Ограниченность возможностей рынка

Порой рынок не только не устраняет, но, напротив, способен усугублять нежелательные тенденции или так называемые "провалы" в экономике. "Провалы" рынка — это сферы, где невозможна социальная защита населения, неуместны конкуренция и свободное ценообразование. Чаще всего это сферы социального или муниципального потребления, сферы естественных монополий, обслуживания инфраструктурных комплексов энергосетей или водоснабжения. Рыночные отношения не уместны также в сфере социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных и других групп населения. К провалам рынка относят также сферу поддержания равновесия национальной экономики, регулирование взлетов и падений промышленных циклов, занятости и инфляции. Несовершенства, "провалы" рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства. К ним относятся:

• законодательное регулирование предпринимательской деятельности и защита конкуренции в сфере рынка;

• использование бюджетной и налоговой политики для создания социальных программ защиты таких групп населения, как пенсионеры, учащиеся, безработные, инвалиды, многодетные семьи.

Государственное регулирование необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование не дают удовлетворительного решения существующих проблем в таких сферах, как поддержка развития фундаментальной науки, всеобщего образования, подготовки специалистов узкого профиля в общегосударственных интересах. Кроме того, рыночные механизмы не уместны в сфере обороны, охраны общественного порядка, соблюдения прав граждан, в обслуживании крупных инфраструктурных комплексов в области энергетики, водоснабжения, связи, транспорта (в особенности трубопроводного, космического) и др.

Государственное регулирование экономики и трансакционные издержки

Существует ли критерий, с помощью которого можно было бы определить меру сочетания рыночных механизмов и государственного регулирования? Ответ на этот вопрос имеет длительную историю. Так, почти три века назад российский автор И. Т. Посошков в своей "Книге о скудости и богатстве" (1724) обосновал необходимость совершенствования отечественной экономики (см. 23.1). Его идеи во многом предвосхитили ОГЛАВЛЕНИЕ реформ Петра I. Научный труд Посошкова на полвека опередил аналогичную работу Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776), которая также посвящена идее поиска более совершенной и богатой экономической системы в период первоначального накопления английского капитала (см. 23.1).

Поиск эффективной системы экономики и сегодня не утратил своей актуальности. Он затрагивает страны не только с реформируемой, но и с раз витой, вполне преуспевающей в данный момент экономической системой. Ряд выдающихся современных исследований, посвященных эффективности экономической системы, замыкает идея трансакционных издержек Нобелевского лауреата 2001 г. Роналда Коуза. Трансакционные издержки — это издержки, которые несет общество при выборе организационных форм существования экономики, поиске оптимальных масштабов и типов предпринимательских фирм. Регулировать или не регулировать рыночную систему? Ответ на этот дискуссионный вопрос остается открытым. Однако в современной действительности большинство стран применяют различные функции и инструменты регулирования, вследствие которых экономика приобретает форму смешанной рыночной системы. (См. схему 4.1.)

Координация экономики из единого центра является исключительно дорогостоящим процессом, и цена этой координации возрастает по мере роста масштабов экономики как объекта регулирования. В ряде случаев, по мнению Коуза, цена государственного регулирования экономики настолько высока, что оказывается нецелесообразной сама идея решения экономических задач из единого центра. Сопоставление результатов с затратами может дать представление об эффективности экономической системы любого масштаба.

Рис. 4.1. Модель смешанной рыночной системы, регулируемой государством

Сравнительная оценка трансакционных издержек позволила бы искать способы их сокращения, обеспечивая эффективность современной смешанной экономики, и эффективность ее рынков.

Экономические функции государства, в том числе при анализе конкурентного рыночного ценообразования по законам спроса и предложения, будут рассмотрены ниже.