Охрана объектов интеллектуальной собственности средствами административного законодательства

Административная ответственность является одной из часто используемых видов юридической ответственности, преимущество которой состоит в том, что установить личность нарушителя и привлечь его к данному виду ответственности можно гораздо быстрее, чем в гражданском и уголовном судопроизводстве.

Административная ответственность за нарушение авторских прав выражается в применении к правонарушителю таких административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ, как административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

При этом следует иметь в виду, что административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в данной сфере.

В настоящее время базовым составом административного правонарушения в сфере авторских прав является состав, предусмотренный ст. 7.12 КоАП РФ, – нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав.

Диспозиция ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев недобросовестной конкуренции.

Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, за исключением случаев недобросовестной конкуренции, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, выступают охраняемые государством авторские и смежные права. К объектам патентных прав относятся РИД в научно-технической сфере, отвечающие установленным ГК РФ требованиям к изобретениям и полезным моделям, и РИД в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным ГК РФ требованиям к промышленным образцам.

Субъектами правонарушений по данной статье являются физические лица (граждане, должностные лица) и юридические лица, нарушившие авторские и смежные права, изобретательские и патентные права. Субъективная сторона правонарушения – умышленная вина, которая также характеризуется умыслом и наличием цели – извлечения дохода. При этом виновный осознает противоправный характер незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично (ст. 2.2 КоАП РФ)[1].

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в вышеуказанных действиях граждан и должностных лиц, а также юридических лиц.

Раскрывая объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, следует иметь в виду, что под ввозом в Российскую Федерацию экземпляров произведений и фонограмм, являющихся контрафактными, следует понимать фактическое пересечение такими товарами таможенной границы и все последующие действия с экземплярами произведений и фонограмм, до их выпуска таможенными органами.

Незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм имеет место в том случае, если они являются контрафактными либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода. Ссылка законодателя на незакрытый перечень способов совершения правонарушения свидетельствует о бланкетном характере диспозиции ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ.

При раскрытии понятия "контрафактные[2] экземпляры" следует иметь в виду, что в большинстве случаев незаконного использования экземпляры произведений и фонограмм будут по тем или иным параметрам (признакам) отличаться от легальных копий. Характеристики отличий, выявленные соответствующими экспертами-специалистами, позволяют сделать вывод о наличии признаков контрафактности исследуемых товаров, которые, в свою очередь, будут служить лишь косвенными доказательствами нарушения авторских и смежных прав.

К признакам контрафактности аудиовизуальных произведений могут относиться[3]:

– отсутствие маркировки, содержащей наименование лицензиата и номера лицензии на корпусе аудио- или видеокассеты, на корпусе (защитном кожухе) иного магнитного или немагнитного носителя, а также на внутреннем кольце оптического диска вокруг установочного отверстия со стороны считывания;

– наличие на одном оптическом носителе двух и более фильмов (аудиовизуальные произведения в формате DVD в гражданский оборот выпускаются по одному фильму на каждом диске), а также наличие на диске фильмов, официальный выпуск которых только планируется (по информации РАПО);

– отсутствие документов (договора с правообладателем, лицензии органа коллективного управления авторскими и смежными правами), предоставляющих право использовать аудиовизуальные произведения путем их распространения;

– двусторонние носители (склеенные между собой стандартные компакт-диски), поскольку такая продукция не выпускается в России и за рубежом, отсутствует какая- либо техническая документация на их изготовление;

– на полиграфическом оформлении отсутствуют данные о правообладателе, производителе (изготовителе) на территории РФ;

– лицензия на носителе не соответствует лицензии на полиграфическом оформлении;

– товар перевозится навалом или в разукомплектованном виде (компакт-диски, видео-, аудиокассеты и др.);

– компакт-диски, нанизанные на стержень, незаписанные материальные носители;

– компакт-диски, аудиокассеты, видеокассеты без указания маркировки, содержащей наименование лицензиата и номера лицензии на корпусе аудио- или видеокассеты, на корпусе (защитном кожухе) иного магнитного или немагнитного носителя, а также на внутреннем кольце оптического диска вокруг установочного отверстия со стороны считывания;

– магнитная лента и корпуса для видеокассет поставляются раздельно;

– отсутствие данных о заключенных лицензионных договорах при ввозе (вывозе) партий магнитных, оптических, механических носителей информации.

При этом окончательный вывод о контрафактности товаров можно сделать лишь на основании подтверждения юридического факта отсутствия разрешения правообладателя на конкретный способ использования товара.

Не могут расцениваться как наличие достаточных данных, указывающих на событие правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, такие обстоятельства, как:

– присутствие на обнаруженных на внутреннем рынке РФ товарах (например, на компакт-дисках) надписей на английском языке (на русском языке надписи отсутствуют);

– наличие сведений о выявленных объектах авторского права и смежных прав в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности либо в реестре Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, которое ведет реестр лицензиатов, без установления факта незаключения автором или обладателем смежных прав с конкретным лицом соглашения на использование последним объектов авторских и смежных прав;

– заявление автора или обладателя смежных прав о привлечении к административной ответственности конкретного лица (без проведения надлежащей проверки поступившей информации на предмет установления факта перемещения товаров через таможенную границу РФ).

