Охрана авторских и смежных прав
Российским государством и обществом уделяется повышенное внимание вопросам правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, особое место среди которых занимают объекты авторского права и смежных прав. В связи с расширением информационного пространства и распространением технических средств связи, совершенствованием процессов передачи информации (развитием сотовой связи и сети Интернет) осуществление правовой охраны авторских и смежных прав становится затруднительным и менее эффективным. Однако развитые государства стремятся на национальном уровне улучшить правовые средства охраны интеллектуальных прав, объединить свои усилия и принимают различные международные соглашения, направленные на охрану авторского права. В качестве примера можно привести Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной охране авторских прав (Москва, 25 июня 1993 г.); Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.); Договор ВОИС по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 г.); Договор ВОИС но исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 г.).
Для охраны авторского права и смежных прав применяются особые знаки. Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы "С" в окружности — ©; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения (ст. 1271 ГК РФ).
Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается па каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы "Р" в окружности; имени или наименования обладателя исключительного права; года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств (ст. 1305 ГК РФ).
Однако кроме российского законодательства при разрешении споров, связанных с нарушением авторских и смежных прав, необходимо учитывать международные принципы охраны прав авторов и смежных прав, которые закреплены, в частности, в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, а также в Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций. В соответствии с Бернской конвенцией охрана прав авторов базируется на следующих принципах:
1) национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран — участниц Конвенции, в любой другой стране-участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям;
2) возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.;
3) предоставления охраны во всех странах — участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.
Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, предусматривается, что охрана в стране происхождения произведения регулируется внутренним законодательством. Автор, если он не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана, пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы — граждане этой страны.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 19 июня 2006 г. № 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", решая вопрос о возможности правовой охраны произведения на территории РФ, необходимо учитывать, что охрана предоставляется авторам, которые являются гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений, как выпущенных, так и не выпущенных в свет, и авторам, которые не являются гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений, выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не являющейся участницей этой конвенции, и в стране — участнице Бернской конвенции. Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей Бернской конвенции к гражданам этой страны.
В Российской Федерации вопросами охраны авторских и смежных прав занимается Минкультуры России.