Лекция 13. Охрана материнства и детства

В результате изучения главы студент должен:

знать

• систему охраны материнства и детства в России;

• современную стратегию обеспечения здоровья женщин и детей;

• здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания детей;

уметь

• осуществлять медико-социальные исследования;

• использовать социокультурный потенциал национально-государственного управления для решения задач здоровья женщин и детей;

владеть

• основами медико-социальных практик в области охраны материнства и детства;

• современными технологиями организации медико-социальной помощи по вопросам охраны здоровья женщин и детей.

Система охраны материнства и детства

Здоровье матери и ребенка являются важнейшими показателями социального благополучия государства, и потому охрана материнства и детства в Российской Федерации рассматривается как одно из приоритетных направлений в области охраны здоровья населения.

Главная цель политики в этом вопросе – создание благоприятных условий для реализации важнейших для каждой женщины функций – рождения и воспитания здоровых детей.

На практике это требует от государства создания системы социально-правовой защиты женщин-матерей, а также формирования и эффективного функционирования специальных лечебно-профилактических учреждений охраны материнства и детства, которые в настоящее время представлены амбулаторно-поликлиническими, стационарными и санаторными учреждениями, специализирующимися на оказании медико-социальной помощи женщинам-матерям и детскому населению.

Охрана здоровья матери и ребенка является одной из важнейших задач социального государства, приоритетным направлением государственной политики в области охраны здоровья населения, поскольку от состояния здоровья женщин и детей зависит уровень воспроизводства населения, развитие трудового, интеллектуального, оборонного потенциала государства.

Среди множества факторов, влияющих на здоровье матери и ребенка, особая роль принадлежит социальным, поэтому состояние здоровья женщины-матери и ребенка является чутким индикатором социального благополучия населения и зрелости государства.

Социальная значимость здоровья матери и ребенка обусловливает и тот факт, что в систему показателей, используемых для оценки общественного здоровья, эксперты ВОЗ рекомендуют включать показатели, отражающие состояние здоровья этих групп населения, а также характеризующие организацию медико-социальной помощи женщине-матери и ребенку. Среди них важнейшими являются материнская и младенческая смертность как интегральные показатели оценки здоровья женщин и детей, а также доступность и охват беременных квалифицированной медицинской помощью.

Становление и развитие системы охраны здоровья матери и ребенка насчитывает не одно столетие, однако стройно она сформировалась в России лишь в XX в.

После Октябрьской революции 1917 г. охрана материнства и младенчества получает государственный статус. В Народном комиссариате государственного призрения был создан Отдел охраны материнства и младенчества, в подчинение которого передаются все учреждения, занимающиеся медицинским обслуживанием матери и ребенка.

На передний план выдвигается борьба с высокой младенческой смертностью. С этой целью разворачивается широкая работа по организации сети учреждений для детей. К 1920 г. в России было создано 108 домов младенца, 267 приютов для грудных детей и домов ребенка до трех лет. Важно также отметить, что среди первых декретов советской власти были и призванные обеспечить подрастающее поколение страны полноценным питанием ("Об усилении детского питания" от 14 сентября 1918 г.; "О бесплатном детском питании" от 17 мая 1919 г.), что можно рассматривать как важнейшую меру, направленную на сохранение здоровья детей.

Следует отметить, что с приходом к власти большевиков отношение к охране материнства и детства принимает политизированный оттенок. До революции профессиональная деятельность женщин не носила массового характера. Становление и развитие советского государства потребовало вовлечения в общественное производство женщин. Лозунгом тех лет стал призыв: "Освободить женщину от семейного рабства". В эти годы акцент делается на охране здоровья "женщины-работницы" и создании условий для сочетания последней трудовой деятельности с материнством.

Подтверждением этому является легализация в 1920 г. искусственного аборта, а также форсированное развитие сети учреждений "внесемейного воспитания": детских яслей, в которые женщина могла отдать ребенка в возрасте 2–3 месяцев, и детских садов, предназначенных для детей от трех до семи лет. Созданием этих учреждений обеспечивалось своевременное возвращение женщины после родов на рабочее место. На это было также направлено создание в детских яслях и садах специальных групп, в которых женщина могла оставлять ребенка на всю рабочую неделю.

Аналогичные группы "продленного дня" создавались и в школах. Организацию "внесемейного воспитания" также брали на себя интернатские учреждения для детей из многодетных или сельских семей, одиноких матерей, в которых дети школьного возраста могли проживать и обучаться, в то время как их матери трудились в сфере промышленного производства, сельском хозяйстве.

Создание таких учреждений, безусловно, сыграно позитивную роль в укреплении здоровья детей, снижении детской заболеваемости и смертности. Санитарные условия содержания здесь были в среднем намного лучше, чем те, которые существовали тогда в семейных жилищах. В дошкольных и школьных учреждениях детям обеспечивался режим обучения, питания, в них регулярно проводились профилактические осмотры и вакцинация, тем самым охрана здоровья детей постепенно становилась предметом деятельности не только учреждений здравоохранения, но и образовательных учреждений.

