Ограниченная пропускная и провозная способность

Согласно единодушному мнению экспертов, мощности транспортной инфраструктуры и развитых, и в развивающихся странах мира отстают от растущих потребностей в перевозках, и этот разрыв продолжает увеличиваться. Это означает, что рост спроса на перевозки все чаще вызывает задержки или сбои в работе транспортных систем из-за невозможности переработки или перевозки дополнительных объемов грузов.

Известен общий принцип, в соответствии с которым при проектировании путей сообщения, транспортных узлов и терминалов должен закладываться определенный запас их пропускной способности, учитывающий возможный рост объемов перевозок. К сожалению, на практике этот принцип чаще всего не реализуется из-за проблем финансирования транспортной инфраструктуры (см. об этом в гл. 5).

Рис. 2.5. Динамика изменения тарифа на грузовую автомобильную перевозку из Москвы в некоторые страны Европы (помашинная отправка)

Ограничения провозной способности могут возникать также в связи с дефицитом специализированного подвижного состава в определенные периоды. Например, в период уборки и продажи урожая зерновых культур может возникать нехватка вагонов-зерновозов. В то же время формирование парка специализированных вагонов, который целиком используется лишь несколько месяцев в году, означает омертвление значительных капиталовложений. Поэтому реальная ситуация в подобных сегментах рынка отражает экономический компромисс между стоимостью соответствующих ресурсов и возможностью их реальной окупаемости.

В силу указанных причин практически любая транспортная система имеет определенные "узкие места", которые становятся в определенный момент лимитирующими с точки зрения производительности этой системы. Так, в настоящее время в Российской Федерации, согласно имеющимся оценкам, четверть федеральных и половина региональных автомобильных дорог работают в режиме перегрузки. На железнодорожной сети, в частности на подходах к крупнейшим морским портам, существует значительное количество перегруженных участков, что создает препятствия развитию отечественного экспорта.

Транспортная политика развитых стран, наряду с развитием транспортной инфраструктуры, предусматривает такие меры по управлению транспортными потребностями, которые бы позволили замедлить темпы роста спроса на перевозки грузов относительно роста ВВП.

Повышенные риски

Транспортные коммуникации размещаются на значительных пространствах и в различных природных средах; они открыты для воздействия природно-климатических факторов. Объекты транспортной системы находятся под управлением различных административных структур и операторов, опыт, квалификация и оснащение которых неодинаковы. Товары в пути в сравнении с товарами, хранящимися на складе, в большей степени подвержены порче и повреждениям и более доступны для хищений. Наконец, транспорт в высшей степени уязвим для проявлений терроризма, который в конце XX в. приобрел глобальный характер.

В силу указанных причин транспорт объективно является сферой повышенных рисков. Одной из основных задач государственного управления транспортной деятельностью является обеспечение безопасного функционирования транспортных систем. При этом следует различать два направления деятельности: обеспечение безопасности движения (полетов, мореплавания), ОГЛАВЛЕНИЕм которого является противодействие природным и техногенным факторам опасности, а также человеческим ошибкам, и обеспечение транспортной безопасности — защита транспортных систем от сознательных воздействий, прежде всего террористической направленности.

Па уровне бизнеса управление рисками, связанными с транспортировкой, обеспечивается на основе сочетания специальных мероприятий и страхования соответствующих рисков (см. параграф 3.3).