К документам, которые могут содержать сведения, необходимые для правильного разрешения дела, могут относиться[4]:

– таможенная декларация с прилагаемым пакетом документов;

– акт таможенного досмотра, в котором указаны сведения об объектах авторского или смежных прав (их упаковке);

– акт таможенной ревизии, содержащий информацию об обнаруженной продукции с признаками контрафактности;

– документы, свидетельствующие о факте совершения правонарушения (заключение эксперта, заявление правообладателя, содержащее данные, указывающие на наличие события правонарушения, данные, полученные в ходе его рассмотрения);

– учредительные и регистрационные документы для юридического лица, индивидуального предпринимателя;

– счета-фактуры, накладные, спецификации;

– объяснения лица, привлекаемого к ответственности, либо его законного представителя, потерпевшего и иных лиц, имеющих отношение к обстоятельствам совершения административного правонарушения;

– иные документы.

Копии документов, являющихся доказательствами, должны быть надлежащим образом заверены и приобщены к материалам дела.

В целях установления характеристик и свойств товаров, последующего исследования, выявления и закрепления признаков их контрафактности лицу, производящему проверку, надлежит взять пробы и образцы товаров и вынести определение о назначении идентификационной (на предмет определения признаков контрафактности товаров) либо комплексной экспертизы (идентификационной, патентной и товароведческой).

Поручать проведение экспертизы необходимо незаинтересованным лицам, а не правообладателю, иначе достоверность ее результатов может быть поставлена под сомнение.

Назначенная экспертиза осуществляется в том числе экспертами территориальных торгово-промышленных палат либо иных организаций, имеющих соответствующие документы, которые подтверждают полномочия эксперта на проведение экспертизы контрафактности товаров (например, сертификат о прохождении курса обучения в рамках программы повышения квалификации "Экспертиза контрафактной продукции" и др.).

Для получения заключения экспертизы у правообладателя подлежат истребованию образцы оригинальных товаров с нанесенными на них обозначениями (объектами интеллектуальной собственности) либо подробное описание конкретного обозначения, на основании которого выдано свидетельство на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара (при условии их предоставления правообладателем).

Экспертизой могут быть разрешены следующие вопросы:

– соответствуют ли представленные товары, маркированные определенными товарными знаками, образцам оригинальных товаров или документации, содержащей подробное описание конкретного обозначения, на основании которого выдано свидетельство на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара, представленных правообладателем;

– какова рыночная стоимость оригинальных образцов товаров, исходя из количества представленных образцов, обладающих признаками контрафактных;

– иные вопросы.

Дела об административных правонарушениях по ст. 7.12 КоАП РФ рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ) на основании протоколов, составленных должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), по ч. 1 данной статьи – также таможенных органов (п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а по ч. 2 – органов, уполномоченных в области регулирования и защиты патентных прав (п. 75 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Административное наказание обычно включает основное и дополнительное наказание. Так, кроме административного штрафа контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения подлежат обязательной конфискации.

Административная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, а также производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров предусмотрена ст. 14.10 КоАП РФ.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с реализацией охраняемых государством исключительных прав на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Понятие и правовая характеристика указанных объектов интеллектуальной собственности раскрываются в гл. 76 ГК РФ.

Субъектом правонарушения являются физические лица (граждане или должностные лица) и юридические лица. Как правило, специальными субъектами являются лица, заключившие международные договоры.

С субъективной стороны правонарушение является умышленным. Субъективная сторона административного правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется умыслом или неосторожностью.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ, состоит в незаконном использовании чужих товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, а также производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

Противоправными применительно к данному составу правонарушения признаются деяния, выразившиеся в незаконном использовании чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров.

Незаконным использованием товарного знака признается использование без разрешения правообладателя указанных средств индивидуализации в гражданском обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения[5]:

– на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

– при выполнении работ, оказании услуг;

– на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

– в предложениях к продаже товаров.

Незаконное использование общеизвестного товарного знака не ограничено его использованием для однородных товаров и распространяется для иных товаров. Однако незаконное использование для иных товаров не влечет административной ответственности, предусмотренной ст. 14.10 КоАП РФ.

Незаконным использованием наименования места происхождения товара является его применение на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот, лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и т.п., а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.

Сходные с товарными знаками, знаками обслуживания, наименованием места происхождения товара обозначения для однородных товаров представляют собой обозначения, тождественные или сходные с чужими знаками и наименованиями до степени их смешения (например, Panasonix вместо Panasonic – для бытовой техники).

При этом не могут рассматриваться в качестве достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ, такие обстоятельства, как:

– присутствие на обнаруженных на внутреннем рынке РФ товарах надписей на иностранном языке, свидетельствующих об их производстве за границей;

– низкое качество товаров, отсутствие сведений о месте изготовления продукции, присутствие на товарах товарных знаков иностранных компаний-правообладателей;

– наличие товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товаров в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности либо в Государственном реестре товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров Роспатента без установления факта непредоставления правообладателем права на использование указанных обозначений конкретному правонарушителю.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ, совершенных гражданами, рассматриваются судьями судов общей юрисдикции, совершенных индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами – судьями арбитражных судов.

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи арбитражных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции), таможенных органов (п. 1 и 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 63 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).