Ограничения и запреты, связанные со службой в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации
Прокурорские работники обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные законодательством РФ. К их числу относятся запреты.
• на осуществление предпринимательской деятельности;
• выезд за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
• использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также на передачу их другим лицам;
• разглашение или использование в целях, не связанных со службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
• публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности органов прокуратуры, их руководителей, включая решения Генпрокуратуры РФ, если это не входит в его должностные обязанности;
• прием без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
• использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также на публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве прокурорского работника, если это не входит в его должностные обязанности;
• создание в системе прокуратуры РФ структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, организаций ветеранов органов и организаций прокуратуры) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
• вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законодательством;
• занятие без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законодательством;
• получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные прокурорским работником в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и передаются прокурорским работником но акту в орган прокуратуры, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных ГК. Прокурорский работник, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Прокурорский работник после увольнения со службы в прокуратуре не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Прокурорские работники не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Кроме того, они обязаны представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Невыполнение государственным служащим данной обязанности является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557. При этом п. 14 разд. II названного перечня посвящен должностям прокурорских работников в прокуратуре РФ.
Во исполнение данного документа Генпрокурором РФ издан приказ от 15.05.2013 № 155 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей". Кроме того, заместителем Генпрокурора РФ 16 марта 2010 г. утвержден дополнительный перечень должностей гражданской службы в Генпрокуратуре РФ, а соответствующие перечни утверждены приказами прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.
Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера – это юридически значимый документ, в котором прокурорский работник (гражданский служащий) под свою ответственность указывает величину дохода, полученного в период с 1 января по 31 декабря отчетного года, в том числе дохода от иной оплачиваемой деятельности, а также об основаниях приобретения имущества, видах собственности, обязательствах имущественного характера (заем, кредит и др.). Формы справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утверждены Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в кадровое подразделение в порядке, установленном приказом Генпрокурора РФ от 27.05.2014 № 287 "Об утверждении Положения о порядке представления в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и перечня должностных лиц органов и учреждений прокуратуры РФ, по решению которых осуществляется проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению и контроль за расходами" (далее Положение от 27.05.2014 № 287).
В соответствии с данным Положением прокурорские работники и федеральные государственные гражданские служащие, и другие работники, должности которых включены в соответствующий перечень должностей, ежегодно представляют:
1) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период от всех источников (включая денежное ОГЛАВЛЕНИЕ, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
2) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера на конец календарного года.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера могут быть представлены работником в кадровое подразделение как непосредственно, так и через работников, уполномоченных на это распоряжением соответствующего руководителя, который обеспечивает принятие мер, исключающих доступ к данным сведениям каких бы то ни было лиц.
Прокурорские работники и федеральные государственные служащие, замещающие должности, указанные в специальном перечне должностей, а также работники Академии Генпрокуратуры РФ, кроме того, обязаны представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышающую их общий доход и доход супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Сведения о расходах подлежат представлению вместе со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за соответствующий отчетный период (с 1 января по 31 декабря).
Управление служебных проверок и профилактики коррупционных и иных правонарушений Главного управления кадров Генпрокуратуры РФ осуществляет подготовку для размещения на официальном сайте Генпрокуратуры РФ в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Генпрокурора РФ, его первого заместителя и заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям, помощников первого заместителя и заместителей Генпрокурора РФ по особым поручениям, начальников главных управлений, управлений и их заместителей, начальника отдела (на правах управления) Генпрокуратуры РФ, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супругов и несовершеннолетних детей.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых согласно Положению от 27.05.2014 № 287, осуществляется в соответствии с законодательством РФ и организационно-распорядительными документами Генпрокурора РФ.
В указанном Положении устанавливается компетенция руководителей органов прокуратуры но принятию решения о проведении проверки. К примеру, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур либо лица, исполняющие их обязанности, принимают такое решение в отношении федеральных государственных служащих (прокурорских работников и гражданских служащих), проходящих службу в соответствующих прокуратурах, а также в отношении граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы в этих прокуратурах.
При осуществлении проверки кадровые подразделения вправе:
• проводить беседы с гражданином или государственным служащим;
• изучать представленные гражданином или государственным служащим дополнительные материалы;
• получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им материалам;
• направлять в установленном порядке запросы в федеральные государственные органы, государственные органы субъектов РФ, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, о достоверности и полноте сведений, о соблюдении требований к служебному поведению;
• направлять в установленном порядке запрос в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности;
• наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия.
На прокурорских работников, так же как и на государственных гражданских служащих органов прокуратуры, распространяются и иные ограничения, запреты, установленные ст. 17, 18 и 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В частности, прокурорскому работнику запрещено быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе; приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход, и др.