После 1920 г. консультации, обслуживавшие детей до одного года, превращаются в школы матерей. Тогда же возникают и консультации для беременных, которые вначале обслуживают только беременных, а затем и всех женщин.

На начальных этапах деятельность женских и детских консультаций носила исключительно профилактический характер, но постепенно они начинают приобретать и лечебные функции, а затем на женские консультации была возложена задача лечения женщин с гинекологическими заболеваниями. В результате в начале 1930-х гг. в СССР складывается трехзвенная система охраны материнства и детства, включающая:

– женские консультации, которые осуществляли диагностику беременности и наблюдение за беременными, лечение женщин с гинекологическими заболеваниями, а также выдачу направлений на искусственный аборт;

– родильные дома;

– детские поликлиники, в которых врачи-педиатры наблюдают и лечат детей с момента их выписки из родильного дома и до 15 лет.

После создания Народного комиссариата здравоохранения (Наркомздрав) Отдел охраны материнства и младенчества принимает на себя руководство женскими консультациями и родильными домами, а также яслями, детскими консультациями, детскими пищевыми станциями, молочными кухнями. В 1939 г. для руководства системой охраны материнства и детства в Наркомздраве создается специальное Управление лечебно-профилактической помощи (в дальнейшем преобразованное в Главное управление лечебно-профилактической помощи женщинам и детям).

Постепенно решается проблема научных исследований и подготовки квалифицированных кадров для данной сферы. Большой вклад в ее решение внесли созданные в городах Москве, Харькове, Киеве, Петрограде, а затем и в других крупных городах научно-исследовательские институты охраны материнства и младенчества, институты охраны здоровья детей и подростков, а также вновь создаваемые педиатрические факультеты медицинских вузов.

Переломным моментом в развитии системы охраны материнства и детства в СССР стал 1936 г. В стране активизируется работа по созданию учреждений охраны материнства и детства, в результате чего к 1940 г. 97% рождений в городах и 26,3% в сельской местности были охвачены системой родовспоможения. За эти годы удалось достичь существенного снижения показателей материнской и младенческой смертности, в том числе за счет улучшения обеспеченности учреждений квалифицированными кадрами, а также внедрения новых медицинских технологий. Это позволило снизить материнскую и младенческую смертность даже в годы Великой Отечественной войны.

Быстрый рост доступности квалифицированного родовспоможения, замедлившийся во время войны, вновь ускорился в 1950-х гг. и достиг пика к началу 1960-х гг., когда большинство родов как в городах, так и в сельской местности происходило в родильных домах. Вплоть до 1970-х гг. продолжает расширяться сеть учреждений дошкольного воспитания, благодаря чему почти половина всех детей в возрасте моложе семи лет посещают эти учреждения.

Таким образом, в период 1940–1980 гг. система охраны материнства и детства имела интенсивный характер развития: расширялась сеть учреждений здравоохранения, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям и матерям, росло число квалифицированных кадров акушеров и педиатров, внедрялись новые технологии.

После распада СССР охрана материнства и детства, как и вся система охраны здоровья населения, переживала тяжелые времена. Резкое снижение рождаемости привело к тому, что женские консультации, приоритетным направлением деятельности которых прежде было оказание помощи беременным, вынуждены были переориентировать свою работу на лечение гинекологических больных, а также деятельность по профилактике искусственных абортов, число которых в те годы существенно увеличилось. Социально-экономические преобразования не могли не отразиться и на здоровье детей. К сожалению, в эти годы профилактическое направление охраны здоровья матери и ребенка постепенно утрачивало свои позиции.

К настоящему времени в стране создана и функционирует стройная система охраны материнства и детства как совокупность мер государственного, общественного и частного характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, создание оптимальных условий для выполнения женщиной ее важнейшей социальной функции – рождения и воспитания детей, а также позволяющая ей сочетать материнство с производственной и общественной деятельностью.

В наше время служба охраны здоровья матери и ребенка является самостоятельной структурой здравоохранения. В ее состав входят 15,5 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений (женские консультации, детские поликлиники и амбулатории), 478 самостоятельных детских больниц (87,4 койки на 10 тыс. детей в возрасте от 0 до 14 лет).

В стационарных учреждениях развернуто 101,8 тыс. коек для беременных и рожениц, 109,4 тыс. коек для гинекологических больных. Обеспеченность врачами-педиатрами составляет 25,6 на 10 тыс. детей, акушерами-гинекологами – 5,4 на 10 тыс. женщин.

Кроме того, в охране здоровья матери и ребенка принимают участие специалисты научно-исследовательских учреждений, перинатальных и реабилитационных центров, детских санаториев и др. Заботу о сохранении и укреплении здоровья детей осуществляют и учреждения образования: детские дошкольные учреждения, школы.

Таким образом, система охраны материнства и детства в настоящее время представлена:

– учреждениями, оказывающими акушерско-гинекологическую помощь;

– лечебно-профилактическую помощь детям;

– комплексом социальных и правовых мер, направленных на поддержку материнства и детства.

Остановимся на их характеристике.