство уделяет обязательности учета экологического фактора при планировке и застройке в целях обеспечения устойчивого развития населенных пунктов, благоприятных условий проживания населения, в том числе предусматривает ограничения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Для предотвращения вредного воздействия сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования на окружающую среду обеспечивается соблюдение необходимых расстояний от таких объектов до территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон и других требований в соответствии с градостроительными регламентами и санитарными нормативами и правилами.

Наиболее существенна в физическом загрязнении окружающей среды роль транспорта, являющегося одним из основных источников шума в городах и вносящего значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.

В настоящий момент основными задачами, требующими решения в природоохранном аспекте, являются: определение экологически рациональной стратегии развития и обеспечения функционирования дорожной сети; рациональная организация движения транспорта и перевозок; обеспечение применения альтернативных видов топлива (сжатый природный и сжиженный нефтяной газ, этанол, растительные масла), электричества; обеспечение экологической сертификации продукции (транспортные средства, топливо-смазочные и эксплуатационные материалы, узлы и агрегаты); создание специальной системы мониторинга за загрязнением от транспорта, баз данных о потенциальных загрязняющих веществах и т.д.

Главное место среди мер по снижению воздействия негативных физических факторов на окружающую среду играет установление санитарно-защитных зон для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду токсических и иных веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека.

Для обеспечения соблюдения требований гигиенических нормативов в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие минимальные размеры СЗЗ: предприятия первого класса – 1000 м; предприятия второго класса – 500 м; предприятия третьего класса – 300 м; предприятия четвертого класса – 100 м; предприятия пятого класса – 50 м. Для объектов, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющим аналогов в стране и за рубежом, ширина СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача РФ или его заместителя.

Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена устанавливаются санитарные разрывы.

Санитарный разрыв определяется минимальным расстоянием от источника вредного воздействия до границы жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Санитарный разрыв имеет режим СЗЗ, но не требует разработки проекта его организации. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации и др.).

Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок, создаются санитарные полосы отчуждения. Минимальные расстояния учитывают степень взрыво-пожароопасности при аварийных ситуациях и дифференцированы в зависимости от вида населенных пунктов, типа зданий, назначения объектов с учетом диаметра трубопроводов.

Достаточность ширины СЗЗ по принятой классификации должна быть подтверждена выполненными по согласованным и утвержденным в установленном порядке методам расчета распространения шума, вибрации и электромагнитных полей с учетом фонового загрязнения среды обитания по каждому из факторов за счет вклада действующих, намеченных к строительству или проектируемых предприятий, а также данными натурных наблюдений для действующих предприятий.

Размеры СЗЗ могут быть уменьшены при объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений и замеров, подтверждающих снижение уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов; уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.

Размер СЗЗ должен быть увеличен по сравнению с классификацией при невозможности обеспечения современными техническими и технологическими средствами нормативных уровней по любому фактору воздействия, полученных расчетным путем и (или) по результатам лабораторного контроля. Размещение спортивных сооружений, парков, образовательных и детских учреждений, лечебнопрофилактических и оздоровительных учреждений общего пользования на территории СЗЗ нс допускается, равно как и размещение объектов для проживания людей.